Об исполнении поручений Президента и Правительства России
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение первого заместителя Министра здравоохранения Татьяны Яковлевой
Сообщение временно исполняющего обязанности губернатора Забайкальского края Александра Осипова
Сообщение главы Республики Бурятия Алексея Цыденова
Сообщение главы Республики Крым Сергея Аксёнова
Сообщение главы Республики Дагестан Владимира Васильева
Сообщение главы Республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова
Заключительное слово Дмитрия Медведева
Из стенограммы:
Д.Медведев: Сегодня поговорим об исполнительской дисциплине на всех уровнях власти – в министерствах, ведомствах и регионах. Проведём разбор полётов по отдельным поручениям. Некоторые из них уже тянутся на протяжении нескольких лет.
Поручения важные, были даны Президентом, были даны мною. Скажем прямо, по ряду позиций ситуация далеко не самая благополучная. Многие поручения вовремя не исполняются. Сроки постоянно корректируются под разными предлогами. Иногда это что-то вполне серьёзное, объективное, иногда просто не успевают из-за разгильдяйства, по нескольку раз переносят. Такого в принципе не должно быть. Ровно поэтому я и хотел на базе нескольких показательных примеров пройтись по проблематике исполнительской дисциплины, с тем чтобы сделать выводы – общие выводы для государственного аппарата и конкретные – в отношении лиц, причастных к неисполнению поручений.
Вопрос вполне системный – с учётом того, что мы в значительной мере работаем, решая государственные задачи, занимаясь, например, такими важными вопросами, как национальные проекты, по системе поручений. В этом есть и плюсы определённые, есть и минусы. Тем не менее от поручений как способа решения управленческих задач нам никуда не уйти, поэтому исполняться они должны неукоснительно. А все случаи переноса должны быть мотивированы.
Я сейчас назову несколько позиций, по которым мы пройдёмся, не погружаясь специально в отдельные нюансы. Потом коллеги, которые здесь представляют отдельные ведомства, доложат, что и как происходило. Также в нашем мероприятии участвуют коллеги, представляющие регионы.
Сегодня мы рассмотрим шесть социально значимых поручений.
Первое касается безопасности детского отдыха. Оно было дано по итогам анализа причин, которые привели к гибели детей в 2016 году во время отдыха в Карелии. У нас уже совсем скоро летний сезон, вопросы безопасности должны быть на первом плане. Нужно посмотреть, сделаны ли необходимые выводы. Установлены требования к участникам закупок услуг по организации детского отдыха. Регламентированы вопросы по обеспечению безопасности туризма. Но ряд позиций здесь недоработан. На них нужно специально остановиться.
Вторая тема – требования, связанные с автоматизированными информационными системами оформления воздушных перевозок. Такие системы содержат всю необходимую для нормальной работы отрасли информацию – о расписании полётов, о наличии мест. Объём авиаперевозок вырос. В прошлом году он достиг рекордных показателей. Российские аэропорты обслужили более 200 миллионов пассажиров. Такого никогда не было, ни за один период современной истории. Совершенствование требований к информационным системам должно поддержать дальнейшее развитие отрасли.
Есть ряд важных вопросов в регионах. Один из них – строительство инфекционной больницы в Севастополе. Поручение президентское и моё поручение были в 2015 году, в 2017 году, но, к сожалению, строительство так и не началось. Нужно понять, что с этим всем происходит.
В некоторых регионах сложилась непростая ситуация с исполнением поручения по повышению доступности дошкольного образования для детей от трёх до семи лет. Это связано не только с низкими стартовыми позициями или с высокой рождаемостью, как на Кавказе. В ряде случаев это и персональные упущения. К этой теме нужно ещё раз обратиться. Ещё в позапрошлом году я проводил специально совещание по местам в детских дошкольных учреждениях в ряде регионов. Надо посмотреть, что сделано и чего не сделано. Охват должен быть 100-процентный.
