О ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании
Сообщение Владимира Колокольцева о реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения»
Сообщение губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова
Заключительное слово Дмитрия Медведева
Перед совещанием Дмитрий Медведев осмотрел экспозицию Международной специализированной выставки «Дорога-2019».
Международная специализированная выставка «Дорога» – крупнейшая коммуникационная площадка, которая объединяет ключевых участников автодорожного сообщества России и международных экспертов. Выставка проходит в выставочном центре «Екатеринбург-Экспо» с 16 по 18 октября.
Организаторы мероприятия – Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ и государственная компания «Российские автомобильные дороги».
На выставке будут представлены 248 компаний из 50 субъектов Российской Федерации, а также Швейцарии, Китая и Чехии.
Выставка размещена в двух выставочных павильонах и на площадке перед ними. Выставочное пространство разделено на блоки: строительство и реконструкция автомобильных дорог; безопасность дорожного движения; дорожно-строительная техника; интеллектуальные транспортные системы; национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»; уличное освещение.
В основном павильоне представлена межведомственная экспозиция Росавтодора, государственной компании «Автодор» и ГИБДД, во втором павильоне размещена дорожно-строительная техника.
Деловая программа выставки включает пленарное заседание, тематические конференции и семинары, презентации ведущих отраслевых компаний. Особое внимание будет уделено первому году реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Среди других ключевых тем – обеспечение безопасности дорожного движения, внедрение интеллектуальных транспортных систем, применение новейших технологий и материалов.
В 2018 году выставка «Дорога» проходила в Казани и была удостоена премии EFEA Awards в номинации «Открытие года».
Совещание о ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
Из стенограммы:
Д.Медведев: Мы собрались сегодня для того, чтобы говорить о национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сегодня в Екатеринбурге на «Екатеринбург-Экспо» проходит форум – выставка, посвящённая этим вопросам. И логично здесь обсудить ещё раз, как идёт реализация проекта.
В августе на заседании президиума Совета по национальным проектам мы говорили о сложившейся ситуации – где она выглядит приемлемо, прилично, где она не очень хорошая. Говорили о ряде регионов, где реализация нацпроекта идёт с отставанием, упоминалось несколько субъектов: Республика Крым, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Камчатский край, Приморский край, Магаданская область. По итогам заседания я дал ряд поручений. Просил бы сегодня доложить, что сделано, какие меры приняты и что ещё осталось сделать.
Масштабы дорожного хозяйства в России гигантские – это вы все прекрасно знаете как руководители регионов (здесь у нас представлены губернаторы регионов, участвующих в выставке). Напомню, что суммарная протяжённость автомобильных дорог общего пользования в нашей стране – свыше полутора миллионов километров. Вдуматься просто в саму цифру: полтора миллиона километров. И понятно, что они все очень разные. Тем не менее от их состояния прямо или косвенно зависит не только развитие экономики страны, экономики регионов, но и обычная, повседневная жизнь наших людей, включая вопросы их безопасности. До конца года, напомню, в бюджете предусмотрено на национальный проект почти 130 млрд рублей.
Ситуация на дорогах зависит от двух ключевых факторов. Первый – это надёжность и качество строительства дорог и их последующей эксплуатации. Второй – насколько жёстко, насколько эффективно соблюдаются правила безопасности дорожного движения, участниками которого являются все граждане нашей страны.
Коротко – о двух направлениях. Потом обсудим, что и как делать.
Первое – это ремонт и содержание дорог. Федеральный проект «Дорожная сеть» предусматривает контракты почти на 7 тыс. объектов. Больше половины из них – местного значения. Это важная часть нацпроекта по дорогам – те самые «дороги к дому», от которых зависит комфорт и благополучие людей. И это те дороги, которые в наибольшей степени людям видны.
В 2019 году из бюджета на эти цели было выделено более 110 млрд рублей. Сейчас в большинстве регионов завершается приёмка и оплата работ, которые выполнили дорожники. Коллеги из Свердловской области нам рассказали, как обстоят дела у них. Всё практически закончено. Но далеко не везде так. В нескольких регионах освоено, к сожалению, менее 30% выделенных средств. Даже с учётом сезонных факторов (а при строительстве дорог сезонный фактор имеет место, это значимая тема) это очень мало. Следовательно темпы нужно увеличить. И нужно разобраться, почему это произошло, и впоследствии, в следующем году этого не допускать. Я уже называл эти регионы, ещё раз назову: во всяком случае сейчас такая ситуация в Приморье, на Чукотке и в Крыму. Надо понять, что делать дальше с этим.
