Встреча Михаила Мишустина с руководством фракции КПРФ в Государственной Думе

Вступительное слово Михаила Мишустина

Сообщение председателя Государственной Думы Вячеслава Володина

Сообщение руководителя фракции КПРФ Геннадия Зюганова

Сообщение председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимира Кашина

Сообщение первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Николая Коломейцева

Сообщение первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олега Смолина

Заключительное слово Михаила Мишустина

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы начинаем серию совещаний с депутатами Государственной Думы по актуальной повестке. Такие встречи очень важны, они помогают лучше координировать наши с вами совместные действия для поддержки миллионов граждан. Мы столкнулись с серьёзной угрозой распространения коронавируса. И сейчас совместная слаженная работа критически необходима. Предстоит максимально аккуратно и с минимальными потерями пройти этот непростой и ответственный период, прежде всего – защитить людей и экономику от негативных последствий.

У нового состава Правительства уже сложились хорошие рабочие отношения со всеми фракциями Государственной Думы. Хочу поблагодарить депутатов за поддержку и оперативное рассмотрение пакета подготовленных Правительством законопроектов, которые направлены на реализацию президентских инициатив, где предусмотрены меры по защите семей с детьми, поддержке региональных бюджетов и бизнеса, повышению ответственности за нарушение санитарных норм, которые так необходимы для борьбы с коронавирусной инфекцией, и ряд других. Особенно отмечу, что эти законопроекты были рассмотрены Думой сразу в трёх чтениях, что говорит о глубоком понимании парламентом важности и своевременности принятия всех этих решений.

В нашей встрече сегодня участвуют Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин и его заместители, глава КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов и его коллеги по фракции. Мы знаем, что фракция КПРФ – вторая по численности в Государственной Думе. Кроме того, немало ваших однопартийцев представлены в региональных парламентах и органах местного самоуправления. У депутатов КПРФ большой опыт законотворческой работы по самому широкому кругу тем. Знаю, что Геннадий Андреевич лично держит на контроле вопросы развития как агропромышленного комплекса, так и электронной промышленности, многие другие вопросы.

Но сегодня мы договорились обсудить тему поддержки именно агропромышленного комплекса. Вопросы его развития – постоянно в нашей повестке. На прошлой неделе обсуждали их на совещании Президента с Правительством. Результаты, которые показывает наше сельское хозяйство в последние несколько лет, действительно впечатляют. Это и большие урожаи, и успешное решение задач продовольственной безопасности, и рост экспортных поставок сельхозсырья и продовольствия. Даже сейчас, когда в ряде отраслей из-за коронавируса снизилась деловая активность, посевная идёт по плану. А в магазинах нет перебоев с продуктами, несмотря на недавний временный всплеск спроса.

Чтобы российский АПК продолжал развиваться так же эффективно, недавно Правительство одобрило Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года. Мы рассчитываем, что депутаты Государственной Думы примут активное участие в работе по её реализации. Уверен, у вас есть свои предложения о том, какие законодательные инициативы и какие меры мы должны принять, чтобы помочь нашим аграриям.

Перед тем как начнём, я хотел бы представить членов Правительства, которые также примут участие в обсуждении. Они на видеосвязи. Это мои заместители – куратор агропромышленного комплекса Виктория Валериевна Абрамченко, Татьяна Алексеевна Голикова, которая отвечает за социальный блок, Юрий Иванович Борисов – в его сфере ведения промышленность, инфраструктура и энергетика. А также руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Юрьевич Григоренко.

На своих рабочих местах в министерствах с нами по видеосвязи – Министр энергетики Александр Валентинович Новак и Министр экономического развития Максим Геннадьевич Решетников.

Давайте перейдём к обсуждению. Предоставляю слово Вячеславу Викторовичу Володину. И затем, конечно, Геннадий Андреевич и те, кто захочет выступить.

В.Володин: Уважаемый Михаил Владимирович, спасибо за то, что нашли возможность в сегодняшнее непростое время провести разговор. Правительство работает как единый штаб, мы действительно поддержали все инициативы, которые Правительство внесло для рассмотрения в Государственную Думу, связанные с поддержкой наших граждан, малого и среднего предпринимательства. Сегодня для нас крайне важно обсудить вопросы, которые нам адресуют жители нашей страны, люди, столкнувшиеся с проблемами в связи с коронавирусной инфекцией.

