Встреча Михаила Мишустина с руководством фракции ЛДПР в Государственной Думе

Вступительное слово Михаила Мишустина

Сообщение председателя Государственной Думы Вячеслава Володина

Сообщение лидера фракции ЛДПР Владимира Жириновского

Вопрос председателя Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Михаила Дегтярёва

Вопрос председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергея Жигарева

Вопрос председателя Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, заместителя руководителя фракции ЛДПР Алексея Диденко

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы продолжаем проводить встречи с депутатами Государственной Думы в режиме видео-конференц-связи. Мы с вашими коллегами уже успели обсудить ряд вопросов, которые включены или в ближайшее время войдут в повестку нашей совместной работы. Это развитие агропромышленного комплекса, сельских территорий, строительство новых школ и развитие вузов, поддержка людей с низкими доходами, дистанционная работа учреждений культуры и многие другие вопросы. Причём по каждой теме приходится учитывать особые условия, в которых работают сейчас все органы власти. Будь это Правительство, Государственная Дума, региональные власти или органы местного самоуправления – мы все фактически мобилизованы на постоянную работу в режиме 24/7. Несмотря на продолжение борьбы с распространением коронавирусной инфекции, необходимо не только оперативно принимать меры, которые помогут пройти текущий сложный период, но и обеспечить восстановление деловой активности после окончания карантинных мероприятий.

Все действия Государственной Думы в последние недели показывают, что депутаты понимают свою ответственность за общий результат и при работе с инициативами Президента и Правительства действуют как надёжные, ответственные партнёры. Это наш ответ на те серьёзные угрозы и вызовы, с которыми столкнулась страна.

Работа по законодательным инициативам, которые поступают к вам из Правительства, ведётся оперативно, без ущерба для качества, очень профессионально. Я уже поблагодарил ваших коллег-депутатов за сотрудничество. Хочу сказать спасибо и фракции ЛДПР, которая не просто активно участвует в законотворческом процессе, но и делает это профессионально.

В нашей встрече сегодня участвует Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин, его заместители, а также лидер Либерально-демократической партии России Владимир Вольфович Жириновский, представители фракции ЛДПР.

ЛДПР по праву считается старейшей парламентской партией в Российской Федерации. Многие из участников нашей встречи возглавляют ряд важных комитетов, в них работают. Нам предстоит обсудить вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства, физкультуры и спорта, а также многие другие, о чём вы заявили, готовясь к нашей встрече. Хочу также сказать, что сегодня в нашей встрече принимают участие члены Правительства, в том числе мои заместители. Я их представлю. Это Дмитрий Юрьевич Григоренко, Татьяна Алексеевна Голикова, Дмитрий Николаевич Чернышенко. А также Министр транспорта Евгений Иванович Дитрих, Министр спорта Олег Васильевич Матыцин, Министр экономического развития Максим Геннадьевич Решетников.

Давайте перейдём к обсуждению. Хотел бы попросить выступить Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина, а потом – Владимира Вольфовича и всех остальных.

Пожалуйста, Вячеслав Викторович.

В.Володин: Ещё раз хочу вернуться к теме поддержки малого и среднего предпринимательства и выработки решений. У нас малое и среднее предпринимательство по-разному пострадало от коронавирусной инфекции и её последствий: есть те, кто действительно парализован, есть те, кто строит планы на будущее, и они достаточно оптимистичны, есть те, кто, увы, сегодня смотрит в будущее с большим пессимизмом. Поэтому нам правильно было бы посмотреть в плане поддержки не только федеральную часть, но и региональную и муниципальную. В обращениях, которые мы получаем, звучит вопрос, связанный с налогом на имущество, и вопросы, связанные с НДФЛ. Налог на прибыль – он у нас совместный: и федеральный, и региональный. Поэтому хорошо бы было к этой работе подключить регионы. Тем более Вы лично возглавили комиссию по развитию предпринимательства.

В.Жириновский: Добрый день, Михаил Владимирович, коллеги.