Отдельный вопрос, который требует внимания, – это увеличение доли контрактов на принципах так называемого жизненного цикла, то есть на весь период проектирования, строительства, эксплуатации конкретной дороги, конкретного моста, эстакады или другого объекта. Это мировая практика, она позволяет существенно улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг. Она, конечно, дисциплинирует подрядчиков, которые не заинтересованы в том, чтобы свой брак постоянно переделывать. К концу 2019 года на принципах жизненного цикла в России должен заключаться каждый 10-й контракт на дорожные работы, то есть 10%. Пока удалось достичь показателя приблизительно 7%, поэтому нужно с подготовкой этих документов в целом ряде регионов поторопиться. Цифры у меня есть, но я их называть не буду, они разные – все регионы знают, в каком они состоянии находятся, в чём их слабая сторона и чем нужно заниматься.
Второе направление – безопасность на дорогах. Основные показатели аварийности начиная с 2012 года, когда мы этой темой стали заниматься более плотно, снижаются, то есть ситуация улучшается, хотя и автомашин, и дорог в стране становится больше, и это тенденция, которая будет только усиливаться. С января в регионах стартовал федеральный проект, цель которого – дальше уменьшать количество погибших и пострадавших на дорогах. По итогам девяти месяцев удалось сократить количество ДТП приблизительно на 3,4%. Очень важно, что снизилось число погибших – приблизительно на 10%. Снизилось и число раненых – там цифры более скромные: порядка 3%. Но в любом случае это сохранённые жизни и здоровье. И усилия в этом направлении нужно наращивать.
К сожалению, в 35 регионах достичь целевых показателей сокращения смертности на дорогах не удалось, а в 17 – число погибших в ДТП даже выросло. И в причинах этого нужно детально разобраться представителям как региональных, так и федеральных властей. Работу нужно продолжить на всех направлениях – от разработки законопроектов, которые касаются ответственности водителей, до совершенствования системы медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучения детей навыкам безопасного поведения на дорогах и целого ряда других инициатив, включая просветительскую работу, которая должна вестись в СМИ и интернете.
Давайте обсудим эти два направления. Естественно, коллеги тоже смогут высказаться и свои предложения сделать. Это у нас с вами не первое совещание на эту тему и точно не последнее, поскольку работа только разворачивается и нам придётся постоянно сверять часы.
С докладом выступит Министр транспорта. Евгений Иванович (обращаясь к Е.Дитриху), пожалуйста.
Е.Дитрих: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Я хотел начать со слов благодарности Вам за неизменную поддержку дорожного национального проекта. Это с самого начала происходило, когда мы его только планировали. Президиум Совета при Президенте по национальным проектам под Вашим председательством дважды обсуждал с регионами ход реализации национального проекта. Всё это предопределило неплохие результаты, которые мы имеем на сегодняшний день.
О ситуации на сегодня. В этом году в 83 субъектах Российской Федерации дорожные работы запланированы на 6,9 тыс. объектах. Объектов, переходящих на 2020 год, – 650. По данным, которые внесены регионами в систему оперативного управления проектом «Эталон», все объекты сейчас в работе или практически закончены – 99,26% с контрактами.
По завершении года мы запланировали получить 6,5 тыс. км отремонтированных региональных дорог. Много это или мало? Это чуть больше расстояния от Москвы до Читы. Город Улан-Удэ, который расположен от Москвы на расстоянии 5,6 тыс. км, мы уже «проехали». Если прибавить к этим расстояниям протяжённость ещё и городских улиц, которые мы также ремонтируем в рамках национального проекта, то мы сможем доехать не только из Москвы до Читы, но и возвратиться обратно в Екатеринбург. Это ещё 4,5 тыс. км условной дороги.
Считаю необходимым отметить сегодня регионы-лидеры по выполнению всех ремонтных работ, включая финишную укладку асфальтобетона. На промежуточных мероприятиях мы больше критиковали, сегодня, Дмитрий Анатольевич, хотел бы похвалить. Лидеры: Белгородская. Самарская, Владимирская, Воронежская, Пензенская, Тамбовская, Тульская, Мурманская, Ульяновская области, Удмуртская и Чеченская республики.