Такой прямой диалог крайне полезен, потому что депутаты работают не только в комитетах, но и находятся в регионах, встречаются с людьми. У нас постоянная прямая связь, мы видим, какие проблемы сегодня требуют решения. Есть темы, которые можно будет обсудить, возможно, Вы возьмёте их себе на контроль, или мы со своей стороны будем инициировать в том числе законодательные решения в этой области. Ещё раз хочу подчеркнуть, что у нас такой разговор планируется со всеми четырьмя политическими фракциями Государственной Думы.

Сегодня встреча с политической фракцией КПРФ – это, как Вы правильно сказали, вторая по численности фракция в Государственной Думе. Мы к разговору подготовились. Было бы правильно послушать Геннадия Андреевича (Г.Зюганова). Хочу сказать, что в разговоре принимают участие первый заместитель председателя Государственной Думы Иван Иванович Мельников, Алексей Васильевич Гордеев – заместитель председателя Государственной Думы, председатели комитетов Государственной Думы Николаев Николай Петрович, Завальный Павел Николаевич, Никонов Вячеслав Алексеевич. Мы пригласили наших коллег для того, чтобы проблемы, которые сегодня, возможно, будут звучать, нашли своё продолжение в решениях и были взяты на контроль. Несмотря на то что Правительство не так давно приступило к работе, мы выстроили коммуникации со всеми министрами и зампредами. В этой связи хочется сказать Вам слова благодарности, Михаил Владимирович. Работа идёт достаточно слаженно, строится на конструктивной основе. Понятно, что с Думой работать непросто, звучат разные вопросы, поднимаются проблемы не всегда приятные. Но через этот диалог, наверное, мы все выиграем. Сегодня – пример этого диалога, который, надеюсь, будет использован в дальнейшем.

М.Мишустин: Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Я хотел бы и Вас лично ещё раз поблагодарить за организацию работы. Это были непростые несколько месяцев, и в этом смысле то, что удалось буквально за сутки, за двое подготовить нормативную базу, внести в Думу, – это, конечно, огромная заслуга и депутатов Государственной Думы, руководителей комитетов, всех, кто работал с нами рядом, в том числе и уважаемых коллег из фракции КПРФ.

Хотел бы попросить выступить уважаемого Геннадия Андреевича Зюганова.

Г.Зюганов: Михаил Владимирович, мы с Вами в последнее время много раз обсуждали проблемы. Благодарю, что Вы и Ваша команда открыты для диалога. Мы даже почувствовали это по документам. Когда обращаемся, есть быстрая реакция, есть соответствующие поручения. И охотно выходят на встречу с нашими депутатами.

Тема, которую Вы обозначили, для нас одна из самых приоритетных, продовольственная безопасность и устойчивое развитие села для нас исключительно важны. Кашин, Харитонов и Коломейцев – специалисты в этом деле, они дополнят меня. Я хотел бы с учётом крайне сложной обстановки высказать ряд пожеланий. Наша фракция за последние годы накопила уникальный опыт борьбы с кризисными явлениями, и я уверен, что Вы и Ваши коллеги воспользуетесь этим.

В своё время, после дефолта, Примаков, Маслюков и Геращенко вместе с нами отрабатывали бюджет спасения страны. И тогда приняли три меры, которые позволили преодолеть кризис. Сегодня мир, наша страна, как и многие другие, сползают в яму кризиса, и мы обязаны совместно принять целый ряд исчерпывающих решений. Тем более приступили к подготовке и корректировке нового бюджета.

Надо учитывать, что модель расширенного рынка за счёт эмиссии доллара хлопнула. И что бы ни демонстрировали американцы – они сейчас хотят почти 3 трлн влить в свою экономику, но это связано скорее с выборами, – это не решит многие проблемы. Нам всем придётся научиться жить с большей ответственностью и сплочённостью. Когда полыхает пожар, надо тушить его, а не шашкой махать.

Поэтому мы готовы к конструктивному решению этих проблем. Хочу напомнить, что наша команда всё сделала для того, чтобы поддержать и спасти новые технологии. Вместе с Маслюковым мы спасли военно-промышленный комплекс, и специалисты знают: ВПК сегодня является тем, что будет вытаскивать нашу экономику.

