Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение губернатора Красноярского края Александра Усса
Сообщение губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского
Сообщение губернатора Новгородской области Андрея Никитина
Сообщение губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева
Сообщение губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко
Сообщение губернатора Курской области Романа Старовойта
Сообщение губернатора Пермского края Максима Решетникова
Доклад Максима Топилина о ходе реализации национального проекта «Демография»
Сообщение губернатора Мурманской области Андрея Чибиса
Сообщение Главы администрации Краснодарского края Вениамина Кондратьева
Сообщение губернатора Московской области Андрея Воробьёва
Сообщение первого заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Александра Брокерта
Сообщение губернатора Воронежской области Александра Гусева
Заключительное слово Дмитрия Медведева
Из стенограммы:
Д.Медведев: У нас сегодня совещание в формате президиума, которое посвящено исполнению национальных проектов – по демографии и здравоохранению. Это, наверное, важнейшие для людей проекты, они моментально ощущаются. Это и проблема детских садов, и возможность получить качественную медицинскую помощь.
Мы договаривались об определённых критериях, на что нам ориентироваться. На видеосвязи у нас сейчас все регионы. Где-то это губернаторы, где-то – их заместители. Территории, где всё благополучно, и территории, где добиться нужных показателей пока не удаётся. Нужно разобраться в том, почему это и что необходимо предпринять.
Начну с национального проекта «Демография».
Было бы важным заслушать, какова ситуация сегодня с яслями. Тема понятная. Я не в первый раз вспоминаю, как мы работали по поводу очередей в детские сады для детей в возрасте от трёх до семи лет. Это был сложный, масштабный проект. В целом он получился. И сейчас мы говорим о содействии занятости для женщин, которые отправляют своих детей в дошкольные учреждения для детей в возрасте до трёх лет, то есть в ясли.
Деньги в бюджете на эти цели заложены немаленькие, на этот год – почти 65 млрд рублей. Есть регионы, где всё строится хорошими темпами. Это Воронежская область, Татарстан, Вологодская, Рязанская, Белгородская области.
Но есть и проблемы.
Всего в 2019 году создано 25 тыс. мест. Это меньше трети от запланированных на этот год. Есть регионы, где стройка даже не начиналась. Нужно разобраться, почему и что делать, чтобы интенсифицировать стройку, чтобы она быстрее шла, и, может быть, принять какие-то иные решения.
Во-вторых, тема, которая касается поддержки родителей. По проекту «Финансовая поддержка семей при рождении детей» мы ввели льготную ипотеку. Где-то такая опция оказалась очень популярной. Причём не только в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, но и в целом ряде других регионов. Но где-то это вообще не работает, никак. Сейчас общее кассовое исполнение по проекту небольшое – около 8%. Нужно разобраться и тоже принять определённые решения на будущее.
По здравоохранению. Здесь выделю несколько тем для обсуждения.
Первое – это борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Перед нами стоит задача к 2024 году снизить смертность от инфарктов, инсультов и других болезней кровообращения практически на четверть. На эти цели в бюджете мы предусмотрели 11,6 млрд рублей.
В каждом регионе своя специфика. В каждом, это точно. В некоторых не хватает техники, в некоторых – недостаточно специализированных больниц или они просто далеко. Всё это учитывается в региональных проектах, региональных программах. Но в более чем половине субъектов Российской Федерации (в 49) в целом смертность от сердечно-сосудистых патологий снизилась, что само по себе действительно неплохо. Опасение вызывают 36 регионов, где этот показатель не снижается, а растёт. Нужно обсудить, с чем это связано и какие меры принять.
Ещё одна тема – это создание и замена фельдшерско-акушерских пунктов в населённых пунктах с численностью от 100 до 200 человек. До 2020 года их должно появиться 1,5 тыс. В этом году – около 400 в 60 регионах. Но по некоторым объектам есть высокие риски нарушения сроков. Давайте тоже обсудим, что можно сделать, чтобы минимизировать эти проблемы.
И в отношении закупки мобильных медицинских комплексов. В этом году мы предусмотрели в федеральном бюджете 4 млрд рублей на закупку 509 таких комплексов. Нужно проконтролировать, чтобы это произошло в срок.
И ФАПы, и медицинские комплексы действительно играют одну из ключевых ролей в нашей работе по повышению доступности медицинской помощи. Главы регионов должны сделать всё необходимое, чтобы эти комплексы как можно быстрее появлялись и начинали работать.
Давайте мы так сделаем: мы послушаем короткий комментарий от министерств, а потом я хотел бы послушать именно регионы, для того чтобы они объяснили, что им мешает работать и когда они ликвидируют проблемы, которые существуют, или, наоборот, поделились, если есть какие-то полезные для всех предложения в этой сфере.
Сначала здравоохранение. Заместитель Министра здравоохранения – Наталья Александровна Хорова.
