Заседание президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации

Вступительное слово Михаила Мишустина

Выступление Михаила Мурашко

Выступление руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анны Поповой

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы видим, что нагрузка на системы здравоохранения в регионах растёт. Особенно непросто приходится медицинским работникам в малых городах, где вплотную столкнулись с нехваткой персонала. Ведь врачи, фельдшеры, медсёстры, ухаживая за пациентами с коронавирусом, тоже заболевают. При этом людям необходимы и плановые медицинские осмотры, и регулярные консультации у специалистов.

Чтобы помочь регионам обеспечить качественную медицинскую помощь людям, Правительство выделяет средства на создание мобильных выездных бригад медиков и организацию их работы. Также будет оперативно оказываться консультативно-методическая помощь медицинским работникам в регионах.

Субсидии, которые выделяет Правительство, получат медицинские институты и клиники, где есть серьёзная научная школа и обширная практика. Таких учреждений по стране – 32. Некоторые из них, например, Центр имени Пирогова или Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава России, хорошо известны по всей стране.

Из профессионалов, работающих в этих структурах, будут сформированы бригады, которые станут выезжать в регионы и помогут наладить процесс оказания медицинской помощи больным с коронавирусом, а также вести приём людей по тем врачебным специальностям, которых на местах не хватает. Это позволит снизить нагрузку на региональные системы здравоохранения, что сейчас, в условиях распространения коронавируса, особенно востребовано.

Рассчитываем, что благодаря этим мерам людям более оперативно будет оказываться помощь, а пациентов с хроническими заболеваниями можно будет оградить от серьёзных осложнений здоровья в будущем.

Правительство расширяет коечный фонд для лечения больных с коронавирусом. Сегодня это два региона – Самарская и Оренбургская области.

С этого дня на базе Центра имени академика Фёдорова будет развёрнуто почти 200 коек для помощи пациентам Оренбургской области.

И ещё столько же мест дополнительно перепрофилируем для лечения больных на базе Самарского государственного медицинского университета. Там пациенты с коронавирусом начали получать помощь ещё весной.

Хочу обратить внимание руководителей субъектов Российской Федерации: надо постоянно поддерживать резерв свободных коек – как минимум в 20%, обеспечить доступность необходимых лекарств и их своевременный заказ на федеральном уровне.

Люди должны оперативно получать помощь и на дому, и в поликлиниках, и, конечно, при поступлении в больницы. Если для этого необходимо обеспечить участковых врачей и службы скорой помощи дополнительным автотранспортом, то можно и нужно использовать свободные машины органов власти, бюджетных предприятий, а также привлекать компании, профессионально занимающиеся перевозками. На это Правительство уже выделило регионам, напомню, более 15 млрд рублей.

Также необходимо максимально сократить время ответов на звонки людей в скорую помощь. Для этого нужно усилить работу кол-центров, чтобы каждый пациент мог своевременно получить необходимую консультацию. Привлекайте к этой работе волонтёров, в том числе психологов. Во многих регионах они уже успешно работают в рамках проекта «Мы вместе».

Сейчас своевременность и скорость принятия решений являются ключевыми критериями оценки эффективности действий власти. Но, к сожалению, решения во многих регионах по-прежнему принимаются слишком медленно. А это недопустимо сегодня. Прошу глав субъектов Российской Федерации учесть эти рекомендации в своей работе.

Правительство продолжает поддерживать социальных работников, которые в стационарах заботятся о людях, заболевших коронавирусом. Это и дома престарелых, и другие организации социального обслуживания, где люди проживают постоянно. Направим более 2,5 млрд рублей на выплаты работникам таких стационаров до конца года.

Перейдём к повестке дня.

На сегодняшний день вызывает озабоченность ситуация с оказанием медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией в ряде регионов. Там отмечается нехватка медицинских работников и достаточно высокий процент загруженности специализированных коек.

Михаил Альбертович (обращаясь к М.Мурашко), расскажите подробнее, что делается Министерством здравоохранения в этих направлениях. А также обязательно доложите о ситуации с наличием лекарственных препаратов в регионах. Пожалуйста, Вам слово.

М.Мурашко: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Прежде всего хотел бы отметить, что ситуация с коронавирусной инфекцией продолжает оставаться напряжённой. За последнюю неделю количество выявляемых случаев оставалось на достаточно высоком стабильном уровне. К настоящему времени развёрнуто 263 тыс. коек, эти койки востребованы, количество госпитализаций продолжает расти. В настоящее время занято в среднем по стране 84% коек. Значительно возросло количество пациентов, находящихся в том числе в реанимациях. Занятость здесь на сегодняшний день – 5300 коек, но наш резервный реанимационный фонд загружен сегодня менее чем на 25%, поэтому в этом отношении реанимационная защита полностью обеспечена.