Сельхозмашиностроение, агропромышленный комплекс, Вы правильно сказали, могут дать нам огромную прибавку. Кстати, у нас есть уникальный опыт народных предприятий, после дефолта мы их создали более 200, они, не взяв у государства ни копейки, сейчас производят качественную продукцию, имеют самую высокую зарплату и социальную защиту и готовы очень активно поделиться своим опытом. Я представлял его Президенту, Президент поручил Правительству, мы с Вами обсуждали. Уверен, что мы одолеем этот вирус, но впереди очень ответственная работа, и мы готовы в летний период представить возможность, чтобы изучить этот опыт, использовать его на полную катушку для наполнения бюджета и обеспечения продовольственной безопасности.

Мы решили проблему, связанную с качественным образованием. У нас академик Алфёров вместе с Мельниковым и Смолиным всё сделали, чтобы создать качественно новое учебное заведение. Оно в Питере, функционирует. Но после ухода из жизни Алфёрова – я недавно участвовал в заседании президиума Академии наук – это стали ставить под сомнение. Я надеюсь, что Правительство поддержит этот опыт, когда объединили школу с вузом, с Академией наук и суперсовременным производством. Попросите материалы. Это уникальный опыт, который поддерживали многие нобелевские лауреаты. Они приезжали и участвовали во многих конференциях непосредственно у нас в стране.

Мы освоили и опыт планирования. У нас Иркутская область за четыре года единственная удвоила бюджет. Видимо, это и стало причиной беспардонной критики, которая привела к кадровым изменениям. Но я уверен, что опыт планирования сегодня будет востребован в силу того, что нам придётся перераспределять ресурсы.

Мы поддержали все последние Ваши предложения. Я обращался и по электронной промышленности, спасибо, Вы быстро среагировали вместе с Борисовым. Этот вариант отработан. Современные технологии, электроника, станкостроение, робототехника, биотехнологии – это то, что может нас вытаскивать, и мы всегда на этом поприще имели хороший результат.

Особая забота сегодня должна быть проявлена в отношении медиков, врачей, всего, что связано с их защитой. Я вчера провёл беседу с 27 регионами, во многих регионах эта проблема стоит очень остро. Давайте, мы готовы, и китайская сторона откликнется. Вы знаете, мы обсуждали эту проблему. Я хочу, чтобы мы максимально всё сделали для поддержки тех, кто сегодня борется на передовой с этой болезнью.

Хотел бы обратить внимание, что в число тех, кого поощряют, не попали те, кто продаёт лекарства в аптеках, и те, кто разносит материалы по больным. Мне думается, необоснованно. Они должны попасть в категорию лиц, которым требуется особая поддержка.

Я уверен, что нам придётся выстраивать новый курс. Я благодарен, что Председатель Государственной Думы Володин поддерживает эту идею. Мы провели целую серию важных слушаний, накопился хороший опыт. Нам очень важно всё сделать для того, чтобы не было большого сбоя.

Я недавно послушал Кудрина, он обещает спад 3–5%, и даже до 8%. Я считаю, если мы активно поработаем, то можно удержать ситуацию. У нас в стране для этого есть и ресурсы, и кадры, и почти половина мощностей не задействованы.

Но в первую очередь хотел бы обратить внимание на ситуацию, связанную с безработицей и поддержкой тех, кому сегодня очень плохо.

Я посмотрел: у нас до 14 тыс. получают в месяц 33 миллиона, до 19 тыс. – 53 миллиона, плюс 11 миллионов детей войны – это те, кто требует особой поддержки. И если мы вложим ресурсы (у нас почти 10 трлн – 8 трлн в фонде плюс 2 трлн профицит бюджета, плюс золотовалютные резервы) в современные технологии производства и поддержим людей, их покупательную способность, поможем выживать в это сложное время, уверен, что ситуация выровняется. Здесь надо не дать ей сорваться.

Меня крайне беспокоит, что у нас почти 10 миллионов гастарбайтеров. И стройки остановились. Я считаю, Президент очень правильно обратился с тем, чтобы местные власти, губернаторы определяли конкретный режим и порядок у себя на местах. Стройка и агропромышленный комплекс являются главными локомотивами. Нам нельзя их останавливать. Как говорят крестьяне, хоть помирай, но сей. Сегодня нам надо всё сделать, чтобы и стройка, и село активно работали, поддержать, помочь. В противном случае ситуация может резко обостриться.