После Вашего посыла на президиуме 6 августа все регионы сильно подтянулись с выполнением работ. Хотел бы специально выделить Магаданскую область. Сергей Константинович Носов лично включился в работу, область вышла из списка отстающих.
Тем не менее отдельные субъекты не смогли полностью нагнать упущенное время. Забайкальский край, Сахалинская область и Республика Крым выполнили работы по укладке асфальтобетона сегодня менее чем наполовину. Средства дорожных фондов не пропадут – они, по правилам, переходят на следующий год, но эти регионы мы возьмём под особый контроль. На ежемесячных заседаниях нашего проектного комитета будем рассматривать выполнение нацпроекта с личным участием руководителей этих регионов.
Далее. В рамках нацпроекта выполняются работы по так называемым капиталоёмким мероприятиям. В этом году таких объектов 17. По 12 из них заключены контракты, развёрнуты работы. Уже оплачено 1,5 млрд рублей из 5 млрд запланированных. Но пять объектов, по которым контракты ещё не заключены, вызывают у нас тревогу. Это Мордовия – там запланировано начать строительство обхода Рузаевки; Ивановская область с западным обходом Иваново; Орловская область – реконструкция Красного моста в Орле.
Кроме того, не заключены сегодня контракты на строительство транспортной развязки в Нижегородской области и проезда Гагарина в Нижнем Новгороде. Все объекты переходящие. Стройка завершается только в конце будущего года. Тем не менее мы обратим внимание регионов, которые должны начать строительные работы, на необходимость скорейшего завершения конкурсных процедур.
В целом риска недостижения целевых показателей, которые предусмотрены федеральным проектом «Дорожная сеть», в 2019 году мы не усматриваем.
Сегодня в первой половине дня мы вместе с субъектами провели семинар-совещание по исполнению национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Обсудили предварительные результаты его реализации, перспективы развития, информационное сопровождение. Регионы представили свой положительный опыт и лучшие практики. Сегодня на части этих позиций я тоже хотел бы остановиться. Также обозначены и проблемные зоны, на которых тоже внимание заострю.
Мы с опережением выполняем задачу по созданию реестра новых и наилучших технологий и материалов. Сегодня в реестре уже 30 наиболее актуальных технологий. К концу года мы их количество доведём до 200. У нас есть целевой показатель: доля контрактов, которые заключаются с использованием новых технологий из реестра. Уже сейчас этот показатель перевыполнен втрое. Регионы активно задействуют новые технологии, материалы и конструкции, которые предусмотрены в реестре.
С опережением идём и по задаче размещения дополнительных стационарных камер фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, призванных снизить аварийность. В 2019 году планы по установке таких камер перевыполнены субъектами на 20%.
Мы сделали методичку, как и обещали, по правилам размещения таких камер. Были вопросы: почему здесь, не здесь, где знак… Это в методичке описано. С Максимом Станиславовичем Ликсутовым (заместитель мэра Москвы) подробно обсудили городские нюансы размещения таких камер. В ближайшее время вынесем методичку на проектный комитет к Максиму Алексеевичу (Акимову).
По итогам года мы приступили к дальнейшей оптимизации проекта на площадке общеотраслевого центра компетенций «РосдорНИИ» (Вы видели сегодня их стенд): собираем вопросы проектных команд, готовим методические указания и ведём консультационную поддержку участников проекта. В числе наиболее важных тем, на которые мы будем обращать внимание, – внедрение маршрутного принципа выполнения дорожных работ. Когда мы делали приоритетный проект, этот принцип внедрялся повсеместно: делаешь кусочек улицы – доделай её в следующем году до конца, состыкуй с другими, чтобы это была маршрутная сеть. Сегодня часто получается так (тоже обсуждали на семинаре с утра): один регион свою часть региональной трассы до границы доделывает – у другого в планах своей части нет, получается, что единый маршрут не собран. Будем в рамках подготовки, доработки программы на 2020–2021 годы это синхронизировать.
В соответствии с отчётами регионов прогнозное значение показателя «Доля контрактов, предусматривающих принципы жизненного цикла» – 14,5%. Перепроверили – сведения не вполне точны. (Вы критиковали субъекты за отчётность по медицине, думаю, что здесь тоже есть над чем поработать. 6,98 – показатель, который у Вас в отчётности, – и у нас ровно такой же.) А почему так происходит? Контракт жизненного цикла традиционно, как Вы и сказали, Дмитрий Анатольевич, – это проектирование, стройка, а потом последующий ремонт и содержание. Вот это классический жизненный цикл. Сегодня, поскольку основная часть наших работ – это ремонт, стройки там практически нет в проекте. Получается такой урезанный, кривой контракт жизненного цикла. Поэтому все сейчас как-то пытаются выкручиваться и под показатели, которые существуют, подтягивать то, что есть, что возможно.