Н.Хорова: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Во всех субъектах Российской Федерации идёт поэтапная работа по реализации всех федеральных проектов, входящих в состав национального проекта.
Хотела бы остановиться на основных моментах. По итогам девяти месяцев достигнуты все семь результатов из семи запланированных на данный период. Важнейший результат – это снижение общего показателя смертности, который по итогам января – августа текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 3,1%. Данные финансового мониторинга показывают, что из 146 млрд рублей, которые идут в виде межбюджетных трансфертов в субъекты Российской Федерации, на данный момент законтрактованы 86%, кассовое освоение составляет сейчас всего лишь 34%.
Хотелось бы остановиться на отдельных моментах по двум направлениям, которые Вы, Дмитрий Анатольевич, озвучили.
Первый проект – развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи. Что здесь положительного? Хотела бы отметить, что успешно внедряется во всех регионах новая модель медицинской организации и вводится система защиты прав застрахованных. Идёт успешная реализация профилактических мероприятий, ими уже охвачено свыше 37 миллионов человек, это 60% от установленного годового значения. По санавиации выполнено уже более 6 тыс. вылетов и эвакуировано более 8 тысяч человек.
На сегодняшний день существуют риски по реализации отдельных мероприятий федерального проекта по первичной медико-санитарной помощи. Так, в проекте по строительству и замене фельдшерско-акушерских пунктов участвует в целом 60 субъектов. И в 53 субъектах Российской Федерации, а это свыше 88%, отмечено отклонение от сроков достижения результатов. Наиболее высокие риски имеются в 10 субъектах: Республика Бурятия, Удмуртская Республика, Архангельская область, Владимирская область, Нижегородская область, Пензенская область, Рязанская область, Сахалинская область, Тульская и Челябинская области. Основные причины рисков недостижения результатов в установленные сроки связаны с длительностью процедуры заключения соглашений по предоставлению муниципалитетами земельных участков. В отдельных регионах, таких как Рязанская область, земельные участки передавались, наоборот, из федеральной собственности, эта процедура также заняла длительное время. И в отдельных субъектах это всё-таки недобросовестность подрядчиков, которые выходили на торги.
По мобильным комплексам. В 2019 году в закупке участвуют 34 региона. Из 509 запланированных законтрактовано 445 мобильных комплексов, или свыше 86%, и поставлено уже 119 комплексов – в объёме 23%. Наиболее высокие риски недостижения результатов по данному мероприятию министерство отмечает по 11 регионам: Красноярский край, Пермский край, Иркутская область, Курская, Костромская, Московская, Новгородская, Омская, Свердловская, Тверская и Тульская области. Основные причины: длительность разработки, некачественная подготовка технических заданий.
Могу назвать один регион – это Курская область, здесь конкурсы прошли, в итоге было приобретено оборудование, которое не зарегистрировано в установленном порядке, на 16 комплексов. На данный момент проведены повторные конкурсы, с первым подрядчиком контракты были расторгнуты.
В рамках реализации проекта по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями в настоящий момент Министерством здравоохранения совместно с нашими главными внештатными специалистами, научно-исследовательскими институтами проведена очень серьёзная работа по доработке всех региональных программ. 44 региональных программы откорректированы. Благодаря в том числе этой работе уже есть положительные результаты по снижению смертности.
Так, за январь – август по сравнению с аналогичным периодом 2018 года отмечено снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения на 0,8% – с 592,6 до 588 на 100 тысяч населения, причём на фоне снижения общего показателя смертности.
При этом следует отметить, что в ряде регионов смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снижается при снижении общей смертности, но в 36 субъектах Российской Федерации отмечается рост показателя смертности от болезней системы кровообращения. Максимальный рост наблюдается в Красноярском крае, Амурской области, Кемеровской области и ряде других регионов. При этом в Красноярском крае и Кемеровской области рост показателя «смертность от болезней системы кровообращения» отмечен при снижении общего показателя смертности на 2,4 и 0,7% соответственно. Это, по оценке Министерства здравоохранения, связано с усилением контроля в данных регионах за достоверностью кодирования причин смертности. Аналогичная ситуация зафиксирована ещё в 25 субъектах Российской Федерации.
В части реализации данного федерального проекта по закупке медицинского оборудования для переоснащения региональных сосудистых центров на данный момент законтрактовано свыше 87% оборудования, а это 3,7 тыс. единиц при плане 4,2 тыс. Введено в эксплуатацию 1468 единиц – это 35%, однако имеются риски недостижения результатов в 19 субъектах Российской Федерации по причине незаконтрактованного оборудования, включая тяжёлое, либо существенная причина, которую мы также отмечаем, – это неготовность помещений, в которых это тяжёлое оборудование должно быть установлено.
Остаётся слишком мало времени для реализации всех этих мероприятий, поэтому мы обращаемся сегодня к регионам и просим мобилизовать все усилия, чтобы до конца года всё запланированное исполнить в установленные сроки.
