О развитии электронной промышленности
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Дениса Мантурова о развитии электронной промышленности
Брифинг Юрия Борисова по завершении совещания
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
В последнее время наши основные темы касаются борьбы с распространением коронавируса и преодоления его негативного влияния на экономику, на нашу жизнь. При этом, конечно, Правительство должно не только реагировать на текущую ситуацию, но и заниматься долгосрочным планированием. Сегодня подробно поговорим о состоянии электронной промышленности, о том, что необходимо делать, чтобы она стала конкурентоспособной. От этого зависит развитие многих отраслей – от медицины до освоения космоса. И конечно, безопасность нашей страны, особенно когда речь идёт о критически важной инфраструктуре, о системах госуправления, банковском секторе. Здесь мы можем рассчитывать только на собственные разработки.
Сейчас во всём мире стремительно идёт цифровизация, внедряется искусственный интеллект. И чтобы не отстать, преодолеть зависимость от импорта, надо научиться разрабатывать и производить собственные электронные компоненты, максимально локализовать производственную цепочку на территории нашей страны, как это, например, сделано в радиационно стойкой и СВЧ-электронике.
На сегодняшний день отрасль достигла определённых успехов, особенно если сравнивать с ситуацией десятилетней давности. Среднегодовой темп роста составляет около 10%. Мы освоили производство современных интегральных микросхем. Выпускаем собственную медицинскую электронику, высокотехнологичное медицинское оборудование.
Тем не менее большинство компонентов мы по-прежнему закупаем в других странах и не можем полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка. Доля отечественной продукции в военном сегменте составляет около 85%, а в гражданском – около 30%, треть. А на мировом рынке она едва достигает 1%. Нужно очень постараться, чтобы найти компьютеры либо смартфоны российского производства, да и прочие гаджеты, без которых уже современный человек не представляет свою жизнь. Что уж говорить о более сложных устройствах.
В начале года Правительство утвердило Стратегию развития электронной промышленности на ближайшие 10 лет – до 2030 года. Разработать её поручил Президент. В документе были заявлены достаточно амбициозные цели: увеличение доли российской продукции на внутреннем рынке, налаживание производства высокотехнологичных товаров, обеспечение выручки отрасли до 5,2 трлн рублей, и выручка от экспорта при этом должна увеличиться более чем в два с половиной раза.
Чтобы достичь этих заявленных целей, надо не только ориентироваться на наши возможности, но и, конечно, использовать международную практику. Страны, которые стали лидерами на этом рынке, помимо масштабных инвестиций идут на беспрецедентные меры поддержки, дают налоговые льготы, вводят гибкое тарифное регулирование, обеспечивают долгосрочный стабильно растущий государственный заказ.
Все эти меры позволили добиться высокой рентабельности предприятий. Например, Китай обнулил налог на добавленную стоимость для предприятий электронной промышленности и ввёл 30-процентные ввозные пошлины на готовую продукцию. На Тайване обнулён налог на прибыль, а в Южной Корее обнулены практически все пошлины на комплектующие изделия. Также в этих и других странах фабрики микроэлектроники работают в особых экономических зонах без ограничений по сроку.
С учётом российской специфики из этого опыта надо подобрать наиболее подходящие для нас решения и принять их в ближайшее время.
На чём, я считаю, следует нам сконцентрироваться. Первое. Нам нужны серьёзные инвестиции. Всего на развитие электронной промышленности в период до 2024 года мы уже предусмотрели порядка 266 млрд рублей инвестиций. Это средства, которые выделяются как в рамках государственных программ (это порядка 210 млрд рублей), так и по линии институтов развития (около 56 млрд рублей). Но если сравнивать их с вложениями других стран в собственную электронную промышленность, то очевидно, что этих средств недостаточно. Нам тоже следует нарастить финансирование из бюджета и внебюджетных источников в эти ближайшие и важнейшие пять лет.
Это обеспечит в том числе разработку и производство электронной компонентной базы, ускоренный переход к производству микросхем из новых материалов, о которых все достаточно много говорят в последнее время. А также – развитие дизайн-центров и центров компетенций по выпуску технологического оборудования, которые нужны, чтобы уйти от существующей зависимости от импортных средств производства.
Во-вторых, важно, чтобы с опорой на нашу электронную промышленность реализовывались национальные проекты. Зачем «кормить» наших иностранных партнёров, покупая их сервисы и оплачивая обслуживание и модернизацию их оборудования, если у нас есть собственные ресурсы и собственная база?
В-третьих, мы должны сформировать комфортную регуляторику для компаний на рынке электроники. Предусмотреть для них различные льготы и преференции – таможенные, налоговые и тарифные. Дать им преимущества перед зарубежными компаниями на нашем рынке.
Предложений очень много, я только коротко сконцентрировался на самом важном. Предлагаю сегодня всё это обсудить. Начнём с доклада Министра промышленности и торговли Мантурова Дениса Валентиновича.