Предложение: мы подработаем в рамках проектного комитета, переделаем контракты: по капитальным объёмам, по стройке, по реконструкции мы будем заключать на жизненном цикле, и хотели бы предложить именно к ним применять этот показатель. По ремонту – коллеги, может быть, меня опровергнут, – получается достаточно притянуто за уши.
Посмотрим, предложим, в рамках проектного комитета пообсуждаем. Тем более что по ремонтам мы гарантийные сроки всегда устанавливаем, и эти гарантийные сроки подрядчик всегда исполняет. То есть опасений, что здесь что-то будет происходить не по правилам, – нет.
Важным условием реализации нацпроекта является открытость и прозрачность проводимых мероприятий, которые позволяют достичь высокой вовлечённости населения. С этой задачей мы справляемся. В начале года в средствах массовой информации было опубликовано свыше 156 тыс. материалов с упоминанием национального проекта. Согласно анализу медиаполя, он (нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги») занимает сегодня 1-е место среди других национальных проектов по упоминаемости в СМИ за девять месяцев.
Это результат целенаправленной информационной кампании, которую проводим не только мы наверху – каждый губернатор на своем месте продвигает проект и объясняет его значение людям. Объекты, которые мы ремонтируем, мы обозначаем специальными табличками, и люди знают, что это нацпроект.
Высокие результаты в работе по освещению проекта показывают 34 субъекта из 83. Просил бы Вашего поручения остальным регионам обратить на это особое внимание, усилить информационное сопровождение проекта. Все методички у нас есть.
Хотел бы остановиться на одном проблемном вопросе, который мешает дальнейшему выполнению проекта, – это предоставление авансов на выполнение работ, как принято говорить, живыми деньгами. Мы подробно рассматривали этот вопрос на заседании Госсовета. Все руководители регионов были там. По итогам Госсовета было дано поручение Министерству финансов: в процессе подготовки бюджетных документов на 2020–2022 годы предусмотреть возврат выделенного аванса, как принято по правилам, до 30% по решению заказчика живыми деньгами.
Что происходит? Сегодня подрядчик, заключив контракт, вынужден кредитоваться, для того чтобы начать закупать материалы и, собственно говоря, выстраивать отношения с субподрядчиками. Мы сегодня говорили про битум, который можно было бы купить в несезон, когда ещё цена на него не так высока и когда он есть в наличии – в сезон практически не достать. То есть никто не будет кредитоваться раньше времени. Просил бы Вашего указания Минфину выполнить поручение, которое было дано. Поручение сформулировано 26 июня 2019 года (Государственный совет): в части выведения из-под процедуры казначейского сопровождения начиная с 2020 года авансовых платежей по контрактам на осуществление дорожной деятельности.
Помимо планов по реализации нацпроектов в 2020–2024 годах Минтранс совместно с Росавтодором, госкомпанией «Автодор», Аналитическим центром при Правительстве, Центром экономики инфраструктуры ведёт разработку перспективной концепции «Опорная сеть автомобильных дорог». Эта концепция должна дать понимание наших шагов после завершения нацпроектов в 2024 году, в том числе ответить на вопрос, какие дороги строить, какие передавать из одной собственности в другую. Вот мы сегодня обсуждаем, какие – из регионов в федеральную собственность, обсуждаем с субъектами, как они от муниципальных образований принимают дороги в региональную собственность и их восстанавливают.
Концепция также должна дать ответ на вопрос о дальнейшем развитии магистралей и международных коридоров. Предварительные результаты этой работы будут рассмотрены на общественном совете Росавтодора уже завтра в рамках выставки «Дорога». Просил бы Вашего разрешения доложить Вам в январе о ходе этой работы. Я полагаю, что такая перспектива нам важна, мы её все вместе с субъектами должны видеть и рассматривать.
И ещё об одном важном, по моему мнению, вопросе. В преддверии 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне регионы предложили – сегодня на семинаре мы тоже это услышали – включить в региональные программы мероприятия по приведению в нормативное состояние улиц, проспектов и площадей с названием «Победа».
