Заседание Правительства

Вступительное слово Михаила Мишустина

Доклад руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева

М.Мишустин: Добрый день, коллеги!

Вчера Президент проводил совещание с членами Правительства, где в том числе обсуждались итоги нашей рабочей поездки на Дальний Восток. Правительство представило предложения по развитию округа, его экономики и социальной сферы, решению тех задач, которые особенно волнуют жителей.

Президент одобрил наши подходы, и мы продолжим прорабатывать меры поддержки дальневосточного региона.

Сегодня в повестке заседания Правительства – вопрос об увеличении межбюджетных трансфертов. Они предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию планов социального развития центров экономического роста Дальнего Востока.

Почти 258 млн рублей дополнительно направим Магаданской области на благоустройство парка «Маяк». Этот проект ранее стал одним из победителей Всероссийского конкурса в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Мы посетили его во время рабочей поездки в Магадан, пообщались с авторами проекта. Они рассказали, что можно улучшить, и теперь благодаря федеральному участию там будет реконструирован морской пирс, а сам парк станет удобнее для жителей.

Также Правительство выделит 253 млн рублей на завершение строительства школы с детским садом в Магадане. Она рассчитана на 50 учащихся и 30 дошкольников. Региональные власти должны проконтролировать, чтобы уже в этом году там закончились все строительные работы.

Ещё 23 млн рублей пойдут на приобретение реабилитационного оборудования для создаваемого в Камчатском крае центра по оказанию помощи детям-инвалидам, а также на обучение специалистов, которые будут в нём работать.

Камчатка – сейсмоопасный регион. Сегодня рассмотрим вопрос о выделении 180 млн рублей на мероприятия по повышению устойчивости жилых домов.

Во время поездки мы затрагивали и тему аварийного жилья. Она актуальна не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах. По поручению Президента будем решать проблему ускоренными темпами. И на эти цели в целом по стране сегодня направим дополнительные 50 млрд рублей. Это позволит в ближайшие два года расселить дополнительно более миллиона квадратных метров жилья, а значит, больше людей смогут улучшить свои жилищные условия.

Сегодня дополнительно направим 34 млрд рублей субъектам Российской Федерации и городу Байконуру на ежемесячные выплаты на детей от трёх до семи лет. Это около 5 тыс. рублей на ребёнка. По указу Президента с этого года такие выплаты назначаются малообеспеченным семьям.

Ещё один важный вопрос касается обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно на эти цели государство направляет свыше 30 млрд рублей. В этом году Правительство дополнительно выделит на решение жилищного вопроса более 2 млрд рублей 10 регионам с наиболее сложной ситуацией в экономике и социальной сфере. Это позволит обеспечить собственным жильём ещё около полутора тысяч детей-сирот в Алтайском крае, республиках Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тыва, Курганской и Псковской областях и Чувашской Республике.

Теперь о мерах поддержки работников медицинских и иных организаций, которые заботятся о тех, кто заболел коронавирусом. Хотя в целом по стране ситуация стабилизировалась, случаи заболеваний сохраняются. И люди, которые работают с такими пациентами, по-прежнему находятся в зоне риска. Все они получают стимулирующие выплаты за особые условия труда.

Правительство выделит почти 22 млрд рублей для этих выплат врачам, среднему и младшему медперсоналу, водителям скорых. Дополнительно выделим более 320 млн рублей на выплаты медицинским работникам центров Федерального медико-биологического агентства. Прошу ускорить перечисление этих средств в регионы, чтобы люди как можно быстрее получили свои деньги.

Также ответственно прошу отнестись к перечислению стимулирующих выплат для работников организаций социального обслуживания. Сегодня направим на это дополнительно ещё более 1,8 млрд рублей. Такие выплаты получат сотрудники домов престарелых, интернатов для инвалидов, ряда других социальных организаций. Там для предотвращения распространения коронавируса введён особый режим работы. Сотрудники временно проживают на территории таких стационаров в течение двух недель. Конечно, им нелегко, и мы им очень признательны. Ведь благодаря их самоотверженности удалось сдержать распространение коронавирусной инфекции среди людей, которые постоянно живут в социальных стационарах.

Мы уже обсуждали необходимость повышения уровня пожарной безопасности в регионах. Сегодня выделим Забайкальскому краю 200 млн рублей на строительство быстровозводимых модульных зданий пожарных депо, а также на приобретение пожарных автомобилей. Это позволит подразделениям МЧС в крае более оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.

Кроме того, в повестке заседания – выделение субсидий по ряду отраслей, в том числе на поддержку лёгкой промышленности. На эти цели направим миллиард рублей. Около половины средств пойдут на возмещение затрат предприятий по кредитам, а также на приобретение оборудования, стимулирование спроса и другие меры, которые помогут повысить конкурентоспособность отрасли, в том числе в сфере производства льняных изделий.

Вопросы поддержки лёгкой промышленности обсуждались ранее на совещании у Президента. Рассчитываем, что решение, принятое сегодня Правительством, поможет отрасли успешно преодолеть падение спроса, а главное – позволит сохранить рабочие места на предприятиях.