Д.Медведев: Спасибо.
Давайте послушаем сами регионы, что они скажут, по каким причинам у них те или иные проблемы.
Давайте начнём с недостижения или достижения в данном случае в некоторых регионах индикаторов по снижению смертности от болезней системы кровообращения.
Вы упомянули Красноярский край. Давайте подключим Красноярский край и послушаем. Александр Викторович.
А.Усс: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Коллеги!
Я думаю, что Наталья Александровна очень чётко определила причину того, что мы оказались в лидерах со знаком минус. Дело в том, что на общем фоне снижения смертности, а показатель у нас чуть выше среднего по Сибири – 2,4%, произошёл определённый сбой в ведомственной статистике. Два года назад и в последующее время было зафиксировано порядка 4,5 тыс. случаев смерти в среднем по году от так называемых неточно обозначенных состояний.
Мы решительным образом сейчас навели порядок в статистике, и количество таких диагнозов снизилось с 4,5 тыс. до 617 случаев. Поэтому, если мы возьмём даже нынешний год, имеется в виду реальную динамику, то будет зафиксировано чёткое снижение показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Больше корректировать статистику мы никому не позволим, и если иметь в виду реальную базу, то у нас в том числе и с показателями будет порядок.
Но в целом могу сказать, что качество оказания помощи по сердечно-сосудистым заболеваниям у нас является неплохим. У нас существуют сегодня 10 региональных сосудистых центров, в следующем году мы планируем открыть ещё два. Мы укрепляем оснащённость медицинских организаций, которые оказывают помощь по кардиологическому профилю, в том числе и в рамках национального проекта, это касается прежде всего оборудования.
В краевом центре на базе первой краевой больницы организован круглосуточный центр телемедицинского консультирования, к нему подключены первичные сосудистые центры и терапевтические отделения районных и городских больниц.
Мы считаем, что все эти меры, уже действующие и меры, которые будут приняты, обеспечат снижение уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Ещё раз отмечу, что в текущем году отрицательная динамика, которая зафиксирована, во многом, а точнее в решающей мере, связана с более реальной оперативной расшифровкой причин смерти.
Д.Медведев: Я потом ещё откомментирую это.
Давайте послушаем другой регион, там тоже не всё благополучно в этом смысле, – это Ивановская область. Пожалуйста.
С.Воскресенский: Добрый день, Дмитрий Анатольевич!
Добрый день, коллеги!
У нас ситуация со смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний следующая. За первые четыре месяца был рост на 32%, сейчас, за восемь месяцев, – 24,1. Это происходит на фоне общего снижения смертности почти на 5% за восемь месяцев (последние данные Росстата), или на 511 человек, то есть смертность общая снижается.
Причины похожи. Мы в конце 2018 года провели инвентаризацию кодировки причин смертности. У нас пряталась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в смертности от старости и в смертности от болезней нервной системы. Чтобы этого не происходило, чтобы иметь реальную картину и реальный диагноз, мы там навели порядок.
Тем не менее мы всё равно ситуацией недовольны. Нам помогли сейчас очень сильно коллеги из Минздрава, мы согласовали корректировки в нашу программу борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями с главным внештатным специалистом по этому направлению Минздрава. Эта программа начинает реализовываться, в неё несколько вещей входят. Мы маршрутизацию поменяли, два дополнительных ангиографа в регионе заработало, элементарно обучили фельдшеров скорой помощи, с этим была проблема. Например, тромболизис (тромболитическая терапия): у нас сейчас рост тромболизиса на 7,5%, то есть наконец-то стали эти вещи делать фельдшеры. Кроме того, была проблема с неукомплектованностью всех автомобилей скорой помощи кардиоджетами, дефибрилляторами и другим необходимым оборудованием. Летом всё полностью укомплектовано.
Ещё раз вкратце: основная причина – это наведение порядка со статистикой, но тем не менее выявили сбой в работе самой системы здравоохранения, поправляем вместе с коллегами из Минздрава России.
Д.Медведев: Спасибо.
Есть разные цифры. Давайте ещё послушаем, что происходит в Новгородской области, потому что там динамика выглядит получше. Андрей Сергеевич, коротко расскажите, на чём это основано.
А.Никитин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Коллеги!
На 13,9% у нас с января 2019 года снизилась смертность от БСК (болезни системы кровообращения). Произошло это в первую очередь потому, что более детально начали следовать рекомендациям Министерства здравоохранения в части маршрутизации пациентов, единого диспетчерского центра скорой помощи и увеличения объёма пациентов, эвакуированных силами санитарной авиации. У нас регион небольшой, просто порядок нужно было навести.
Вместе с тем уровень смертности в Новгородской области остаётся высоким, то есть нам предстоит ещё огромное количество работы в этом направлении. Фактически мы за счёт управленческих действий сейчас улучшили ситуацию, дальше нужно будет более глубоко всю эту работу продолжать.