В 53 субъектах занятость коечного фонда находится на уровне, близком к 90%. Поэтому фактически сегодня в регионах нами рекомендованы и проводятся мероприятия по использованию этапности, как это делается в период оказания медицинской помощи при боевых действиях.  Этапность –это означает, что есть койки первичного приёма и койки долечивания. Это позволяет нам в данной ситуации более качественно обслуживать наиболее тяжёлые категории пациентов и по возможности освобождать койки для интенсивного лечения, переводя пациентов на койки для менее тяжёлых больных.

В условиях высочайшей нагрузки сегодня – особый контроль за обеспечением кислородом. Последняя неделя показывает, что ситуация стабилизируется – совместными усилиями с Министерством промышленности и торговли и регионами. По-прежнему мы держим эту ситуацию на контроле. Особенно вновь разворачиваемые койки должны иметь кислородное обеспечение, непосредственно точки подключения.

Очень важно, чтобы разворачивание коек шло без ущерба для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями. Именно эта двухэтапность и вовлечение во второй этап оказания медицинской помощи (долечивание) санаторно-курортных учреждений позволяет не приостанавливать систему медицинской помощи неинфекционным больным.

Хочу отметить, что реанимационно-консультативные центры берут на себя всю нагрузку по консультированию. Не менее 10 бригад ежедневно находятся в регионах для организации оказания медицинской помощи, в том числе с привлечением специалистов из федеральных учреждений, которых Вы упомянули.

Напряжённая ситуация в Хакасии. Всю прошлую неделю интенсивно занимались там решением организационных и лечебных вопросов. 

К концу недели удалось её стабилизировать, в том числе с применением определённых противоэпидемических мер, несмотря на нарастание поступления пациентов.

В амбулаторный этап вовлечено на сегодняшний день большое количество студентов-медиков, профессорско-преподавательского состава. Более 40 тысяч студентов-медиков, волонтёров, в том числе младших курсов, уже сегодня принимают участие в оказании медицинской помощи.

В целом практически 510 тысяч медицинских работников участвуют в оказании помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией. Работает созданная по Вашему поручению система сбора данных от медицинских организаций по дефициту средств индивидуальной защиты, возможность обращения по этому вопросу непосредственно медиков и медицинского персонала – в целом за прошедшую неделю поступило 75 таких обращений. Это позволяет увеличить и скорость реагирования, для того чтобы минимизировать риски. Сегодня, например, была устранена ситуация с дефицитом СИЗ, возникшая в одном из районов в Сахалинской области.

По лекарственному обеспечению. Минздрав совместно с Росздравнадзором осуществляет мониторинг наличия лекарственных препаратов. По ряду международных непатентованных наименований по антибактериальной терапии объёмы выпуска Минпромторгом увеличены более чем в семь раз, например по азитромицину. Объёмы выпуска некоторых препаратов, используемых ранее по другим показаниям, в связи с расширением их применения для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, увеличились в 35 раз и более. Проведены Министерством здравоохранения видеоконференции с Минпромторгом и с регионами, направлено методическое письмо Министерства здравоохранения и Росздравнадзора по порядку амбулаторного обеспечения без задействования и направления пациентов в аптечные организации, для того чтобы минимизировать временные затраты на работу медицинского персонала и увеличить скорость поступления лекарственного препарата непосредственно пациенту.

Хочу сказать, что три субъекта Российской Федерации полностью отработали эту схему, но этого недостаточно. 32 субъекта полностью законтрактовали выделенные средства, по остальным контрактация пока на уровне 50–60%. Поэтому контроль за обеспечением лекарственными препаратами ведётся.

Мы видим, что наиболее сложными по своевременной поставке дефицитных лекарственных препаратов являются отдалённые сибирские регионы. Поэтому на сегодняшний день совместно с Министерством промышленности и торговли это взято на особый контроль – скорейшая доставка от производителя непосредственно до аптечных организаций.

Система маркировки и мониторинга движения лекарственных препаратов претерпела изменения и в целом стала работать практически без перебоев.

Отдельные вопросы, которые возникают, решаются. Работа по трансформации системы подтверждения диагноза, использованию тест-систем и усилению лабораторий также ведётся.

М.Мишустин: Спасибо, Михаил Альбертович. Прошу Вас лично контролировать ситуацию с наличием коек для лечения больных коронавирусом в регионах и, конечно, оперативно реагировать, если их не хватает.

Что касается лекарств, надо сформировать достаточный запас, для того чтобы оперативно предоставлять их регионам в случае необходимости. Надеюсь, что Вы совместно с коллегами по Правительству это также обсудите и необходимые мероприятия организуете.

Анна Юрьевна (обращаясь к А.Поповой), пожалуйста, проинформируйте о текущей эпидемиологической ситуации в стране.

А.Попова: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые участники заседания!