И приоритеты. Мы активно с вами обсуждали: все ваши приоритеты при формировании нового бюджета нами будут поддержаны. Но я особо хотел бы обратить внимание на помощь. Смотрите: американцы каждому сейчас – по 1200 долларов, плюс на ребёнка 500 долларов. У нас, чтобы сейчас помочь людям – а у некоторых запаса хватит в лучшем случае на две-три недели, – надо минимум 25 тыс. в месяц на каждого, для того чтобы выжить. Поэтому надо всё взвесить и посмотреть. И точечно, особенно внимательно отнестись к тем, кто бедствует.

Вокруг нашей экономики сейчас будут ходить хищники и мародёры, которые раньше растаскивали. Нам надо принимать закон о национализации. Мы его несколько раз вносили. К сожалению, его отвергли. Сейчас все заговорили. Я посмотрел, американцы взяли под контроль авиационную промышленность, железнодорожную. Немцы, французы тоже. Нам надо, чтобы не получилось, что наши базовые отрасли сейчас в ходе этого кризиса начнут уплывать, а потом разваливаться, как это было ранее. Здесь исключительно важно вместе согласованно действовать. Мы готовы максимально помогать.

Ну и тарифы на горючее и ЖКХ. Кстати, Примаков и Маслюков, когда пришли, им в МВФ давали совсем другие рекомендации. Они взяли под контроль банки, контролировали полностью – отток валюты резко сократился. Никто не поднял ни на копейку тарифы на ЖКХ и горючее. А у нас, я посмотрел, солярка уже на рубль или полтора вылезать стала, я видел на нескольких бензоколонках. И всё проработали относительно того, чтобы люди имели работу, питание, талоны и остальное. Это исключительно важно.

Наука, образование, здравоохранение у нас гораздо ниже нормативов. Мы обязаны давно вывести их на соответствующий уровень, тогда бы и нынешние проблемы и с вирусом, и с падением цен на нефть мы бы переживали гораздо легче.

И в средствах информации, к сожалению, русофобия, антисоветчина продолжается.

Я служил в специальной разведке по борьбе с атомным, химическим, бактериологическим оружием. Исключительно важны технология, понимание первоочередных мер. Если лекарство – карантин, карантин должен быть жёсткий. Если есть иммунитет – удержит организм. Для этого нужно обеспечить питанием, особенно школы, детей, студентов и так далее.

И третье – хорошее настроение. А настроение создаётся: у нас есть великолепные музыкальные передачи, прекрасные фильмы. У нас великолепные песни. Тем более что идём к 75-й годовщине Победы и к 150-летию со дня рождения В.И.Ленина. Надо все эти меры использовать для укрепления духа.

Наша страна умела преодолевать большие трудности. Я надеюсь, что сообща преодолеем и нынешние.

Итак, ещё раз всем спасибо за диалог. Я считаю, диалог сегодня исключительно важен для решения всех проблем. 

М.Мишустин: Пожалуйста, Владимир Иванович.

В.Кашин (председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам): Спасибо большое, Михаил Владимирович. Тема обсуждаемая нам очень близка, и Вы высказались вполне позитивно о деятельности нашего крестьянства и в целом агропромышленного комплекса. Мы хотим сказать, что, понимая все трудности сегодняшнего положения, конечно, нам необходимо и дальше уделять самое пристальное внимание агропромышленному комплексу. В частности, мы сегодня обеспокоены тем, что сопутствующие системы в той или иной степени, исходя из ситуации, ограничены в своих действиях. Я имею в виду и Россельхозбанк, и «Росагролизинг», и наши ассоциации машиностроительные, и связанные с выпуском и реализацией посадочного материала, удобрений, пестицидов. Это требует дальнейшего контроля, чтобы мы здесь не потеряли время и на должном уровне провели весенние полевые работы.

Вы правильно говорите, что устойчивость нашей страны, нашего народа сегодня во многом определяется устойчивостью и динамичной работой агропромышленного комплекса. И в этой связи от того, как мы проведём весеннюю полевую кампанию, очень многое будет зависеть и дальше в деле обеспечения продовольствием нашего населения, выполнения задач, поставленных Президентом, связанных с удвоением экспорта.

В этой связи ещё одна тема: мы не должны забывать личные подсобные, дачные хозяйства. У нас 40 млн дач. Мы на 70% обеспечиваем себя картофелем, овощами, плодово-ягодной продукцией и на 50% – мясом, говядиной, молоком именно в этих хозяйствах. И сегодня имеют место ограничения всех систем, которые работали в виде соответствующих рынков, кто поставлял и удобрения, и посадочные материалы и так далее, – на местах есть в ряде регионов перегибы. Мы просим взять это под особый контроль, в том числе и Правительства.