Есть ещё одна важная для государства тема – это подготовка законов, направленных на своевременное выявление и пресечение деятельности картелей. Это мешает нормальному развитию экономики, ограничивает конкуренцию, не лучшим образом влияет на показатели инфляции, на динамику цен. Это вроде бы общий, нормативный вопрос, но на самом деле он касается жизни практически любого человека.
И ещё один вопрос хотел бы обозначить в числе тех, которыми мы занимались, но эта работа, к сожалению, не доведена до конца. Это вовлечение в оборот земель сельхозназначения. Прошло уже два года. Решение, какой механизм для этого нужен, так и не было окончательно принято. Понятно, что если бы эти решения были, то благодаря использованию земли аграрно-промышленный комплекс мог бы показывать весьма и весьма значительные темпы роста. Он, конечно, у нас и так неплохо растёт, но в этих условиях была бы совсем другая ситуация.
Вот несколько тем. Они показательные, но в то же время абсолютно конкретные, актуальные, касающиеся или общих задач, которыми мы занимаемся, или конкретных ситуаций. Давайте прямо по тем позициям, что я обозначил, и пройдём. Сначала – по вопросам организации отдыха и оздоровления детей. Это поручение Президента от июля 2016 года.
Докладывает заместитель Министра просвещения Павел Станиславович Зенькович.
П.Зенькович: Действительно, в июле 2016 года Президент дал целый ряд поручений – больше десятка – по итогам анализа трагедии, которая произошла в Карелии. Часть из этих поручений были выполнены и сняты с контроля, часть поручений – сконцентрированы в проекте федерального закона, который разрабатывался министерством совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Это касается целого ряда ключевых абзацев.
Сейчас проекты федеральных законов (поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка» и о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях) готовы, согласованы всеми, в том числе Государственно-правовым управлением Президента. Рассчитываем, что в понедельник этот вопрос будет обсуждаться на законопроектной комиссии Правительства. В случае если будет поддержан, надеемся, на ближайшем заседании Правительства он будет вынесен и дальше внесён в Государственную Думу.
Что предполагается? Предполагается этими законопроектами закрыть поручения, которые касаются ведения реестра в первую очередь. Реестры носят фактически разрешительный характер для организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей. По факту они уже существуют. С 2017 года, как только министерство было назначено координатором этой работы, они существуют, ведутся субъектами, но необходимо было их закрепить на федеральном уровне законом, чтобы эти реестры были единообразными. Исходим из того, что услуги по отдыху и оздоровлению детей могут оказываться только теми организациями, которые в реестр входят, соответствуют предъявляемым критериям и, самое главное, регулярно проходят проверки всех служб и органов, которые осуществляют контроль за теми или иными сферами в рамках отдыха и оздоровления.
Кроме того, Президент нам поручил, чтобы было нормативно оформлено осуществление закупок по организации отдыха и оздоровления детей путём проведения конкурса с ограниченным участием. Соответствующие поправки в 44-й ФЗ приняты, подписаны, 1 мая закон вступил в силу.
Закрепляется приоритет нестоимостных критериев, влияющих на безопасность детей, при оценке заявок и окончательных предложений участников закупки по организации отдыха и оздоровления. Это поручение сначала исполнялось путём внесения в 2016 году изменений в соответствующее постановление Правительства. Окончательно этот вопрос был решён 28 февраля этого года, когда были внесены изменения в правила оценки заявок постановлением Правительства.
Исходим из того, что после внесения и принятия законопроектов, о которых я сказал, все оставшиеся поручения из перечня, которые были закреплены за Правительством, будут выполнены.
Д.Медведев: Почему столько времени потребовалось, чтобы эти законопроекты подготовить?
П.Зенькович: Дмитрий Анатольевич, когда в июле 2016 года Президент дал такое поручение, министерство сразу приступило к разработке соответствующего закона. Депутаты и члены Совета Федерации в декабре 2016 года приняли свой закон, который часть этих поручений закрыл. Соответственно, пришлось переделывать. Три раза менялась концепция, три раза мы вносили в Правительство, были соответствующие разногласия и замечания Государственно-правового управления, других ведомств, поэтому потребовалась дополнительная работа.