На первое место я ставлю проблемы дисциплины. Вы видите, как мы сидим? Все в повязках, в масках все. А у нас многие чиновники продолжают руки жать друг другу, обниматься, целоваться и так далее. Должна быть жёсткая позиция: забыть рукопожатия навсегда. Инфекции будут каждый год, этот коронавирус не последний, в 2021 году будет другой вирус, всё время будут инфекционные заболевания. Надо постоянно быть на расстоянии и залы строить с расчётом того, что и министры, и депутаты, все, кто в залах заседаний сидят, расстояние между ними должно быть 2 метра, не меньше. А для этого надо сократить чиновников в два раза и депутатов, и ничего не изменится в стране, только лучше будет. Слишком много у нас и чиновников, и депутатов.

И в кадровой работе использовать IQ, уровень интеллекта. Сегодня машины могут в этом помочь. Чтобы не подбирали кадры по национальному признаку, по гендерному признаку, по землячеству. Это же самое главное – кадровая работа. Подбирают людей, которых мы совершенно не понимаем. Появляется человек, возглавляет службу. Кто он такой, откуда взялся? Во всём мире политические партии формируют кадры. Мы видим, где подлец, а где молодец, герой.

Я советую Вам, Михаил Владимирович, учредить должность вице-премьера по дисциплине. Вы должны иметь отдельного человека, который будет обязательно отвечать именно за это. Иначе успехов трудно добиться именно в нашей стране.

Вот простой пример. С коррупцией как Вы будете бороться? Пришёл документ в любое ведомство в стране, два часа лежит у одного чиновника – молодец. потом через день – у другого чиновника, а через день у другого застрял на месяц. Всё, вот коррупция пошла. Неужели трудно определить? Вы же знаете прохождение документов по всей стране. Чиновник держит у себя документ, не принимает решение, не даёт деньги, потому что он ждёт взятку.

Я что предлагаю? Две недели задержка документа, не принимается решение, не выдаётся документ – представление прокурора в отношении этого чиновника; один месяц задержки – административная ответственность, большой штраф; два месяца задержки – уголовная статья. Тогда мы наведём порядок.

По строительству. Дайте команду Якушеву, Министру строительства, – проверьте все объекты: где они старые ремонтируют, а где новые строят. Новые – в два раза быстрее и в два раза дешевле. Нет, они ремонтируют старые. Три года строят – и в три раза дороже. Почему? Чтобы вытягивать деньги оттуда. Любой инженер скажет, что лучше это здание снести – 4–5 тыс. метров квадратных. Нет. Намеренно идут по пути ремонта, потому что ремонт помогает им воровать деньги.

Экономика России. До сих пор мы не знаем, какая у нас экономика. Вот три позиции.

Транспорт. У нас огромные расстояния: и воздушные пути, и железнодорожные, и автомобильные, и трубопроводные. Мы можем перевозить грузы всей планеты. И инженер транспортного машиностроения – главная фигура при подготовке кадров. Нам нужны свои «Сапсаны», свои скоростные поезда, чтобы скорость была 300–400 км/ч!

Второе – продовольствие. Мы можем производить нормальное продовольствие, без ГМО, у нас такое количество пашни.

И последнее – медицина. Сейчас сделайте рывок. Постройте огромное количество госпиталей, больниц, подготовьте кадры, чтобы мы были самой лучшей в мире страной по медицине.

Дайте команду: все медицинские вузы, училища – обязательное трудоустройство. Обязательное! Контроль за движением этих кадров. Врачи должны быть как военнообязанные, чтобы мы знали, где они. 

Кого готовят медицинские вузы, медицинские училища? 30% работают не по профилю. Обязательное распределение! Медицинские кадры должны идти на работу с первого курса, работать по профилю.

Подумать о восстановлении монополии на внешнюю торговлю. С этого начался слом нашей экономики. Разрешили торговать кому угодно. Слом монополии – это была ошибка. Алкоголь, табак, сахар – монополия здесь даст огромный доход. Должна быть жёсткая монополия – и на производство, и на торговлю. А если только производство, а торговля в частных руках, – мы ничего не получим. Или наоборот: торговля в государственных руках, а производство – частное.