Данные мероприятия не потребуют дополнительных расходов, проделанная работа с учётом уже запланированных мероприятий в честь Дня Победы станет данью памяти павшим в Великой Отечественной войне.
Основная задача проекта – формирование у наших граждан духовно-нравственной позиции, чувства сопричастности с историей Отечества, ответственности за будущее России. Прошу Вас поддержать данную инициативу.
В.Колокольцев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Ключевой структурной частью национального проекта является федеральный проект «Безопасность дорожного движения». В текущем году началась активная фаза его реализации. В числе целевых показателей предусмотрено снижение к 2024 году смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза, до уровня, не превышающего 4 человека на 100 тысяч населения. Документом определены пять приоритетных задач, которые решаются МВД России совместно с органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.
На сегодняшний день разработан и уже частично принят ряд законодательных инициатив. Они направлены на усиление ответственности водителей за грубые нарушения, совершенствование механизма исполнения административных наказаний и контроля за состоянием автомобилей и дорог. Введены государственные стандарты, устанавливающие квалификацию и технические требования к дорожной разметке, а также к ограждению мест производства работ на автодорогах. Актуализированы и подготовлены к утверждению требования в части применения технических средств организации движения. Большое значение придаём укреплению материально-технической базы подразделений Госавтоинспекции: существенно обновляется и увеличивается парк патрульных автомобилей, в территориальные органы поставляются современные приборы контроля за состоянием дорожной сети и транспортных средств, закупаются медицинские укладки для оказания сотрудниками полиции первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Кроме того, на местах стартовали социальные кампании в целях привлечения внимания населения к основным факторам риска на дорогах и их профилактике. Обеспечена организационная и методическая поддержка отрядов юных инспекторов движения, создаются условия для распространения лучших практик обучения детей навыкам безопасного поведения.
Мы тесно взаимодействуем с субъектами Российской Федерации. Практически со всеми заключены соглашения, которые содержат индивидуальные показатели, учитывающие демографические и социальные аспекты. Должен сказать, что за последние полгода здесь проведена большая работа. Например, ещё в начале апреля таких соглашений было подписано только шесть. Каждый регион взял на себя обязательство по разработке соответствующих проектов. Однако результаты проводимого нами мониторинга свидетельствуют, что не все из них включают достаточный объём мероприятий, а в отдельных случаях отсутствует необходимое финансирование.
Хотел бы отметить, что целевым показателем 2019 года является общероссийский уровень социального риска смертности при ДТП, не превышающий 11,7 на 100 тысяч населения.
По итогам прошедших девяти месяцев удалось снизить количество дорожно-транспортных происшествий, раненных в них участников и, главное, более чем на 10% сократить число погибших. Дальнейшее сохранение положительной динамики позволит выйти на установленные показатели.
В то же время в 35 регионах мы видим риски его недостижения. В этой связи полагаем целесообразным обратить внимание руководителей субъектов Российской Федерации на необходимость корректировки соответствующих планов, имея в виду в том числе дополнительные меры по пропаганде безопасности дорожного движения, увеличение объёма вещания на региональных телеканалах и радиостанциях.
Кроме того, следует детально проанализировать проекты на предмет достаточности финансирования, в первую очередь на формирование законопослушного поведения на дорогах, повышение эффективности оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Не менее важными являются инженерно-технические мероприятия. Прежде всего речь идёт о повышении безопасности пешеходов, усилении контроля за скоростными режимами, обеспечении нормативной видимости дорог, их обустройстве искусственным освещением.
Считаю, что комплексный, системный подход будет способствовать дальнейшему повышению безопасности дорожного движения.
Д.Медведев: Мы к этой теме ещё вернёмся, по поводу безопасности. Всё равно есть ряд идей, предложений, поэтому коллеги, наверное, эту тему разовьют. Я сейчас попросил бы двух губернаторов выступить по деятельности рабочих групп по «Безопасным дорогам» в рамках своей компетенции. Сначала Кувшинников Олег Александрович – о влиянии национального проекта на развитие транспортной инфраструктуры.
О.Кувшинников: Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Вологодская область – регион с развитой транспортной инфраструктурой, важный транспортный узел, через который проходит четыре федеральные трассы, которые соединяют региональные центры Северо-Западной России, а также Уральский федеральный округ.