Мы с себя ответственность не снимаем. Конечно, мы должны были плотнее друг с другом работать и взаимодействовать, но с этим были некоторые проблемы. Мы три раза его вносили и три раза возвращались к доработке, несколько раз менялась сама концепция законопроекта.
Д.Медведев: Ну за концепцию-то вы тоже должны отвечать.
Срок поручения пять раз продлевался. Даже если концепция менялась, надо это всё было согласовывать тогда.
Татьяна Алексеевна, я знаю, что Вы этим занимались. Есть какие-то соображения по этому поводу?
Т.Голикова: Сейчас, я думаю, работа реально близка к завершению.
Мы, как уже было сказано, приняли поправки в постановления Правительства, которые устанавливают приоритет нестоимостных критериев, что имело ключевое значение, поскольку ранее выигрывали компании, которые демпинговали на конкурсе и не имели возможности предоставлять адекватные услуги.
Д.Медведев: Да, это было опасно просто.
Т.Голикова: То же самое касалось поправок, которые 1 мая приняты уже, подписаны Президентом, в 44-й федеральный закон. Мы торопились, поскольку эти поправки имеют чувствительное значение для организации летней оздоровительной кампании 2019 года.
То, о чём сказал Павел Станиславович, по первому и второму законопроекту, которые в ближайшие дни будут на законопроектную комиссию внесены… Они уже тоже согласованы с Государственно-правовым управлением Президента. Они уже как бы ставят финальную точку и не так серьёзно влияют на летнюю оздоровительную кампанию 2019 года, поскольку предполагают упорядочение ведения реестров тех организаций, которые имеют право на оказание подобного рода услуг, и штраф от 1 млн до 3 млн рублей в случае нарушения определённых требований, которые установлены законом.
Завтра я провожу селекторное совещание с регионами по организации летнего отдыха на 2019 год с участием правоохранительных органов и органов, которые ответственны в целом за организацию летнего отдыха детей. Надеюсь, что всё, что сейчас было озвучено, – я имею в виду последние два законопроекта, – при успешном рассмотрении будет в эту сессию тоже принято.
Д.Медведев: Эту работу, безусловно, нужно завершать. Она затянулась, и никакие концепции не оправдывают, почему три года министерство над этим работало. Но там помимо самих законов, о которых только что было сказано, ещё есть подзаконные акты, из них вытекающие. Я просто хочу, чтобы это было прямо отмечено в сегодняшних решениях: раз всё это было так затянуто, нужно обеспечить подготовку подзаконных нормативных актов синхронно с рассмотрением этого законопроекта, чтобы вместе с подписанием закона вышли и подзаконные нормативные акты, будь то акты Правительства или акты министерств (нужно посмотреть, какие нужны).
У нас центральным ведомством остаётся здесь Министерство просвещения, да?
Т.Голикова: Да.
Д.Медведев: Доделывайте всё, и по итогам уже окончательно примем решение о том, кто в чём виноват и кого за что поощрить. Отразите это в протоколе.
Теперь ещё один обозначенный мною вопрос – это изменения в законодательство в целях исполнения закона «О противодействии терроризму», по дополнительным мерам безопасности, по требованиям к вот этой самой информационной системе. Докладывает замминистра транспорта Александр Алексеевич Юрчик. Пожалуйста.
А.Юрчик: Для реализации норм федерального закона от 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» был разработан план-график подготовки нормативно-правовых актов, утверждённый Заместителем Председателя Правительства. Для реализации этого плана Минтрансом был разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, базам данных, входящим в её состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной системы, к её оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка её функционирования».
Данная система – это комплекс, обеспечивающий практически все функции, связанные с пассажирскими перевозками: размещение ресурса мест, бронирование и продажа билетов, регистрация на рейс, взаиморасчёты между всеми участниками процесса и оформление воздушных перевозок.
В настоящий момент крупнейшие российские перевозчики – авиакомпании, осуществляющие бóльшую часть авиаперевозок, – используют иностранные автоматизированные информационные системы оформления воздушных перевозок, которые принадлежат иностранным юридическим лицам и расположены вне территории Российской Федерации. Они работают достаточно эффективно, успешно долгие годы.