НДС. В перспективе надо заменять НДС на налог с продаж. Как во всём мире. Потому что налог на добавленную стоимость не стимулирует развития экономики, он практически тормозит её. Мне рыбаки жаловались: входят в порт мурманский – заплати налог. Так они не продали рыбу ещё! И вся рыба ушла в Норвегию. А на Дальнем Востоке – в Японию, в Корею. Мы сами выпихнули наши рыбные запасы в чужие страны. Там не берут налог с вхождения в порт. Налог с продажи! Продал – заработал, тогда заплати налог.

Образование. В связи с пандемией давайте сократим число экзаменов, ЕГЭ. Один профильный пусть сдадут ребята, условно в июле, в спокойное время. Пусть вам доложит Министерство образования, у нас студенческих мест сегодня больше, чем абитуриентов. Давайте один экзамен профильный, а в перспективе и от него отказаться, идти по пути приёма, а потом уже отчислять неуспевающих.

В вузы и школы нужен новый учитель, новый преподаватель. У нас старая система. Дважды два четыре? Молодец, пятёрка. А я говорю: дважды два пять! Если я доказываю, что дважды два пять, я тоже должен получить пятёрку. Ставить оценку не за ответ, а за обоснование твоего ответа.

Борьба с коронавирусом. Не надо бояться испытать вакцину быстрее на людях. Вполне можно найти добровольцев. Пока мы будем на бычках испытывать, на кроликах, мы отстанем. Опять обгонят нас, и мы будем покупать эту вакцину.

Институт вирусологии. Почему его слили с институтом микробиологии? Это же ведущий институт. Вирусологи – они сегодня в зените и вперёд на 100 лет. И раковые заболевания вирусные, и ВИЧ-инфекция – везде вирус. Восстановите Институт вирусологии – и за три месяца можно будет сделать вакцину. С пенсии отзовите всех врачей. Они сидят, они хотят работать, все медработники, и дайте им работу в инфекционных больницах. Дипломы досрочно выдайте. Что нам ждать июнь-июль? Сейчас выдайте, в апреле, дипломы всем старшекурсникам медицинских вузов – и на работу целенаправленно, во все инфекционные больницы. И всё контролировать через военкоматы. Мы не можем создавать новые контрольные органы. Вот военкоматы пускай контролируют и медицинских работников.

Пропаганда. Посмотрите, лозунг «Оставайтесь дома». Как я воспринимаю, обычный обыватель, житель? Мне говорят: «Оставайтесь дома, пожалуйста». А нужна команда «Дома сидеть», чтобы люди поняли, что это спасение для них, что нужна изоляция. Включили понятие «каникулы». Нерабочие дни – это не отпуск и не каникулы, это обязанность каждого гражданина не идти на работу, а сидеть дома, сидеть, не выходить из дома.

Я заканчиваю. Передаю слово Дегтярёву Михаилу Владимировичу, комитет по спорту, молодёжи и по туризму.

М.Дегтярёв: Уважаемый Михаил Владимирович!

Кризис – это возможность для перевода отраслей экономики в «цифру». По туристической отрасли это электронная путёвка. Законопроект вынесен нами и нашим комитетом на ближайшее заседание Думы. Сейчас фактически в кризисных ситуациях государство собирает данные о туристах через МИД и туроператоров опросным путём. Кризис позволяет нам модернизировать всю отрасль, ввести механизм финансовых гарантий, увязать ГАС «Электронная путёвка» с фондом персональной ответственности операторов. И из наступившего кризиса нам нужно делать выводы по государственной политике в сфере туризма. В первую очередь – стимулировать предложение на собственном рынке. А с поддержкой выездного туризма пора заканчивать. Завозим заразу – вывозим деньги. Это нонсенс. Господдержку после кризиса должны получить те операторы и инвесторы, которые ориентированы на российский рынок исключительно. Объекты инфраструктуры у нас разбросаны по ведомствам, по госбанкам. И инвестиции проходят медленно и хаотично. Давно назрела необходимость создать государственный фонд туристической реновации. И уже из него отдавать бизнесу готовые инвестпроекты. Слить все туристические объекты в госфонд, оцифровать всё и предлагать рынку готовые решения – строительство отелей, санаториев, инфраструктуру, – увязав с госпрограммой по туризму и субсидированием процентной ставки бизнесу. По нашей оценке, это привлечёт в отрасль где-то в пропорции на один государственный рубль до 10 рублей с финансового рынка. А сегодня мы должны поддерживать туристов, особенно тех, у кого задерживаются деньги у турагентов и туроператоров. Всё вернуть. А самим туроператорам и турагентам, конечно, нужно сделать налоговые и кредитные каникулы, им оказать поддержку.