Мы давно занимаемся вопросами укрепления, развития и ремонта транспортной системы. Хочу привести одну цифру: буквально пять лет назад доля дорог, соответствующих нормативам, в Вологодской области была всего 7%, и на ремонт и содержание выделялось менее 3 млрд рублей. Эти деньги практически все шли на содержание. Сегодня объём дорожного фонда увеличился более чем в три раза, и доля дорог, соответствующих нормативам, в Вологодской области за пять лет выросла до 29%. Но этого явно недостаточно, поэтому мы, губернаторы всех регионов, приветствуем реализацию национального проекта и активно включились в эту работу. Сегодня можно сказать, что проект «Безопасные и качественные дороги» 2019 года успешно завершается. В Вологодской области это 250 км построенных дорог, 88% освоение федеральных средств, 3,5 млрд рублей на это направлено, и люди это видят, замечают. Никогда такого объёма дорожного строительства в регионах Северо-Запада, в Вологодской области не было. Вся опорная сеть дорог Вологодской области ремонтируется, люди это видят, люди это оценивают и очень широко обсуждают и в блогосфере, и у себя на кухне, если можно так выразиться.
Кроме ремонта опорной сети дорог очень важно, что было принято решение о включении крупных городских агломераций в ремонт улично-дорожной сети. По Вологодской области это две агломерации – это Вологда и Череповец, крупный промышленный центр. В Вологде кроме ремонта по 10 улиц ежегодно – 4,6 млрд рублей мы направляем, – мы формируем ещё малое транспортное кольцо, которое перераспределяет транспортно-логистические потоки по нашей столице, и в следующем году мы заканчиваем самый крупный инфраструктурный проект в нашей столице – это строительство обхода Вологды стоимостью 13 млрд рублей, который соединит три федеральные трассы и выведет транзит из центра нашего древнего русского города.
Что касается Череповецкой городской агломерации, то здесь тоже почти 5 млрд рублей выделено на ремонт улично-дорожной сети. Мы приведём к 2024 году 85% дорог в нормативное состояние. Но Череповец сдерживало отсутствие второго моста через реку Шексну. Это Волго-Балтийский водный путь, и город был заперт зонами промышленных площадок «Северстали» и «Фосагро». Благодаря Вашей поддержке принято решение о начале строительства крупнейшего инженерного сооружения – 16 млрд рублей. Это самый крупный проект дорожно-строительной отрасли Вологодской области, и к 2022 году мы «разошьём» самый тяжёлый, сложный узел – это развитие Зашекснинского района города Череповца.
Я хотел бы сказать о том, что развитие городских агломераций – это была зона ответственности правительства Вологодской области. Сейчас при Вашей поддержке мы успешно реализуем эти проекты.
Ещё один проект, который не могу не отметить, – это расширение до четырёх полос наиболее загруженных федеральных трасс. Почему это важно? Потому что трассы, по которым проходит более 20 тыс. автомобилей, – как правило, в двухполосном исполнении. Это встречка, это гибель людей. У нас самая загруженная трасса – это Вологда – Череповец. 40 тыс. автомобилей – транспортный поток. И мы при поддержке Министерства транспорта, Росавтодора приняли решение расширить до четырёх полос с разделительными ограждениями между встречными полосами. Это резко снизило количество погибших на дорогах. Я предлагаю в будущем рассмотреть и реализовать проект: при такой загрузке федеральных трасс (более 20 тыс. автомобилей в сутки) всё-таки выходить на четырёхполосное исполнение с раздельными полосами безопасности. Тогда мы избежим выезда на встречные полосы.
И как предложения хотел бы озвучить два, если позволите.
Мы посмотрели опыт стран Евросоюза. Там, где действуют ограничения скорости движения в населённых пунктах 50 км в час, увидели, что показатели смертности значительно отличаются от наших: от 2,7 до 5 на 100 тысяч населения. Поэтому первое предложение: всё-таки понизить в населённых пунктах с 60 до 50. Мы широко это обсуждали сегодня на семинаре. Есть различные мнения. Но нам надо что-то с этим делать, особенно в крупных городах.
И второе – это уменьшение ненаказуемого порога превышения разрешённой скорости с 20 км в час до 10 км в час тоже в населённых пунктах. Потому что, когда разрешённая скорость 60, плюс 20 – ненаказуемый порог, 80 км в час, это ситуация крайне сложная, и гибель на пешеходных переходах мы видим в городах довольно часто. Вот подаём два таких предложения.