Конечно, нам для решения главной задачи и государственной программы развития сельскохозяйственных продовольственных рынков необходима помощь. В этой связи мы направляли Вам вопросы, связанные со снижением тарифов на кВт•ч – они сегодня зашкаливают: в два с лишним раза выше, чем в строительстве, и в три с лишним раза выше, чем в промышленности. Акцизы через дорожный налог сегодня хорошим таким хомутом и тяжёлым грузом повисли на наших тракторах и комбайнах. Мы платим десятки миллиардов в дорожный фонд, а работаем в поле, имея в этом плане право, чтобы с нас эти деньги не брали, и, конечно, решая главные задачи увеличения продовольственного потенциала. Наша программа – безусловно, вторая «целина», связанная с вовлечением в оборот брошенных 40 миллионов гектаров пашни. Эта государственная программа, сегодня исходя из предпоследнего Госсовета, определена поручениями Президента. До этого Дмитрий Анатольевич эти поручения давал. Мы надеемся на Вас, что эта работа не будет затягиваться, потому что это десятки миллионов рабочих мест. Мы должны справиться с увеличением наших посевных площадей. Сегодня 80 миллионов гектаров, а должно быть 117, как это у нас было в 1990-х годах. Сегодня у слишком многих разыгрался аппетит, чтобы прихватить земли сельхозназначения, пашню в том числе. Мы должны всё сделать для того, чтобы появились рабочие места, появились соответствующие продукты. Один работающий на селе – это шесть работающих в городе.

Наша программа комплексного развития сельских территорий. Самые бедные, самые нищие сегодня – кормильцы нашего народа. Ни дорог, ни жилья, ни газификации, хуже того, отсутствие врачебного обслуживания и многое другое – всё это сегодня требует немедленной реализации этой выстраданной программы. И у нас есть соответствующие поручения и Ваши обещания. Когда Вы приступали к работе, я задавал Вам эти вопросы, Вы сказали, что преемственность будет. Мы обязаны по паспорту обеспечить финансирование этой программы до 2022 года и дальше.

Я ещё и ещё раз хотел бы обратить внимание на законодательное обеспечение. Мы отработали сегодня вместе с Минсельхозом – у нас очень плотное взаимодействие – шесть базовых законов. Это и о плодородии почвы, и об обращении пестицидов, агрохимикатов, это соответствующее совершенствование оборота земель сельскохозяйственного назначения через введение в оборот невостребованных долей, и многое другое. О плодородии, повторюсь, почвы, по мелиорации – это более шести законов. В связи с этой эпидемией мы как-то забываем сегодня про эти законы. Мы просим ускорить соответствующие правительственные проработки, чтобы мы имели возможность в этой сессии обязательно принять эти законы.

Последнее, что я хотел ещё сказать. Михаил Владимирович, надеясь на Ваш опыт и взаимопонимание, я ещё раз прошу Вас отнестись самым внимательным образом к нашим разработкам, связанным с вовлечением, со второй целиной. Не навязывать нам сегодня другие идеи, механизмы, которые будут тем или иным способом ставить под сомнение наработки, связанные с решением этой задачи государственной важности, по второй целине. Мы убеждены, что у нас нет оснований для того, чтобы мы не справились с задачами, которые поставлены сегодня нашим народом, Президентом и Правительством. Я выступаю от имени комитета и как заместитель Геннадия Андреевича (Г.Зюганова) с темой, связанной с совместной активной работой по развитию агропромышленного комплекса, а это значит – благополучия всего нашего народа. 

Г.Зюганов: Николай Васильевич (Н.В.Коломейцев) – координатор по фракции, он добавит несколько слов.

Н.Коломейцев (первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов): Добрый день, уважаемый Михаил Владимирович! Безусловно, поднятие целины, эффективность работы села зависит от энерговооружённости. У нас сегодня энерговооружённость села в два раза ниже, чем научно обоснованная норма. Вместо 3,62 лошадиной силы у нас 1,48. И в связи с этим, с нашей точки зрения, шесть лет назад был Правительством разработан хороший инструмент поддержки и селян, и машиностроителей – постановление №1432. Это позволило поднять число предприятий с 16 (еле работающих) до 117, увеличить в два раза число рабочих мест, в два раза – экспорт. И самое главное – потеснить импортную технику, что очень важно, особенно в условиях падения курса доллара. 