У нас выстроено конструктивное рабочее взаимодействие с профильным вице-премьером Дмитрием Николаевичем Чернышенко, с Минспортом, Минэкономразвития и Ростуризмом.

Уважаемый Михаил Владимирович, нам важно знать Ваше мнение относительно высказанных предложений по развитию внутреннего туризма, а также узнать о дополнительных мерах Правительства по поддержке туристической и спортивной отраслей в этот непростой период.

М.Мишустин: В первую очередь, Владимир Вольфович, отвечу на несколько моментов, которые Вы упомянули. Первое – про дисциплину. Вы знаете, что штаб, который возглавляет Татьяна Алексеевна Голикова, а также Роспотребнадзор, очень многое сделали, чтобы дисциплина была налажена. Поэтому я поддерживаю, что надо строго соблюдать те меры, в том числе и карантинные меры, которые на сегодняшний день расписаны. Они есть и на сайте Правительства, и на сайте Роспотребнадзора. Всё это подробно доводится, в том числе и средствами массовой информации. Вопрос в дисциплине.

Насчёт IQ в работе я согласен, Владимир Вольфович, мы стараемся так и делать – использовать IQ в работе.

Дальше – о вице-премьере по дисциплине, о чём Вы сказали. Это Григоренко Дмитрий Юрьевич, он вице-премьер, руководитель Аппарата Правительства, который в том числе отвечает за регламенты, сроки и жёсткое соблюдение. И в случае, как Вы говорите, если за две недели не отвечают, то он должен предложить принять соответствующие меры, в том числе и дисциплинарного характера. Но иногда есть сроки больше, Владимир Вольфович, чем две недели и месяц. Иногда есть и по два месяца – разные бывают поручения. Но я согласен: дисциплина — это очень важно.

По поводу экономики и по поводу инженеров, их важности в этой жизни. Мой профессор, который преподавал нам в своё время в техническом вузе, сказал интересную фразу: «Я видел очень много совершенно гениальных финансистов и экономистов, которые получились из не самых лучших инженеров, но не видел ни одного даже не очень хорошего инженера, который бы получился из гениального финансиста и экономиста». Обратный переход сложен. Я ни в коем случае не обижаю коллег, у которых профильное образование финансовое или экономическое, но это очень важно. То, что Вы говорите, я всячески поддерживаю. Придать в этом смысле значение инженерным дисциплинам, точным наукам и естественным знаниям – мы всячески это будем поддерживать.

Далее – по поводу строительства больниц. Абсолютно также согласен, потому что в этом смысле как раз такой рывок и делают и Татьяна Алексеевна, которая руководит этим процессом, и сегодня к нам присоединилось и Минобороны, которому выделены были соответствующие средства – около 8,8 млрд рублей на строительство 16 новых быстровозводимых больниц инфекционных. Я думаю, что это будет важным рывком.

То же самое я бы хотел сказать про вирусологию. Это очень важно. У нас есть совершенно блестящие учёные специалисты-вирусологи. Я сам очень много времени сейчас с ними провожу и проводил. Это и институт «Вектор», который все вы знаете, из Новосибирска. Это и наш противочумный институт из Саратова. Многие другие.