Также Новгородская область прозвучала по мобильным ФАПам. Докладываю: два у нас поступают на этой неделе из 42-х, дальше – каждую неделю по 15 штук. Мы до конца года всё выполним.
Д.Медведев: Спасибо.
Здесь хотелось бы сказать по поводу цифр по смертности. Мы же понимаем, что вообще происходило: скрывали просто эти цифры. Только что об этом и губернаторы говорили – показатели в этом случае менялись только потому, что другие причины смертности указывали. Это враньё было в прямом смысле слова. Подгоняли под нормативные акты, которые действовали, чтобы не прилетело по голове. Это касается, кстати, не только сердечно-сосудистой патологии, это касается и онкологии тоже.
Вот этого быть не должно, это враньё необходимо прекращать. Если в дальнейшем кто-то будет пойман на манипуляции статистикой, последствия будут весьма и весьма неприятные. Просил бы это всех иметь в виду – и региональных руководителей, и тех, кто у них отвечает за отчётность по здравоохранению.
Теперь по поводу ФАПов. Я сказал тоже, что там разная ситуация, в основном, естественно, мы говорим о тех регионах, где есть определённые риски. Просил бы коллег проинформировать о том, что будет происходить там.
В частности, давайте начнём с Пензенской области – что там происходит?
Пожалуйста.
И.Белозерцев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые члены президиума!
В 2019 году в рамках регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» на территории Пензенской области предусмотрена установка 10 ФАПов. В ходе исполнения контракта были выявлены грубейшие нарушения требований, в связи с чем контракт с поставщиком расторгнут.
Также нами принято решение об увеличении количества ФАПов до 13 единиц за счёт перераспределения с 2020 года и добавления региональных средств.
25 сентября проведён повторный аукцион, определён поставщик, с которым заключён новый контракт. Были на предприятии у этого нового поставщика ФАПов, срок поставки и монтажа – до 10 декабря этого года. Земельные участки выделены, необходимые коммуникации подведены к земельным участкам и местам установки ФАПов. Планируем с задачей справиться. Медицинское оборудование и мебель закуплены.
Д.Медведев: Хорошо. Просто обратите внимание, что (во всяком случае, по той информации, которая у меня на столе лежит), из 10 объектов, которые планируются к закупке, все 10 находятся под риском. Исправляйте ситуацию.
Давайте подключим теперь Ленинградскую область. Там вроде как проблем с этим нет. Просто поделитесь информацией, опытом, как здесь организовать работу, Александр Юрьевич.
А.Дрозденко: Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!
В Ленинградской области по программе было запланировано 11 ФАПов, плюс четыре мы ещё добавим по программе «Развитие села».
На сегодняшний день на 100% федеральные средства освоены: три ФАПа за счёт федеральных средств введены в эксплуатацию, ещё четыре ФАПа введены за счёт средств областного бюджета и четыре ФАПа по программе будут введены до конца года, строительно-монтажные работы на них завершены.
Основная причина, почему у нас так неплохо идёт выполнение программы, – мы работаем не по системе строительства ФАПов за счёт бюджета Ленинградской области и федерального бюджета путём проведения конкурсных процедур на проектирование и последующее строительство. Мы работаем с 2016 года по системе выкупа готовых ФАПов у бизнеса, то есть это безрисковая схема. Мы выкупаем готовый, полностью оборудованный ФАП под ключ уже после того, как получен акт ввода в эксплуатацию.
Мы на сайте комитета по здравоохранению публикуем программу, где нам необходимы ФАПы, и публикуем типовые проекты модульных ФАПов с оборудованием, которое нам также необходимо. Бизнес под свой риск выходит на муниципалитеты, получает земельные участки под строительство, строит ФАПы и после получения акта ввода предлагает нам эти ФАПы выкупить. Таким образом мы и выходим на конец этого года на 100-процентное исполнение программы.
Хотя есть небольшие риски, коллеги, не могу о них не сказать.
Иногда муниципалитеты за счёт нашего ФАПа хотят решить все свои проблемы по техническим условиям участков, где в будущем будут осваивать территорию, особенно под коттеджи, под дачи. Иногда дают достаточно сложные рельефные участки, бывает, что затягивают процедуры. Но опыт работы 2016 года показывает, что если эту работу делать авансом на следующий год, то это всё получается в определённой системе, которая не даёт сбоев.
Что касается мобильных комплексов, 47 комплексов у нас по программе, они закуплены, и поставка уже идёт, до 1 декабря все комплексы будут поставлены. Они у нас трёх видов – это сами ФАПы, маммографы, томографы и передвижные амбулатории.
Д.Медведев: Спасибо, Александр Юрьевич.
То, что сказано было губернатором Ленинградской области, я просил бы других коллег тоже проанализировать.