В связи с этим есть просьба, чтобы Вы дали соответствующее поручение. Сейчас изменился ГРБС (главный распорядитель бюджетных средств) – с Минсельхоза на Минпром – и на полгода задержалась новая редакция этого постановления, что вредит и селянам, и машиностроителям.

И второй вопрос. Правильные меры были приняты после обращения Президента в части снижения социальных страховых взносов. Но мы предложили бы ещё рассмотреть возможность снижения взносов для предприятий не только микро и малых, но и для средних и крупных с годовым оборотом не выше 200 млн рублей, потому что они несут на себе очень большую нагрузку. При большой кооперации сегодня их остановка крайне болезненна для всей технологической цепочки, и возрождение производства будет очень проблематичным. Просили бы рассмотреть, дать поручение о нормализации режима с соблюдением, безусловно, санэпидемнорм.

Г.Зюганов: Михаил Владимирович, сейчас Смолин добавит. Он вместе с Мельниковым и Алфёровым автор закона об образовании для всех, поддержке науки, один из лучших специалистов. Тем более сейчас образование и ЕГЭ требуют капитального ремонта. Пожалуйста, Олег Николаевич.

О.Смолин (первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке): Уважаемый Михаил Владимирович, Вячеслав Викторович, Геннадий Андреевич и коллеги. Я действительно с 1990 года в восьми российских парламентах занимаюсь двумя направлениями – это образовательная политика и социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Мы вносили много законопроектов, Геннадий Андреевич себя почему-то не назвал как главного вносившего эти законопроекты. Один из них – проект закона «Образование для всех».

Но сейчас я чуть про другое. 23 июля Государственная Дума – вся, не только наша фракция – приняла единогласно постановление, посвящённое вопросам образования. В этом постановлении содержалось 12 рекомендаций в адрес Правительства. Я далёк от мысли упрекать новое Правительство, но хочу назвать цифры. Из 12 одна рекомендация исполнена – это питание для детей. Две исполнены очень частично, включая предложение Президента о 5000 для классных руководителей, спасибо Владимиру Владимировичу, – и 9 не исполнены никак. В частности, Вячеслав Викторович и бывший Министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева согласовали идею о том, что средняя заработная плата учителя по региону должна составлять не менее 70% от региональной заработной платы. Не сделано ничего пока. Михаил Владимирович, мы просим Вас поручить Правительству специально проработать исполнение постановления Государственной Думы от 23 июля. Это было первое.

Вторая системная проблема. Это проблема, связанная с развитием электронного обучения. У нас иногда его не очень правильно пытаются вводить именно в школе. На самом деле во всём мире это прежде всего система высшего образования и образования взрослых. Для понимания: в Южной Корее сейчас 20% всего взрослого населения так или иначе учится через электронное образование. У нас – 3%. Поэтому в Южной Корее 800 многофункциональных роботов на 10 тысяч населения, а у нас четыре таких робота. И не потому, что мы отстаём, у нас были свои электронные университеты, но действующие подзаконные акты практически все их ликвидировали. Мы дадим специальное письмо, Михаил Владимирович, и просим Вас, чтобы цифровизация не ограничивалась только управлением, а касалась и образования, прежде всего высшего, соответственно, образования взрослых.

По ЕГЭ. Михаил Владимирович, сейчас единый госэкзамен отсрочен чуть больше чем на две недели. Но мы понимаем, что ситуация может не завершиться к началу мая, поэтому мы бы просили проработать версию, если это придётся делать и дальше, рассмотреть возможность непроведения ЕГЭ в этом году. Его инициаторы, американцы, приняли такое решение. Мы по их опыту когда-то вводили это ЕГЭ, теперь можно было бы рассмотреть вопрос о том, чтобы в этом году по результатам текущей успеваемости и внеучебным достижениям, так называемому портфолио, принимать студентов. Ну, по олимпиадам, само собой, сохранить как есть.