По поводу НДС. Занимался им очень серьёзно, и с Вами советовались в своё время. Здесь очень важный элемент. Вы правы были бы в том, что, если бы налог на добавленную стоимость плохо бы администрировался – плохо, потому что из него делали схемы, очень много схем было раньше, карусельные схемы, – тогда, да, можно было бы его в этом смысле сравнивать с налогом с продаж и так далее. Но дело в том, что Россия добилась очень серьёзных успехов, признанных всем миром, в том, что называется эффективное налоговое администрирование налога на добавленную стоимость. Все цепочки НДС в этом смысле в России прозрачны.

Владимир Вольфович, у нас самый низкий налоговый разрыв, такой термин есть, по налогу на добавленную стоимость. Он меньше 0,6%. В странах Европы везде он выше 10%, там есть вопросы с коррупционными схемами. Поэтому это очень важно, что если вы администрируете именно добавленную стоимость – внимание, то, что вы добавили, то есть то, что вы приумножили своим трудом, обработкой товара или чем-то ещё, – именно это облагается. Так вот здесь все отмечают, что он более справедлив, чем другие налоги. Кстати, США собирались его несколько раз вводить, но не смогли из-за того, что у них достаточно сложная координация между штатами, которые ввели налоги с продаж и разные налоги с продаж.

Теперь по поводу образования. Здесь давайте мы обсудим. Я попрошу Сергея Сергеевича Кравцова обязательно с фракцией ЛДПР переговорить на эту тему. И вопрос одного экзамена. Тут такая дискриминация, есть дети… Я скажу Вам откровенно, что мои дети учатся дистанционно сейчас. Если им преподают и они учатся, то многие хотят сдать ЕГЭ. Мы их что в этом ограничим? Здесь нужно как-то подумать. Я хотел бы, чтобы мы с Вами более системно поговорили на эту тему.

И отвечу на вопросы уважаемого Михаила Владимировича. Скажу сразу и про туризм, и про спорт. Сейчас обе отрасли переживают трудные времена. И мы видим резкий спад в туризме. А ещё  многие спортклубы вынуждены временно прекратить работу из-за карантина, если почти не все в крупных городах-миллионниках. Хотя и путешествия, и занятия спортом для многих это любимый способ провести свободное время.

Кроме того, вокруг каждого из этих направлений существует целая индустрия в сфере услуг, которая динамично развивалась, приносила доход, обеспечивала новые рабочие места.

Поэтому мы приняли решение поддержать предпринимателей, которые работают в туризме, спорте и физкультуре. Им предоставили отсрочку по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 года. Дальше мы посмотрим.

Кроме того, предусмотрены и целевые меры по поддержке отраслей. Были подготовлены поправки в законодательство, которые дают Правительству право принимать решение о порядке возврата средств, уже заплаченных туристами за поездку. Я имею в виду случаи, когда вводятся ограничения на въезд в другие страны или если жизнь и здоровье людей оказались под угрозой.

Мы также уменьшили размер взноса в резервный фонд объединения туроператоров на 2020 год. Сумма составит – один рубль для всех турфирм, кроме новичков на этом рынке, естественно.

Также Ростуризму из резервного фонда Правительства выделили 3,5 миллиарда рублей буквально на днях на поддержку туроператоров. Эти средства помогут им компенсировать затраты на транспортные услуги, включая авиаперелеты людей домой.

В.Жириновский: Жигарев Сергей Александрович, комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

С.Жигарев: Здравствуйте, Михаил Владимирович. Мы в комитете с тревогой смотрим на ситуацию, которая происходит в бизнес-среде. Безусловно, внимание оказывается малому и среднему предпринимательству. Хотелось бы, чтобы и большой бизнес, где работает огромное количество людей, тоже не оказался в стороне.

Мы подготовили сравнительную таблицу антикризисных мер в экономике в связи с пандемией коронавируса, какие меры правительства принимают не только в России, но и в других странах. Мы отправим Вам этот документ.