Д.Мантуров: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Михаил Владимирович, Вы обозначили основные параметры стратегии, которая была недавно утверждена. На самом деле рыночные предпосылки для достижения этих показателей действительно есть. Даже в традиционных отраслях доля электроники в стоимости конечных изделий постоянно растёт. Например, в автомобилях она уже доходит до 40%.
Параллельно создаются быстрорастущие секторы цифровой экономики. В частности, по консервативным оценкам, рынок технологий «умного» производства к 2024 году вырастет в два раза, до 137 млрд рублей. Почти такой же объём спроса ожидается на оборудование для создания сетей 5G.
Поэтому главный вызов для отрасли – строить это всё на отечественной элементной базе или на зарубежной, что угрожает технологическому суверенитету, безопасности России?
Многие страны уже ответили для себя на этот вопрос. Мы проанализировали их стратегии развития электроники, которые в ближайшие 10 лет они будут реализовывать в виде масштабных инвестиций в этот сектор.
Китай для сохранения своего лидерства в массовом производстве электроники будет вкладывать в среднем по 75 млрд долларов ежегодно. При этом прогнозируется снижение его доли на мировом рынке до 42% с сегодняшних 45,6.
В свою очередь США инвестируют более 50 млрд долларов в год для поддержания технологического лидерства и одновременно приобретают контроль над крупнейшей тайваньской фабрикой TSMC, чтобы забрать часть рынка у Китая. Южная Корея будет обеспечивать технологическую независимость своего лидера Samsung, вкладывать чуть больше, чем США. Япония и Германия планируют тратить 30 млрд и 50 млрд соответственно ежегодно, чтобы сохранить свою долю на растущем рынке на сегодняшнем уровне. Безусловно, конкурировать со странами-лидерами по каждой позиции экономически нецелесообразно и невозможно. Поэтому мы должны сфокусироваться на высокомаржинальных нишах, таких как радиофотоника, технологии искусственного интеллекта, квантовые симуляторы. По этим направлениям у нас есть неплохие компетенции, а мировой рынок по ним только формируется. Учитывая это, мы можем посоревноваться с другими странами в их освоении, используя партнёрство с российскими компаниями-лидерами при государственной поддержке через консолидированный заказ.
Уважаемый Михаил Владимирович, у промышленности есть много конкретных предложений, чтобы можно было сегодня на совещании с Вами их обсудить и принять управленческие решения для последующей реализации тех планов, которые заложены в стратегии.
М.Мишустин: Спасибо, Денис Валентинович. Слово предоставляется Шадаеву Максуту Игоревичу – Министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
М.Шадаев: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги! Задача развития российской электроники неразрывно связана с приоритетами формирования цифровой экономики. В рамках соответствующей программы особое внимание сейчас уделяется развитию так называемых сквозных цифровых технологий, к которым в том числе относятся технологии, напрямую связанные с перспективами развития отрасли электроники. Это такие технологии, как интернет вещей, квантовые сенсоры, оборудование для сетей связи нового поколения. Всего в рамках программы на государственную поддержку развития этих технологий выделено более 100 млрд рублей, при этом используется весь набор мер государственной поддержки: выделение грантов на создание прототипов, опытное внедрение этих прототипов, разработка новых версий успешно функционирующих продуктов и стимулирование их внедрения в том числе за счёт привлечения венчурного финансирования.
В этом смысле можно утверждать, что на формирование соответствующего технологического задела у нас необходимые ресурсы выделены, и всё это должно внести свой вклад в перспективу развития российской электроники.
Но при этом понятно, что для развития современного производства важно не только стимулировать появление технологий, но и создать условия для формирования массового спроса на эту продукцию. Если мы не создадим долгосрочный, среднесрочный спрос, то эффективность инвестиций в появление этих технологий будет сильно снижаться и в этом смысле инфраструктура отрасли будет формироваться значительно медленнее, чем нам нужно.
В этом смысле у нас есть хорошие прецеденты в рамках цифровой экономики, когда мы решаем конкретные задачи и предусматриваем приоритетное использование отечественного электронного оборудования. Например, при подключении социально значимых объектов к единой сети передачи данных, к сети Интернет – это более 50 тыс. объектов, это школы, фельдшерско-акушерские пункты, пункты участковых – преимущественно используются отечественное телекоммуникационное оборудование и отечественные средства криптографической защиты.
У нас есть хороший прецедент: совместно с Минпромторгом и Минэкономразвития мы в рамках подготовки к проведению переписи населения предусмотрели использование более 300 тыс. отечественных планшетов, которые в том числе базируются на отечественной национальной операционной системе. Это пример комплексного подхода, когда у нас высокая доля тех российских решений, которые в конечном итоге будут применяться.
При этом понятно, что текущий объём заказа в данном случае в нашем понимании тоже недостаточен, для того чтобы какой-то серьёзный спрос на российскую электронную компонентную базу сформировать. Поэтому предлагаю обсудить, какие проекты можно дополнительно рассмотреть с точки зрения именно стимулирования ускоренного развития производства российской электронной компонентной базы и электроники.
Источник: http://government.ru/news/39266/