Мы продолжаем работу и по развитию дорожной сети в регионах. Сегодня выделим около 5 млрд рублей на эти цели. Бóльшая часть этих средств – около 3,5 млрд – пойдёт на улучшение дорожной сети в городах и населённых пунктах в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это позволит как ускорить достижение результатов, намеченных на следующий год, так и запустить новые проекты в Магнитогорске и Тюмени. Остальные средства – около 1,5 млрд рублей – будут выделены в рамках реализации ведомственной целевой программы. Предусматривается софинансирование реконструкции автомобильного тоннеля в Республике Северная Осетия – Алания, а также строительства автодорожного обхода Хабаровска.

Правительство выделит 1,2 млрд рублей на развитие внутреннего и въездного туризма. Гранты по результатам конкурса смогут получить компании и индивидуальные предприниматели, которые предложат новые интересные проекты по созданию туристских маршрутов и мобильных путеводителей, инфраструктуры, которая нужна для формирования безбарьерной среды, и по другим направлениям. Размер гранта будет определяться конкурсной комиссией по заявке претендента, но не сможет превышать 3 млн рублей. Это позволит поддержать 400 общественных и предпринимательских инициатив.

Также в повестке заседания сегодня – вопрос о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Подчеркну несколько важных моментов.

Очевидно, что для развития конкуренции предстоит многое сделать – на уровне и федерального Правительства, и региональных органов власти. Важно устранить препятствия для развития экономики, среди которых – высокий уровень государственного участия и низкая доля малых и средних предприятий в структуре экономики, а также несовершенное тарифное регулирование. Федеральная антимонопольная служба предлагает ряд мер, которые позволят продвинуться в решении этих проблем. Это и приватизация непрофильного государственного и муниципального имущества, в том числе с обеспечением приоритета для малого и среднего бизнеса, а также запрет до конца 2020 года на введение ограничений или прекращение подачи энергии, газа, тепла, воды для предприятий МСП в связи с неоплатой.

Подробнее о предлагаемых мерах расскажет руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев. Прошу Вас.

И.Артемьев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые члены Правительства!

Позвольте от имени Федеральной антимонопольной службы представить 14-й ежегодный доклад о состоянии конкуренции в стране Правительству Российской Федерации.

Три года назад вышел знаменитый указ Президента, первый в истории нашей страны, «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым был утверждён первый опять же в нашей истории Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы. Исполнение этого плана завершается в декабре 2020 года.

Правительством во исполнение этого указа были утверждены 18 отраслевых программ, практически охватывающих всю экономику, и в каждой из этих специфических отраслей были утверждены планы развития конкуренции.

Под руководством Президента состоялся Государственный совет, где  были даны конкретные поручения всем губернаторам. А проделанная нами совместно с Министерством экономического развития работа по итогам Государственного совета позволила утвердить так называемый региональный стандарт развития конкуренции, уже абсолютно современный и соответствующий реалиям сегодняшнего дня.

Из таких успешных мер, которые можно отнести к прошлому году, по исполнению указа – а вообще говоря, с выходом указа Президента завершилось окончательное формирование правовых основ антимонопольной политики в нашей стране – я бы отметил прежде всего принятие федерального закона №485, который ввёл общий запрет на создание и деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках. В результате количество этих предприятий только за один год после принятия закона сократилось на 18%, в 16 регионах уже утверждены планы сокращения и преобразования этих предприятий, в завершающей стадии эта работа находится ещё в 51 регионе.

Очень существенные изменения, благоприятные для конкурентной среды, произошли в области здравоохранения. Были созданы исключительно важные механизмы снижения цен на жизненно важные препараты. На основании многочисленных методик, которые утвердило Правительство, нами и Министерством здравоохранения были пересмотрены более 1 тыс. предельных цен на жизненно важные препараты, то есть самые необходимые людям, что привело к общему снижению этих цен в среднем на 40%. Это очень важный результат.

Также началась масштабная перерегистрация ранее утверждённых цен в соответствии с новыми подходами и принятием соответствующих новых поправок в закон «Об обращении лекарственных средств». И это тоже уже сегодня приводит к снижению этих цен в реальном выражении.

Что является принципиальным в этой сфере? Впервые ясно, точно и недвусмысленно в федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» было сформулировано понятие «взаимозаменяемость», и это делается теперь на основании клинических исследований по отношению к референтному препарату.

Далее. В прошлом году на территории Российской Федерации наконец был отменён внутрисетевой роуминг, что привело к снижению тарифов на услуги связи в роуминге в 10 раз. Экономия потребителей составила более 6 млрд рублей. При этом наши телекоммуникационные компании не только не проиграли, а за счёт увеличения трафика даже выиграли, о чём мы и говорили в своих прогнозах.

В жилищно-коммунальном хозяйстве была также большая проблема. На основании старого законодательства, 1990-х годов, регионы и органы местного самоуправления могли совершенно спокойно превышать установленный Правительством предельный уровень роста тарифов. Если Правительство устанавливало его, например, в последние годы на уровне 3–4%, то в регионах соответствующий рост мог достигать 100 и более процентов.