На чём мы бы хотели заострить внимание? Мы видим, что по малому и среднему бизнесу внимание обращено на налоги, на поддержку по зарплате, по процентным кредитным ставкам. Это всё, конечно, замечательно, но есть очень важная часть, четвёртая, мы бы хотели, чтобы Правительство её посмотрело. Известно, что малое и среднее предпринимательство у нас в основном находится в арендных помещениях, и это оплата аренды. Представляете, какое количество предпринимателей, которые арендуют площади в торговых центрах, в торговых точках, в складских помещениях  и, по сути дела, уже месяц не работают, но должны платить аренду. Причём мы посмотрели: в том числе арендует малый и средний бизнес государственное и муниципальное имущество. Если по каникулам или отсрочке платежей, по аренде коммерческой недвижимости как-то надо выстраивать схему, то есть с банками, с Центральным банком, о субсидировании этих ставок, то по государственному и муниципальному имуществу, мне кажется, можно было бы просто месяц арендной ставки им простить, поскольку они не работают. И это было бы серьёзной, существенной поддержкой.

М.Мишустин: Спасибо большое за вопрос, Сергей Александрович. По поводу государственного и муниципального имущества: мы же освободили по аренде. Сейчас рассматриваем как раз вопрос, связанный с коммерческой арендой, здесь более сложные отношения. Этой теме мы вообще повышенное внимание уделяем. Я возглавил Правительственную комиссию по развитию малого и среднего предпринимательства. Поддержку такого важнейшего сегмента экономики мы вообще выделили в специальный блок антикризисного плана. Я перечислю сейчас несколько ключевых решений.

Первое – это улучшение условий кредитования, что было важно на первом этапе, как только кризис пошёл. Мы здесь упрощаем требования к заёмщику в рамках программы льготных займов и расширяем возможность реструктуризации ранее выданных кредитов. Мы пролонгируем на полгода льготные кредиты таким образом, что оплату одной трети процентной ставки возьмёт на себя федеральный бюджет. Запустили специальный кредитный продукт – беспроцентный заём на зарплаты сотрудникам и другие неотложные нужды. То есть ставка – ноль. Это важно было, чтобы люди сохранили рабочие места и свои доходы. На первом, повторю, этапе. Даже докапитализируем региональные гарантийные и государственные микрофинансовые организации.

Далее – фискальные послабления. Это второй блок. Я сказал, что мы на шесть месяцев отсрочку сделали по всем налогам, кроме НДС. Отсрочка по страховым взносам для микропредприятий. Для всех остальных субъектов МСП ставку взносов мы снизили вдвое от той суммы, которая превысит МРОТ.

Третий блок – это ещё две финансовые меры поддержки. Это «арендные каникулы», то есть временная отсрочка платежей для небольших компаний при аренде государственного и муниципального имущества. И мораторий на начисление штрафов за нарушение обязательств по контрактам.

Наконец, четвёртый блок – это набор мер в контрольно-надзорной сфере. А именно – вообще мораторий ввели на проверки малого и среднего бизнеса. За исключением, конечно, случаев, когда есть угроза жизни или здоровью людей. Здесь государство не может и не должно абстрагироваться.

И ещё мы установили мораторий на процедуры банкротства, который будет действовать полгода.

Однако и этих довольно значительных мер поддержки может оказаться недостаточно. Мы это видим, Президент сегодня нам это поручил. И вы правильно говорите. Ситуация быстро меняется, нарастают проблемы, и даже принятый список мер, возможно, придётся актуализировать и думать о том, что ещё сделать. Для этого мы отслеживаем ситуацию в ежедневном режиме. Реагируем немедленно, разрабатываем дополнительные решения по поддержке экономики и, кстати, рассчитываем в этом на поддержку фракции ЛДПР.

Я скажу вам, что это поручение мы уже исполняем, сегодня уже идёт сбор предложений, в том числе и ваших. Как можно быстрее просил бы их направить, Сергей Александрович, для того чтобы мы финализировали в том числе и бюджетные траты. Но не забывайте о том, что мы уже серьёзно недополучим доходы – нефтегазовые, ненефтегазовые – в этом году из-за коронавируса. Это будет очень серьёзный удар по бюджету, и нам нужно всё объективно спланировать, чтобы и решить задачу обеспечения всех бюджетов – региональных, местных и федерального, – и помочь бизнесу. 