Я не знаю, возможно ли организовать так во всех регионах. Понятно, что в Ленинградской области, наверное, и производителей больше, и возможности договориться несколько иные, чем в некоторых других регионах. Тем не менее эта закупка готовых ФАПов, когда вы изначально договариваетесь с поставщиками, мне представляется совершенно правильной. Обращаю на это внимание других руководителей субъектов Федерации.
Теперь давайте поговорим о мобильных комплексах. Тоже министерством назывались проблемы, которые существуют, разберём на конкретных ситуациях.
Курская область, пожалуйста.
Р.Старовойт: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые члены президиума совета!
У нас по нацпроекту «Здравоохранение» реализуется семь региональных проектов, один из них – это действительно поставка передвижных комплексов.
В этом году у нас предполагается приобретение 21 такого комплекса. Пять, на базе автомобилей «ПАЗ», уже поставлены, по 16, к сожалению, мы заключили контракты, но ошибка в подготовке технического задания (это наша ошибка) позволила поставить такие автомобили без регистрационного удостоверения. Поэтому мы вынуждены были расторгнуть заключённые контракты, провели повторно конкурсную процедуру, и сегодня последний контракт заключён. Сегодня мы уверены, что до 12 декабря все комплексы передвижные будут поставлены, рисков мы на сегодняшний момент не видим
Д.Медведев: Роман Владимирович, Вы тогда окончательно в декабре отчитайтесь, если Вы сейчас рисков не видите по поставке. Если это так, то хорошо.
Но на что хочу обратить внимание: я не знаю, кто у вас за что отвечал, но Вы накажите по всей строгости пролетарского закона тех, кто готовил такую документацию! Что это такое, на 16 заключили договоры, а потом признали, что это не соответствует техническим условиям, что это невозможно исполнить и так далее? Это повод как минимум для дисциплинарной ответственности, а может быть, и для какой-то другой. Разберитесь, пожалуйста.
Р.Старовойт: Есть, Дмитрий Анатольевич. Оргвыводы сделаны уже. И спасибо Минздраву, нам подсказали, как правильно здесь действовать. В будущем учтём, безусловно.
Д.Медведев: Пермский край, пожалуйста.
М.Решетников: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
У нас по программе предусмотрена закупка шести передвижных медицинских комплексов. Был сбой, потому что подписали соглашение на шесть, а денег изначально запланировали на три, поэтому вносили правки в бюджет, в результате на 43 млн федеральных мы 66 выделили из регионального бюджета.
На сегодняшний момент по первым трём у нас контракт есть, поставка до конца декабря. По оставшимся трём сейчас по контрактам все процедуры объявлены, но единственное – заводы сейчас загружены, поэтому поставка будет в феврале 2020 года. Но всего у нас есть уже 60 передвижных комплексов, поэтому с точки зрения доступности медицинской помощи здесь никаких ограничений не будет, нагоним. Тут сбой на нашей стороне был.
Д.Медведев: То же самое: разберитесь с теми, кто за это отвечал, – раз. И нужно принять меры, для того чтобы этого в дальнейшем не было. Даже несмотря на то что это качественным образом не скажется, всё равно это упущенные возможности.
По этой теме пока всё. Давайте перейдём к «Демографии».
Максим Анатольевич, коротко расскажите прежде всего о тех проблемах, которые есть, без отчётности о том, что сделано. Мы все знаем и плановые показатели в общем и целом, и тех, кто в передовиках.
М.Топилин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены президиума!
Проект реализуется, как нам представляется, нормально. Мы постоянно с губернаторами обсуждаем и в рамках селекторных совещаний, и в телефонных разговорах ход реализации, замеряем риски.
Пока у нас освоение – 65%. В большей степени это по финансовой поддержке семей, по старшему поколению, по укреплению общественного здоровья, проекту «Спорт – норма жизни». В принципе мы находимся в нормальном состоянии. Единственное – у нас отставание, о котором Вы говорили, касающееся строительства яслей для детей от полутора до трёх лет. По этому проекту освоение – 25,2%, но, как я уже сказал, мы в постоянном контакте с регионами отрабатываем эти риски.
Последние риски, которые были, – это серьёзная ситуация в Республике Дагестан. Вы подписали распоряжение Правительства, определён единственный поставщик. Мы исходим из того, что коллеги в Дагестане эту ситуацию теперь уже исправят и все объекты будут введены. В принципе у нас сейчас 176 объектов введено, ещё будет 513 объектов.
На какие субъекты хотел бы обратить внимание? Прежде всего это Московская область и Республика Тыва. По Московской области: по трём объектам на 500 мест строительство не началось, по трём объектам общей численностью на 505 мест строительная готовность – 13%. По Республике Тыва: по восьми объектам общей численностью на 270 мест строительная готовность – менее 10%, по 10 объектам – несколько лучше, но вместе с тем такой большой объём строительства для Тывы является, на мой взгляд, достаточно критичным. Наоборот, допустим, Воронежская область практически справляется с ситуацией, уже 16 объектов введено.