И последнее. Владимир Владимирович, встречаясь с нами как с членами конституционной группы, обещал встречу с руководителями общественных организаций инвалидов. Там накопилось много проблем. Я хотел бы Вас попросить, когда закончится кризис, провести такую же встречу с руководителями общественных организаций инвалидов и депутатами, представляющими их интересы в парламенте, а пока вот острейшая проблема: предприятия системы всероссийских общественных организаций ВОС, ВОИ и ВОГ в месяц теряют 394 млн рублей в результате того, что они вынуждены простаивать из-за известного Вам карантина. Они просят одно из двух (мы письмо направим): либо ускорить и срочно включить их в реестр малых и средних предприятий, чтобы они могли получить такую поддержку наряду с другими малыми и средними предприятиями, либо оказать финансовую помощь в размере месячного фонда заработной платы, я его назвал. Наверное, проще было бы всё-таки ускорить реализацию закона по малым и средним предприятиям и включить их срочно в реестр, чтобы они могли получить такую помощь.

Г.Зюганов: Михаил Владимирович, видите, круг проблем очень большой, и мы готовы решать их вместе.

М.Мишустин: Спасибо, уважаемый Геннадий Андреевич. Спасибо всем, кто выступил.

Вы говорили о поручении по подготовке программы вовлечения в сельхозоборот заброшенных земель и повышения плодородности почв. Я не понаслышке знаю об этой проблеме, я руководил Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. Кстати, там работала и Виктория Валериевна Абрамченко. Мы понимаем, насколько остро стоит эта проблема, сейчас очень активно обсуждаем, в том числе с коллегами думаем о том, каким образом эту работу упорядочить. Вопросы категорий земель, видов разрешённого использования – всё это нужно системно проработать. Я думаю, что именно так, совместно с вами мы выработаем подходы.

Говоря о поручении по подготовке такой программы – его давал Президент по итогам Госсовета, который был в декабре прошлого года, – работа над этой госпрограммой продолжается, и речь идёт об очень важном документе. В нём, конечно, необходимо предусмотреть решения по целому комплексу вопросов.

Среди них в первую очередь – возврат в оборот неиспользуемых земель. По оценкам Минсельхоза, необходимо дополнительно вовлечь в оборот около 12 млн га. Также необходимо проводить работы по мелиорации – речь идёт прежде всего о землях сельхозназначения, в том числе для того, чтобы они сохранили свои качественные характеристики и обеспечивали хорошие урожаи. Такие работы без поддержки со стороны государства для наших аграриев будут непосильны. Эти мероприятия должны выполняться на системной, постоянной основе и найти отражение в госпрограмме.

Но предстоит также решить целый комплекс проблем. Мы говорили об этом на совещании у Президента с Правительством (я уже упомянул вначале) 1 апреля.

Одновременно до сих пор существуют миллионы невостребованных земельных долей, мы с этим ещё очень давно боролись. По предварительным оценкам, это около 17 млн га. Такая бесхозяйственность недопустима, она становится серьёзным препятствием для наращивания производства в аграрном секторе. Этот вопрос мы тоже должны решить в ближайшее время. Я абсолютно поддерживаю то, что сказали уважаемые коллеги, будем над этим работать совместно.

Далее. Николай Васильевич Коломейцев говорил об известном постановлении №1432. Номер этого постановления наизусть знают не только аграрии, которые приобретают тракторы, комбайны, другое оборудование со скидкой, но и отечественные производители сельхозтехники. Оно с 2013 года работает. Этот документ определяет условия и размеры предоставления субсидий производителям сельхозтехники.

В прошлом году такие субсидии были предоставлены 65 предприятиям, а в 2020 году в федеральном бюджете на реализацию постановления предусмотрели 13 млрд рублей. Конечно, документ неоднократно дорабатывали, обновляли с учётом требований момента. Сейчас он практически готов, и до конца апреля мы его опубликуем, уважаемый Геннадий Андреевич, уважаемые коллеги.

В проекте постановления предусмотрено, что куратором этого процесса станет Минпромторг. Вы сказали об этом, что Минсельхоз заменили на Минпромторг, из-за этого была заминка. Также документ определяет и условия получения скидки для покупателей из Сибири, Дальнего Востока, Крыма и Калининградской области. Им нужно будет подтвердить свои затраты на транспортировку, чтобы получить скидку 15%.

Я бы хотел сказать и по образованию. Фактически вопрос о кадрах для агропрома и о программе образования – это очень важное направление для успешного развития нашего сельского хозяйства. Ведь в отрасли очень активно сейчас внедряются высокие технологии, достижения селекции, генетики. Всё более сложными становятся сельхозтехника и оборудование. И конечно, нам нужно готовить специалистов для работы с ними.