Ситуация в Российской Федерации остаётся напряжённой. Но она разная в различных субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день в стадии снижения находятся три субъекта, в стадии стабилизации – 55 субъектов. Хочу обратить внимание, что ещё чуть больше двух недель назад в стадии стабилизации находился только 31 субъект. В стадии продолжающегося роста находится 25 субъектов. И замедление роста регистрируется в двух субъектах.

Вместе с тем диапазон суточных цифр заболеваемости на 100 тысяч населения составляет от 1,8 в Республике Татарстан до 62 практически в Республике Карелия.

Наиболее высокие значения этого показателя отмечаются в уже упомянутой Республике Карелия, в Республике Алтай, Ямало-Ненецком автономном округе, Мурманской области и ряде других субъектов.

Из числа зарегистрированных за последние сутки случаев на долю острых респираторных вирусных инфекций приходится более 55%, лица без клинических проявлений составляют 25%, доля внебольничной пневмонии составляет 17,7%.

Хотела бы обратить внимание на возрастную структуру заболевших.

Так, на лиц старше 65 лет приходится 18%, на взрослых в остальных возрастах – 74%, на детей до 18 лет приходится 8% заболеваемости. Мы пришли к структуре, которая была у нас в летние месяцы, и эта структура стабилизируется на сегодняшний день.

Хотела бы доложить, Михаил Владимирович, что по Вашему поручению внесены изменения в санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика новой коронавирусной инфекции». Санитарные правила зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и сегодня опубликованы.

Изменения, которые внесены в правила, направлены на увеличение объёма тестирования. Вместе с тем внесены изменения и в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №31. И теперь планка для всех субъектов – не менее 200 исследований на 100 тысяч населения в сутки. Значительная часть субъектов выполняет большее количество исследований, но тем, кто ещё не выполняет, немедленно нужно довести эти уровни до заданной планки.

Хотела бы отметить, что изменениями предусмотрена выдача результатов из лабораторий в течение 48 часов после поступления материала. Это жёсткие требования, но их необходимо исполнить, для того чтобы снизить напряжение и с объёмом исследований, и со своевременным информированием человека, который имеет заболевание, и медицинского персонала, который должен взять под медицинское наблюдение такого пациента.

Основная задача сегодня – обеспечить неукоснительное соблюдение всех требований, которые заложены в санитарных правилах и постановлениях Главного государственного санитарного врача.

Совместно с Министерством цифрового развития мы ведём работу по переводу в цифровой формат передачи результатов лабораторных исследований на коронавирусную инфекцию. В рамках пилотного проекта с 6 по 13 ноября мы уже осуществили цифровую интеграцию между лабораториями Роспотребнадзора и порталом госуслуг. И завершение этой работы позволит очень быстро передавать информацию о результатах исследования через портал госуслуг.

В течение двух последних недель меры, которые ограничивают распространение инфекции, в различных субъектах принимались, в основном достаточно интенсивно. И результат – определённая стабилизация эпидпроцесса. Хотя ситуация остаётся крайне напряжённой.

Наиболее значимое влияние на течение эпидемического процесса оказывает контроль за соблюдением масочного режима. Среднее число штрафов за нарушение масочного режима за неделю на 100 тысяч населения в субъектах, где отмечается продолжение роста заболеваемости, – порядка 8. А в субъектах, где отмечается стабилизация, порядка 18 штрафов на 100 тысяч населения. Жёсткие меры и жёсткий контроль их обеспечения, безусловно, дают свой результат.

В субъектах, где установлены ограничительные мероприятия для лиц старше 65 лет и больных хроническими заболеваниями, летальность составляет 1,2. А в субъектах, где таковые мероприятия не введены, эта цифра увеличивается до двух раз.  

Хотела бы обратить внимание на то, что требования, которые сегодня вводятся в субъектах Российской Федерации, должны контролироваться и федеральными органами исполнительной власти, на что они сориентированы (поручения реализуются и по линии Роспотребнадзора, и Министерства внутренних дел), и, конечно, субъектами и муниципалитетами. Такой тренд позволит затормозить развитие ситуации и не допустить принятия более жёстких мер.

М.Мишустин: Спасибо, Анна Юрьевна. Ещё раз хотел бы обратиться к руководителям субъектов Российской Федерации. В большинстве регионов с напряжённой ситуацией причиной является несвоевременность решений по введению ограничительных мероприятий. Это ставит под угрозу жизни и здоровье людей, создаёт нагрузку на систему здравоохранения. Правительством со своей стороны обеспечивается вся нормативная и методическая база, для того чтобы у субъектов была возможность действовать проактивно. Прошу неукоснительно соблюдать санитарные правила, о которых только что сообщила Анна Юрьевна, и контролировать их исполнение на уровне регионов.

Ещё раз хочу подчеркнуть: важно учитывать мнение главных санитарных врачей регионов при выработке стратегии введения ограничительных мероприятий. Для сохранения здоровья наших граждан необходимо действовать проактивно, не дожидаясь ухудшения ситуации. 

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/40863/