Что касается одного из направлений финансовой поддержки (Вы об этом сказали во вступительном слове) – материальной поддержки семей с детьми через льготную ипотечную ставку (льготная ипотека по ставке 6%). Безусловно, это является новеллой. Мы в первый раз реализуем такой проект. В течение года в этот проект вносились определённые изменения, которые сейчас ситуацию, как нам представляется, достаточно серьёзно стали исправлять. В последние месяцы количество полученных кредитов серьёзно растёт. Так как вносились различные изменения в течение года, общее освоение пока составляет всего лишь 716 млн рублей из 9,2 млрд рублей.
Здесь у нас в передовиках Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область. Но в таких регионах, как Магаданская, Мурманская области, Карачаево-Черкесия, Республика Калмыкия, Камчатка, Республика Тыва, Республика Ингушетия, программы практически не работают. Где-то по одному кредиту выдано, где-то два кредита, в ряде регионов вообще ипотека под 6-процентную ставку не выдаётся, хотя мы достаточно серьёзные надежды возлагали на этот проект.
У Татьяны Алексеевны Голиковой на проектном комитете рассматривали эту ситуацию, дан ряд поручений, но в основном предполагали бы, во-первых, усилить разъяснительную работу, потому что регионы вообще считают, что это не их дело. Раз этим занимаются Минфин и банки, то регионы зачастую даже и не владеют этой информацией и не контролируют эту программу. Сейчас с регионами начали это реализовывать, и такую информационную поддержку регионы должны оказывать, потому что жители получают услуги на их территории.
Все регионы ставят вопрос о возможности расширения этой программы на вторичное жильё. Пока это только жильё у застройщиков, поэтому это приблизительно порядка 15–20% того, что люди приобретают через ипотеку.
Дмитрий Анатольевич, ещё у нас есть два предложения, которые хотелось бы обсудить. У нас в следующем году начинает реализовываться программа по обучению женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком (средства предусмотрены). Тоже необходима проработка с регионами. Подготовка к следующему году показала, что было бы целесообразно, если Вы поддержите, эту программу реализовывать не только для детей до трёх лет, когда мама находится в отпуске по уходу за ребёнком. Если мама не работает, то и до дошкольного возраста – включить эти категории в программу переобучения. Мы могли бы это всё сделать в рамках средств, которые выделены, без увеличения финансирования. С точки зрения опросов, которые мы проводили, готовясь к этой программе, это было бы воспринято позитивно и расширило бы возможности.
Второй момент. Мы в этом году начали обучение предпенсионеров, и эта программа хорошо пошла. По количественным показателям на данный момент мы выполнили программу на 167%, то есть гораздо большее количество предпенсионеров учатся.
Обсуждали это с АСИ и в регионах. Есть предложение, чтобы эту программу расширить без выделения дополнительных денег и дать возможность обучаться людям старше 50 лет, не ограничиваться стандартной категорией предпенсионеров. Тоже мы могли бы это сделать в пределах действующего объёма средств.
Д.Медведев: Спасибо.
Вы называли целый ряд территорий. Начнём с ипотечных дел, где в семьях два и более ребёнка, с права получения ипотечного кредита по ставке 6% годовых там, где ничего не происходит.
Давайте послушаем Мурманскую область. Пожалуйста.
А.Чибис: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены президиума!
Прежде всего хотел бы поблагодарить – сейчас обсуждали проект по здравоохранению – за Вашу поддержку нашей области, за поддержку Татьяны Алексеевны и Минздрава, потому что благодаря антикризисному плану и допподдержке из федерального центра мы начали выползать по линии здравоохранения.
Что касается того, что сказал Максим Анатольевич: действительно, у нас всего лишь один кредит выдан. Несмотря на то что мы считаем этот механизм правильным, такая ситуация связана с тем, что у нас в регионе фактически отсутствует жилищное строительство. У нас из 211 домов в стройке 210 индивидуальных домов и один дом многоквартирный строится, и то ведомственной принадлежности.
Мы со своей стороны планируем уже к следующему году эту работу развернуть, чтобы новое жильё появилось, потому что в Мурманске, например, этот спрос есть. Но пока, так как отсутствует жилищное строительство, действительно эта программа не работает.
Просьба такая: поддержать то, о чём сказал Максим Анатольевич. Если распространить это на приобретение жилья на вторичном рынке, то многие семьи в Мурманской области смогут уже быстро реализовать это своё право, и это будет очень серьёзный толчок. Но конечно, главную задачу для себя мы видим всё-таки в развитии жилищного строительства в точках экономического роста, прежде всего в Мурманске. Со своей стороны в этом направлении будем действовать.
Программа правильная. Действительно, льготная ипотека позволит многим улучшить жилищные условия, поэтому в следующем году мы надеемся на совершенно другой результат.
Д.Медведев: Я прокомментирую чуть позже.