Д.Медведев: Роман Владимирович Старовойт и как губернатор, и как руководитель подгруппы по «безопасным и качественным дорогам» в рамках рабочей группы Госсовета, пожалуйста.
Р.Старовойт: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Действительно, в рамках рабочей группы Госсовета по транспорту, которую возглавляет Алексей Самбуевич (А.Цыденов – глава Республики Бурятия), у нас постоянно действует подгруппа по дорожному хозяйству, которая обеспечивает мониторинг в том числе реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Значительным подспорьем реализации проекта нам послужило заседание Госсовета, в рамках которого было дано 44 поручения. Часть из них уже выполнена, часть, срок исполнения которых подошёл… Мы знаем, что и Минтранс, и Минстрой, большое спасибо за взаимодействие… Есть ряд разногласий. На площадке Правительства в установленном порядке ряд поручений находится сейчас в виде таблицы разногласий.
Хочу отметить несколько моментов, которые мы сейчас видим в части реализации проекта. Заниженная сметная стоимость. Мы об этом говорили на заседании Государственного совета. В результате было дано поручение, у регионов открылась возможность обеспечивать мониторинг стоимости строительных материалов, направлять в Минстрой и фиксировать эти индексы для своего региона конкретно. То есть у нас федеральные расценки существенно ниже, чем региональные. Но за III квартал, кроме Курской области, ни один регион пока этим не воспользовался. Мы знаем, что на IV квартал 11 регионов уже работает, поэтому я, пользуясь случаем, хочу всем коллегам рекомендовать использовать этот механизм. Потому что, если у нас реальная стоимость объекта выше, чем по проекту, у нас либо подрядчики выходят некачественные, либо с браком и заведомо подлог какой-то и брак выполняется. Поэтому надо пользоваться этим механизмом, за него большое спасибо.
Рост стоимости дорожных материалов в текущем году мы зафиксировали: по щебню – на 10%, по песку – на 12%, по битуму – на 20%. Конечно, это в том числе в основном за счёт роста НДС. Но есть какая проблема? Действующих карьеров существенно меньше, чем выданных лицензий. Поэтому регионам нужно обеспечить аналитику и ревизию всех действующих карьеров. Также необходимо использовать лучшие практики, мы сегодня на форуме об этом тоже говорили, и сейчас надо уже готовиться к этому: закупать материалы по долгосрочным контрактам и формировать запасы зимой. У нас есть возможность сегодня это выполнять: за зиму копить и битум, для чего в том числе и битумохранилища надо строить свои либо использовать нефтяников, и песок, каменный материал нужно делать.
Мы зафиксировали дефицит строительных материалов для дорожного хозяйства в Хабаровском крае, Забайкальском крае, Бурятии, Хакасии, Курганской области и Калмыкии.
Коллеги в курсе и в том числе используют механизмы, о которых я говорил, для нивелирования этих рисков.
С чем мы столкнулись при реализации проекта? С учётом того, что было систематическое недофинансирование отрасли, у нас утрачена квалификация и заказчиков региональных, и подрядчиков, и это большая проблема для регионов, таких как Курская область, которые первый год реализуют проект, это серьёзная проблема. Мы выявили от всех выполненных работ 9% брака. Подрядчики вынуждены на сумму почти 90 млн рублей переделывать работу. Поэтому благодарны решению Минтранса – по проекту создан центр компетенций Минтранса. Нам нужно за зимний период времени организовать ряд семинаров, где бы региональные команды прошли обучение и пообщались друг с другом, для того чтобы в следующий строительный сезон быть более квалифицированными и подготовленными.
Также у нас, о чём Евгений Иванович говорил, система программного комплекса «Эталон», к сожалению, не очень хорошо работает, в том числе из-за низкой квалификации наших региональных исполнителей. Они не умеют работать с этой системой. Тоже надо в центре компетенций поучиться нам, поэтому, я думаю, мы сможем за зимний период времени эту работу организовать.
Сегодня говорили в первой части нашего рабочего дня: нам необходимо разработать схему прикрытия участков региональных дорог медицинскими учреждениями. Мы выявили такую проблему: у нас есть очень протяжённые регионы, случается дорожно-транспортное происшествие на окраине региона, и мы вынуждены раненых везти в областной центр, а рядом с границей в другом регионе есть квалифицированное медицинское учреждение. Мы этим не пользуемся. Это нам, губернаторам, нужно подумать, разработать схему прикрытия и утвердить, с соседними субъектами эту историю отработать.