В.Жириновский: Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич, комитет по вопросам местного самоуправления.

А.Диденко: Уважаемый Михаил Владимирович!

Уже довольно много высказано хороших предложений. Тем не менее несколькими мазками, коротко – по линии Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Следует отметить, что мировая практика борьбы с пандемией коронавируса показывает, что федеративные государства менее эффективно борются с коронавирусом. Однако централизованный характер именно Российской Федерации позволяет нам очень выгодно выглядеть на их фоне.

Яркий пример того, как не должно быть, – это сегодня Соединённые Штаты Америки, чья федерация довольно децентрализована. Губернатор Калифорнии может позволить себе не принять, несмотря на поручение Президента, круизный лайнер с заражёнными в своём штате.

В Российской Федерации это вряд ли было бы возможно.

Вообще говоря, любая федерация – это баланс полномочий в отношениях центра и регионов. И в кризисных ситуациях, конечно, следует рассматривать изменение этого баланса и смещение его в центр принятия решения – на федерацию.

Мы все прекрасно понимаем, что наши законы – и 184-й (об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти), и 131-й (об общих принципах организации местного самоуправления) – довольно качественно написаны и эффективны. Однако нам следует предусмотреть очень оперативные, действенные механизмы лифта – перемещения, транзита – полномочий из регионов в центр и из центра в регионы. Причём необходимо предусмотреть для регионов оценку эффективности реализации этих полномочий, в случае ненадлежащего их исполнения – возможность привлечения ответственных должностных лиц, включая глав субъектов, к ответственности. И разумеется, в случае если регион не справляется с исполнением переданных полномочий, – изъятие их на федеральный уровень.

В портфеле комитета есть законопроект, подготовленный ко второму чтению, который касается оценки эффективности реализации переданных полномочий. Убеждён, что если, Михаил Владимирович, Вы поддержите нашу инициативу, то уже в ближайшие недели мы сможем во втором чтении эти поправки принять и в третьем – также в ближайшее время.

Что касается муниципального уровня. В условиях кризиса очень большая нагрузка ложится на органы местного самоуправления. Я напомню, что мы все ждём общероссийского голосования, на котором предстоит принять поправку в Конституцию, предложенную Президентом, что органы местного самоуправления являются составной частью единой системы органов публичной власти. И в таких сложных, чрезвычайных условиях мы понимаем, что это очень важное предложение и важная новация.

Тем более что ЛДПР с момента своего основания говорила о том, что для Российской Федерации более применимы централизованные и административные меры управления. У нас есть опыт, в нашей российской истории. Мы помним, что формально, юридически Советский Союз был федерацией, однако фактически ничего от федерации там не было. Но административные, императивные методы управления в первые годы войны показали свою эффективность, когда за три месяца мы эвакуировали полторы тысячи предприятий из западных регионов страны в Предуралье и за Урал, в Сибирь и Среднюю Азию.

В этой связи нам представляется возможным этот эффективный механизм предусмотреть в федеральном законодательстве и переносить полномочия в случае необходимости с регионального на федеральный уровень.

И ещё пара тезисов, которые представляются чрезвычайно важными.

Сегодня органы местного самоуправления должны выступать в качестве медиатора и сборщика всех проблем, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Поскольку муниципальный уровень власти наиболее приближен к гражданам, к бизнесу. Грубо говоря, главы районов, администраций знают всех бизнесменов поимённо. Поэтому на них сейчас должна возрасти нагрузка. Они должны провести мониторинг реально действующих предприятий, с тем чтобы льготными режимами не воспользовались те, кто держал свои предприятия в тени, не платил налоги, платил зарплату в конверте. Об этом, кстати, сегодня говорил Президент. И, на наш взгляд (фракции ЛДПР), эта поддержка должна оказываться тем предприятиям, которые продолжают функционировать, продолжают сохранять рабочие места.