Давайте послушаем, где всё это достаточно активно идёт, в данном случае это Краснодарский край. Там, понятно, условия другие, но тем не менее всё равно показательная тема. Пожалуйста, подключите.
В.Кондратьев: Дмитрий Анатольевич, добрый день!
Я хочу вначале поблагодарить за очень оперативное взаимодействие федеральных министерств и ведомств в рамках реализации нацпроектов, особенно «Демографии». Все соглашения подписаны, я считаю, вовремя, что позволило нам быстро раскассировать деньги и активно включиться в реализацию нацпроектов.
Что касается «Демографии», безусловно, для нас это беспрецедентная сумма – это 7,7 млрд рублей. Мы в этом году пять детских садов сдаём в эксплуатацию, один детский сад купили, бассейн также достраиваем. Здесь вопрос в том, чтобы нам сегодня максимально использовать эту возможность.
Что касается 6% годовых, ипотеки для семей с двумя и более детьми: безусловно, мы тоже этой возможностью решили активно воспользоваться, потому что достаточно много многодетных семей в нашем крае, и в рамках миграционных моментов сегодня.
Что мы сделали? Практически все сотрудники министерства социальной защиты были закреплены за районами, все они разъехались по районам в определённое время. В самом большом доме культуры либо другом помещении собрали максимальное количество многодетных семей, объяснили им возможность, которая у них в жизни появляется, после чего попросили собрать все документы и прийти с ними в ближайшее отделение соцзащиты. Оператор в лице работника соцзащиты принял этот пакет документов и начал работать с банком и через банк с застройщиком, которого банк порекомендовал. Таким образом получилось, что многодетной семье пришлось только прийти в банк и подписать договор ипотеки, то есть всю основную работу за них сделал сотрудник министерства соцзащиты. Для нас это дало максимальный эффект, и сегодня мы имеем практически 895 семей, которые получили ипотеку на сумму 1 млрд 700 млн. Максимально сегодня мы эту цифру набираем, потому что уже пошло сарафанное радио, то есть люди понимают… Мы места сбора не меняем, в отделениях соцзащиты продолжают находиться работники министерства соцзащиты, принимают пакеты документов и так же по той же программе работают с банками, с застройщиками. Люди, многодетные семьи, ещё раз подчёркиваю, лишь приходят и подписывают договоры ипотеки. Вот такой результат, наверное, в ручном режиме и достигнут.
Д.Медведев: Спасибо, Вениамин Иванович.
Понятно, что ситуации разные, но действительно в Мурманске и не строили. Что тут говорить, какая ипотека, если дома не строят? Нужно строить, это очевидно. Нужно проанализировать и то, что коллеги предлагают: вопросы приобретения жилья на вторичном рынке и некоторые другие предложения, которые по этому проекту выдвигаются.
Но на что хочу обратить внимание? Только что об этом сказал губернатор Краснодарского края: людям это нужно объяснять. Мы с вами понимаем, что это нужно не чиновникам из Москвы, не сотрудникам, которые работают в федеральных министерствах, а нужно людям, которые живут в этих регионах. Если, как было сказано сейчас Вениамином Ивановичем, заниматься этим в ручном режиме – в данном случае это абсолютно правильно, просто людей собирать и объяснять, какие возможности есть, – конечно, количество людей, которые воспользуются этими возможностями, будет больше. Это просто инициатива, которую должны проявить региональные и муниципальные власти.
Теперь по яслям. Давайте послушаем по некоторым регионам, которые назывались, в которых есть проблемы и в которых более активно эти процессы идут.
Давайте Московскую область послушаем, потому что здесь очень много людей.
А.Воробьёв: Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мы очень плотно сотрудничаем с социальным блоком Правительства Российской Федерации. Я могу сказать, что за последние пять с небольшим лет мы построили порядка 410 детских садов и до сих пор эта тема является актуальной для Подмосковья. Нам нужно где-то ещё минимум 100–120 детских садов, для того чтобы решить проблему прибывающего контингента в Московскую область.
Что касается проекта по совместной программе и 11 детских садов, о которых сейчас Максим Анатольевич сказал: мы пять из них сдадим в этом году, а ещё шесть действительно по ряду причин мы сдадим в весеннее время после благоустройства. Причины там разные были: муниципальный заказчик, некачественное проектирование. Но то, что мы их сдадим в первом полугодии 2020 года, мы можем гарантировать.
В остальном все национальные проекты у нас находятся на регулярном контроле, и мы стараемся их выполнять точно и в срок.
Д.Медведев: Теперь, пожалуйста, Республику Тыва включите.