Также и сегодня у нас в совещании, к сожалению, не принимает участия Минздрав. Мне видится, что если мы боремся с ростом числа погибших и раненых, нам нужно более активное участие Минздрава в реализации проекта, в том числе по использованию телемедицины, дистанционного освидетельствования водителей. Мы с МВД, с Государственной автоинспекцией говорили об этом. В том числе при выдаче водительских удостоверений у МВД нет доступа к базам Минздрава, и удостоверения выдаются лицам, которые находятся в базах с диагнозами эпилепсия или наркозависимость, например. Вот это серьёзная проблема, и у нас водители такси, автобусов работают такие, что по суду, через прокуратуру и МВД мы вынуждены лишать их права управления автомобилем.
Ну и в заключение очень сложный вопрос. Дмитрий Анатольевич, понимаю, что сейчас его не решить, но нам надо задуматься об этом. Я хочу озвучить проблему формирования дорожных фондов, в частности региональных дорожных фондов.
У нас сегодня региональный дорожный фонд формируется за счёт поступлений от акцизов и транспортного налога. Когда мы вводили акциз, на самом деле мы людям говорили, что транспортный налог со временем будет убран. Сегодня наличие транспортного налога воспринимается населением как несправедливость. Когда мы говорим, что это имущественный налог – приобретая автомобиль, мы уже уплачиваем и НДС, и растаможку, если он ввёз этот автомобиль. Если мы говорим, что это транспортный налог для формирования дорожного фонда, то для водителя легковой автомашины, который работает таксистом, и дедушки, который летом только три месяца использует этот автомобиль для поездки на дачи, сумма транспортного налога абсолютно одинаковая, а воздействие на дорожную сеть не одинаковое.
Если говорить по акцизу, мы видим, что растёт количество газифицированного автомобильного транспорта и электроавтомобилей. Со временем их будет больше, и нам нужно думать о создании какой-то справедливой системы формирования дорожных фондов. У нас все автомобили сегодня оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС». ГЛОНАСС позволяет с точностью до нескольких метров позиционировать автомобиль. Мне видится, что мы могли бы сформировать какую-то справедливую систему: сколько проехал, столько и заплатил в дорожный фонд в виде какого-то платежа. Я предлагаю задуматься, может быть, под эгидой Минтранса, Минфина, Госдумы, губернаторов… Торопиться не надо, но об этом надо думать.
Д.Медведев: Спасибо, Роман Владимирович.
Во-первых, по протоколу считаю правильным, чтобы коллеги всё, о чём мы здесь говорили, даже те, кто не присутствовал, увидели. Это касается не только похвалы, с которой начал министр, но и тех, кто отстаёт. Очевидно, нужно прямо это и зафиксировать. Я имею в виду низкий уровень выполнения работ, менее 50% – Забайкальский край, Республика Крым, Сахалинская область. Риск недостижения показателя «доля контрактов на принципах жизненного цикла», даже с учётом того, о чём говорил Евгений Иванович, тем не менее в девяти субъектах – это Ивановская область, Кабардино-Балкария, Мурманская область, Новгородская область, Приморский край, Республика Коми, Республика Крым, Республика Тыва и Чувашская Республика. Недостижение предусмотренного региональными проектами результата по строительству автоматических пунктов весогабаритного контроля – это Московская и Белгородская области.
Всё это нужно отметить, и чтобы коллеги немедленно подтягивали свои результаты там, где это возможно, а там, где невозможно, посмотрим. Будем это учитывать на будущее: как деньги делить, кто справляется с этой работой, а кто не справляется.
Тут были отдельные предложения, неплохие. Я их потом ещё откомментирую. Но в целом могу выразить согласие с тем, что система формирования региональных дорожных фондов – я не говорю, что нужно немедленно пересматривать, но обсудить этот вопрос можно. Потому что нет абсолютных механизмов, нет абсолютных составляющих. В общем, вы правильные примеры приводили.
И последнее. Обращаю внимание на то, что – я, к сожалению, не видел этого раньше – плохо, что на нашем совещании сегодня нет представителя Минздрава. У нас совещание посвящено в том числе безопасности на дорогах. Это вопрос к тем, кто организовывал: к Аппарату и к некоторым другим коллегам. Это абсолютно неправильно.
Давайте обсудим прозвучавшие идеи и текущую ситуацию дополнительно.
Источник: http://government.ru/news/38117/