Внесением изменений в закон о ЖКХ и закон «Об электроэнергетике» удалось снизить соответствующее повышение тарифов, поставить их под контроль более чем на 91%. Соответственно, эта история и тарифная вакханалия, связанная с неуправляемым и неконтролируемым ростом тарифов в регионах, подходит к своему завершению.

Правительством также были утверждены методы сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат, и сейчас идёт внедрение этих эталонов. Это очень большая, масштабная реформа, которая благоприятно скажется на выравнивании условий российских регионов в энергетике, водоснабжении, водоотведении и других сферах.

За счёт того, что Правительством была снижена плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов, были существенно снижены тарифы региональных операторов. В области газоснабжения обеспечен переход к рыночному ценообразованию путём формирования биржевых цен и индикаторов. Сразу хочу сказать, что самое главное здесь даже не в том, что дают нам эти индикаторы. Самое главное – мы предоставили независимость всем потребителям газа и нефтепродуктов. В случае если им не удаётся договориться с естественной монополией и возникают барьеры и препятствия – они могут свободно купить на бирже необходимый товар.

Принято постановление Правительства №305 о сокращении максимального срока подключения к соответствующим системам инфраструктуры и газораспределительным сетям. В электроэнергетике Россия в рейтинге Doing Business в 2019 году заняла седьмое место по подключению к электроснабжению. Были внедрены новаторские механизмы ценообразования в пиковые часы по электрической нагрузке.

Очень важные постановления Правительства по развитию конкуренции связаны с решениями в области электроэнергетики, когда был установлен порядок расчёта ставки перекрёстного субсидирования, что дало основу для постепенного сокращения этого субсидирования.

Исключено практически полностью государственное регулирование цен, тарифов и сборов на ряд услуг субъектов естественных монополий в портах и на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Результат – развитие конкуренции между портами.

Стремительное развитие биржевой торговли демонстрировало рекордные темпы в 2019 году. Собственно, это было и по газу, и по химической промышленности, и по лесу. География поставок и номенклатура резко расширились. У нас один из самых успешных проектов по развитию конкуренции – это наша биржа.

Независимым изданием Global Competition Review в 2019 году российский федеральный антимонопольный орган был признан одним из самых эффективных – мы вошли в десятку из 140 антимонопольных ведомств различных стран мира.

Регионы активно включились в работу по развитию конкуренции. 100% регионов утвердили ключевые показатели развития конкуренции. 100% регионов утвердили новые «дорожные карты». 100% регионов внесли изменения в положения об органах исполнительной власти. И 100% регионов приняли акты об организации антимонопольного комплаенса.

Не выполнен указ Президента, о котором я уже говорил, – фундаментальный акт стратегического планирования в части принятия федеральных законов.

Не завершена работа в Государственной Думе, хотя Правительство приняло такое постановление, с принятием закона о принудительном лицензировании лекарственных средств. Исходя из высших ценностей российской Конституции, мы должны заботиться прежде всего о здоровье и жизни наших граждан, и, если иностранные компании завышают цены на жизненно важные препараты, обладая при этом патентом, российское государство, как это принято во всём мире, должно иметь право дать возможность российским лабораториям производить соответствующие препараты, спасая человеческие жизни, заплатив справедливое роялти патентообладателю.

Не принят соответствующий закон о реформировании правового регулирования деятельности естественных монополий.

И не принят впервые в нашей истории предлагаемый закон об основах тарифного регулирования в России. Мы до сих пор в точности не можем сказать, что должно быть обязательно в тарифе, чего не должно быть никогда в тарифе, в каком случае осуществляется нормирование и по каким формулам.

В общей сложности из «дорожных карт», утверждённых Правительством, на сегодняшний день не реализовано 40% мероприятий. Это говорит о том, что половина мероприятий национального плана в настоящее время не исполнены. У нас остаётся всего несколько месяцев до конца этого года для того, чтобы это реализовать.

В нашем законе о конкуренции записано, что, если речь идёт о правах интеллектуальной собственности, на неё не распространяется антимонопольное законодательство. Такого ограничения нет в законодательстве ни одной из стран.

Правительством Российской Федерации существенно сокращены возможности по заключению и реализации регуляторных контрактов. Уже прошли соответствующие совещания у Андрея Рэмовича (Белоусова). Эта проблема будет устранена.

Завершая своё выступление, благодарю Правительство за то, что было сделано за прошедший период, и хотел бы попросить Вас, уважаемый Михаил Владимирович, если возможно, к проекту решения добавить только один элемент: обратить внимание всех федеральных органов исполнительной власти, задействованных в реализации национальных проектов, на необходимость строжайшего исполнения указа Президента о развитии конкуренции в стране. Это должно быть одновременно учтено как для решения задач нового строительства и введения новых объектов, создания лучших социальных условий для наших граждан, так и для развития самой конкуренции, которое потом в автоматическом режиме будет приносить дополнительные блага нашей экономике.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/40280/