А.Брокерт (первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва): Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Нас Максим Анатольевич упомянул в том плане, что мы несколько отстаём по строительству ясель. Действительно, по восьми пристройкам была готовность меньше 10%. Мы сейчас активно работаем с теми подрядчиками, которые, к сожалению, не смогли вовремя достигнуть плановых показателей. Тут тоже причины разные. Первое – затянулись конкурсные процедуры. У нас, к сожалению, по пристройкам очень активно профессиональные жалобщики работали. На 19 пристройках у нас было 56 таких заявлений, и УФАС наше местное очень внимательно этим занималось. Тем не менее мы сейчас эту проблему решаем. Пришлось нам семь таких пристроек делать через концессионное соглашение. Мы попробовали такой инструмент, поскольку были проблемы и с инфраструктурой, то есть инвесторы-концессионеры более активно работают, чем даже те, кто работает по госконтрактам. К сожалению, ФАС совсем недавно прислала нам претензии по поводу концессионных соглашений. То есть мы сейчас сконцентрировали свои силы и ресурсы, заставляем работать подрядчиков уже в ускоренном режиме, практически взяли внешнее управление над ними, то есть мы все пристройки в текущем году сдадим на 100%.
Д.Медведев: Пожалуйста, Воронежская область. Там все идёт неплохо. Расскажите, как у вас организован этот процесс.
А.Гусев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Мы фактически с 2013 года такую системную работу ведём в сфере дошкольного образования, она на трёх тезисах основывается.
Первый – это опережающая подготовка проектно-сметной документации исходя из разработанных проектов планировки территорий, что позволяет нам вовремя проводить конкурсные процедуры.
Второе – это разработанная региональная нормативная база, которая позволяет нам выкупать уже готовые объекты, готовые детские садики. Это аналог того, о чём говорили коллеги из Ленинградской области.
И, безусловно, жёсткий контроль проведения работ подрядными организациями.
Всё это нам позволило с 2013 по 2018 год построить 35 новых детских садов и за счёт перепрофилирования и капитального ремонта создать практически 30 тыс. мест в детских дошкольных учреждениях. В 2016 году мы решили проблему обеспечения детей от трёх до семи лет местами в детских садах.
На этот год у нас по национальному проекту доступность дошкольных учреждений для детей в возрасте до трёх лет должна составить 99,96%. Для этого мы вводим 21 новый детский садик: 17 – в рамках национального проекта «Демография» и 4 – в рамках государственной программы обеспечения доступным и комфортным жильём. Это будут объекты на 3800 мест всего, из них 2900 мест – это как раз ясельные группы, для детей до трёх лет.
На сегодняшний день 16 детских садиков уже введены в строй, на оставшихся пяти идёт доукомплектация оборудования. Никаких сомнений в том, что мы их до конца года введём, у нас нет.
Соответственно, освоение средств происходит в плановом порядке, до конца года все средства будут освоены.
Д.Медведев: Коллеги, бывают ситуации, когда развитие социальных объектов связано с обеспеченностью региона теми или иными ресурсами, финансированием прежде всего, и человеческими ресурсами, а бывают другие ситуации: деньги мы выделяем, а объекты не строятся! Причём очень часто это регионы, которые просят у нас очень много денег. Мы им помогаем, я разные совещания провожу по поддержке отстающих регионов – и ничего не происходит! Может быть, это проблема не общей отсталости региона, а отсталости команды? Может быть, просто работать не умеете?
Я просил бы Аппарат Правительства подготовить мне окончательный доклад по поводу строительства яслей, особенно в разрезе территорий, которые все деньги получили в срок, но по каким-то причинам ничего не строят, даже несмотря на то, что мы ряду регионов помогаем, стараемся развивать экономическую активность в них… Но это никак не связано ни с бизнесом, ни с какими-то крупными проектами. Это просто деньги дали – и построили! Если не строят, значит работать не умеете.
Конечно, это безобразие полное, если разобраться! Тывой кто только не занимается – Президент, премьер, Министр обороны по понятным причинам, вице-премьеры. А они детские сады не строят. Это как объяснить?
Запросите у всех, у кого есть такое отставание, в протокол включите. Вот я понимаю, Мурманская область: рады бы ипотекой заниматься, но они не строили ничего, и там тяжёлая ситуация.
Но по тем программам, где мы выделяем деньги, деньги эти в полном объёме доходят до регионов. Это никак не связано с реализацией тех или иных других проектов на территории, то есть это не связано с занятостью, в то же время есть потребность в тех же детских дошкольных учреждениях и ясельных группах.
Пусть каждый руководитель субъекта Федерации напишет мне, в чём причина отставания и что он собирается делать, а не подставляет своего заместителя губернатора, – у меня тут написано: Шолбан Валерьевич, но он, видимо, по каким-то причинам решил не участвовать в неприятном докладе. Запросите, где он был, кстати. А то как разные бумажки носить с просьбой деньги выделить и на всяких совещаниях присутствовать – это они с удовольствием делают, а как неприятные вещи обсуждать – так нет на месте.
И пусть каждый напишет, что происходит: должны были сделать столько-то, по таким-то причинам не сделали, беру на себя личное обязательство все довести в срок до такого-то числа. Потом мы сравним эти обязательства и реальные результаты.
Источник: http://government.ru/news/38098/