Вызывает опасения ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вашим постановлением определены сферы, которые наиболее пострадали от распространения коронавируса. Вместе с тем представляется возможным по аналогии с отраслями, пострадавшими от коронавируса, определить отрасли критически важной инфраструктуры. Вне всякого сомнения, там должны быть транспорт, связь, медицина, образование и сфера ЖКХ, поскольку в условиях, когда две трети населения находится на самоизоляции, мы не можем допустить, чтобы жилищно-коммунальные предприятия остановились.

Мы целиком и полностью поддерживаем предложение об отмене пеней и штрафов за неоплату услуг ЖКХ. Фракция ЛДПР полагает, что возможно было бы отменить и плату за капитальный ремонт – это региональное полномочие. Такая мера была бы не слишком ощутима для фонда капитального ремонта, но весьма значительна для граждан.

Однако в связи с отменой штрафов и пеней возрастут неплатежи. Мы не можем допустить, чтобы жилищно-коммунальные предприятия встали, мы должны предусмотреть форму поддержки, в том числе используя средства бюджета. С тем чтобы котельные не остановились из-за того, что у них нет средств, кассовые разрывы и они не могут рассчитаться с поставщиками энергоносителей – мазута, газа или угля.

И в целом кризисная ситуация заставляет нас по-новому взглянуть на эффективные, синхронные и ритмичные взаимодействия органов Федерации, регионов, местного самоуправления в вопросах борьбы с пандемией. Надеюсь, уважаемый Михаил Владимирович, на Вашу оценку и комментарии по поводу этих предложений. Выражаем свою готовность в ближайшее время необходимые законодательные инициативы от фракции и комитета рассмотреть.

М.Мишустин: Алексей Николаевич, у Вас не вопрос был, а большое выступление. Выскажусь о наиболее важных моментах.

Несмотря на сложность такой обстановки, органы местного самоуправления и государственной власти всех уровней продолжают работать, это вы видите. Да, в особых условиях, но в штатном режиме.

Единственным исключением является то, что не проводится личный прием граждан. При этом органы власти и местного самоуправления осуществляют весь комплекс работ по жизнеобеспечению городов, посёлков и других населённых пунктов, то есть люди могут и госуслуги получать в удалённом режиме, через госинформационные системы, и так далее. Мы и дальше будем поддерживать функционирование государственных информационных систем, что важно, особенно в этот сложный период.

Если у людей возникают проблемы, они могут обратиться на телефонные горячие линии федеральных органов исполнительной власти или на горячую линию и сайт «Стопкоронавирус.рф». На этих ресурсах есть вся нужная информация, а также рекомендации по безопасной доставке лекарств, продуктов, товаров первой необходимости – всего того, что поможет людям правильно организовывать самоизоляцию. Таким компаниям надо оказать необходимую поддержку, а не мешать их работе.

Ещё очень важно, чтобы в столь сложное время сфера ЖКХ работала без сбоев. Органы госвласти и органы местного самоуправления должны это обеспечить. Свет, вода, тепло, электричество – всё это должно подаваться бесперебойно, ведь люди фактически заперты в домах. Если возникает аварийная ситуация, необходимо как можно быстрее её разрешать, поэтому сейчас вопросы работы предприятий и организаций ЖКХ должны быть на особом контроле органов местного самоуправления, руководителей регионов, Минстроя. Именно поэтому организации ЖКХ по президентскому указу вошли в число непрерывно действующих.

Надо обеспечить работу всех сменных оперативно-диспетчерских и аварийно-восстановительных бригад с учётом условий повышенной готовности. И конечно, сейчас крайне важно наладить доставку лекарств на дом, так как выходить на улицу людям нужно как можно меньше, реже, а тем, кто в группе риска, или заболел, или находится на самоизоляции, вообще не надо.

Есть указ Президента, который даёт аптекам право продавать в розницу лекарства без рецепта уже дистанционным образом.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/39440/