Здесь очень большое значение имеет качество образования в школе. Мы ведём эту работу в рамках реализации нацпроекта «Образование»: строим новые школы, ремонтируем действующие, решаем вопрос с ликвидацией третьих смен в общеобразовательных организациях. Только в прошлом году 18 регионов получили на создание новых мест в сельских школах 3 млрд рублей. Ещё 53 региона получат на эти цели около 9 млрд рублей в течение трёх лет. Мы софинансируем из федерального бюджета строительство школ в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках, посёлках городского типа, а также в городах с населением до 50 тысяч человек.

Так, на создание новых мест в школах в прошлом году в 78 регионов было направлено в общей сложности 25 млрд рублей. На этот и два последующих года на эти цели в бюджете заложено почти 74,5 млрд рублей для 83 регионов. В 2019 году в четыре проблемных региона было направлено около 11 млрд рублей на ликвидацию третьей смены. И бюджетное финансирование в 2020–2022 годах для тех же регионов превысит 21,5 млрд рублей.

Чтобы школы были современными, мы выделяем средства на модернизацию их инфраструктуры. В прошлом году 11 регионов получили такую поддержку из бюджета. Им было выделено в общей сложности 5,4 млрд рублей. В этом году субсидии получат почти в два раза больше субъектов Российской Федерации. Я привожу эти цифры, чтобы вы понимали масштабы финансирования. Для 19 регионов предусмотрим 11 млрд рублей.

В сельских школах должно быть и центральное отопление, и водопровод, и канализация. Эта работа ведётся в рамках ведомственной целевой программы «Современный облик сельских территорий».

Кроме того, в 2020 году началась реализация программы «Земский учитель», направленной на поддержку учителей, которые переезжают работать в сельскую местность. Каждому из них будет выплачено по 1 млн рублей. На это в действующем трёхлетнем бюджете уже 4 млрд предусмотрено. Мы планируем за 2020–2023 годы полностью закрыть вакансии в сельских школах в 83 регионах нашей страны.

Но после окончания школы у любого сельского школьника, конечно, должна быть возможность поступить в вуз, в том числе по профессиям, которые востребованы в АПК. Что касается высшего образования по агроспециальностям, то его на сегодняшний день можно получить в 54 вузах, которые курирует Минсельхоз. На их поддержку, то есть на ремонт, реставрацию, благоустройство земельных участков, покупку оборудования, в 2020 году предусмотрели более 1 млрд рублей.

Есть также отдельные факультеты в других вузах, колледжи и техникумы. Проблема в том, что студенты получают образование и, к сожалению, как часто бывает, не спешат возвращаться на село. Поэтому мы пытаемся принять ряд необходимых для этого мер. С этого года также начал действовать механизм целевого обучения. Теперь, если бывший студент не отработает полученное образование в течение конкретного срока, который определяется договором, ему придётся возмещать до 30% от фактически понесённых затрат по ученическому договору возможному работодателю. Этот механизм мы предусмотрели в программе комплексного развития сельских территорий.

Обсуждается также идея о том, чтобы доработать перечень профессий и специальностей в области сельского хозяйства. Но нам ещё, наверное, нужно подумать о том, чем заинтересовать молодёжь в получении аграрных специальностей. Ведь только увлечённые профессионалы могут двигать вперёд российскую науку, а свои учёные в сфере селекции, генетики, семеноводства, чем мы гордились много лет, нам очень нужны, в том числе чтобы преодолеть зависимость от импортных поставок. Это особенно заметно в семеноводстве и аквакультуре.

Отдельно скажу, что делается для развития высшего образования в целом по стране. По поручениям Президента на 34 400 мест увеличен общий объём контрольных цифр приёма на обучение по образовательным программам высшего образования на 2021/2022 год. На 14 600 мест станет больше на специальностях и направлениях подготовки в области «Инженерное дело», «Технологии и технические науки». Я знаю, как Геннадий Андреевич к этому относится, и я тоже считаю, что надо всячески поддерживать технические науки, профессиональных инженеров, которых так не хватает во всех секторах экономики.

Мы в этом году также отберём не менее 80 вузов из 40 регионов, которые будут реализовывать новую модель университетов, обеспечивать подготовку для базовых отраслей экономики и социальной сферы конкретного региона. Это так называемые опорные университеты. Необходимую поддержку мы обязательно предусмотрим.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/39393/