Вместе с тем ограничение или блокировка доступа отечественных авиакомпаний к этим системам оформления перевозок может привести к дестабилизации пассажирских перевозок как на международных, так и на внутренних линиях.
В соответствии с планом-графиком проект постановления должен был быть разработан и внесён в конце 2017 года. На площадках Минтранса, Минкомсвязи, Минэкономразвития неоднократно проводились совещания с представителями как заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, так и авиационной отрасли в целях рассмотрения и согласования разработанного Минтрансом проекта постановления для дальнейшего внесения в Правительство. Замечания представителей авиационной отрасли, касающиеся вопросов практического исполнения положений проекта постановления, входили в противоречие с позицией заинтересованных и компетентных федеральных органов исполнительной власти – Национального антитеррористического комитета, Федеральной службы безопасности, Минкомсвязи, Роскомнадзора, МВД России.
По результатам вышеуказанных совещаний постановление существенно перерабатывалось и повторно направлялось на согласование. За полтора года оно было обновлено практически полностью шесть раз.
Текущая версия проекта постановления, согласованная с Национальным антитеррористическим комитетом, Минкомсвязи (с некоторыми разногласиями), Роскомнадзором, МВД России, ФСБ, является компромиссом между требованиями транспортной безопасности, требованиями по защите персональных данных о пассажирах и требованиями успешно развивающихся и конкурирующих на мировом рынке российских авиакомпаний.
Наш конечный проект постановления получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия от Минэкономразвития. Это связано с тем, что Минэкономразвития, так же как и Торгово-промышленная палата, выражая позицию крупных авиакомпаний, да и практически всех, настаивало на том, что существующее положение дел, когда они работают с международными глобальными системами, вполне состоятельно, обеспечивает динамичное развитие отрасли и работает вполне успешно. Тем не менее мы понимаем, что хотя предусмотренные в нём положения накладывают некоторые финансовые и технические ограничения на крупнейшие авиакомпании, которые осуществляют свою деятельность в международных альянсах, такая позиция, с точки зрения НАК и ФСБ, ставит российских авиаперевозчиков в зависимость от ресурсов и политики иностранных компаний – владельцев этих систем и государств, на территории которых они расположены, формирует условия для утечки критически важной информации к иностранным организациям и возможности её использования против безопасности Российской Федерации. Данные угрозы в настоящей обстановке приобретают, к сожалению, всё более реальный характер.
Поэтому мы исходили из того, что необходимо найти и выработать компромиссный вариант, который и обеспечит все необходимые требования безопасности, и в результате переговоров с крупнейшими международными системами, такими как Sabre, Amadeus, мы выйдем на некое решение по аналогии с расчётными системами, когда в нашем новом проекте выработаны требования о размещении на территории Российской Федерации юридических лиц, которые управляют этими базами данными, этими информационными системами, серверов на территории России, и переход этих систем на технологию работы внутри Российской Федерации. «Аэрофлот» ведёт переговоры с крупнейшей компанией Sabre именно по этой схеме: они в этом году создают совместное юридическое лицо с Sabre и в следующем году будут обеспечивать качественный перенос информационной базы на сервер, находящийся внутри Российской Федерации. Параллельно с этим авиакомпания «Россия» и некоторые другие наши авиакомпании работают над созданием отечественных систем оформления воздушных перевозок.
Мы создали такую систему, которая в настоящий момент в основном устраивает и антитеррористические структуры, и авиакомпании, несмотря на то что, подчёркиваю, для них это, конечно, некая дополнительная нагрузка и ограничения, которые в будущем дадут возможность обеспечить автономное функционирование системы даже в условиях некоторых санкционных ограничений. Длительный срок согласования и выхода на эти решения связан с тем, что авиакомпаниям пришлось вести долгие и сложные переговоры с этими международными системами, которые не изъявляли особого желания переходить в нашу юрисдикцию, и искать компромиссные решения.
Проект постановления 29 апреля внесён в Минюст для подготовки заключения, Минюст уведомил Минтранс, что до 28 мая представит своё заключение.
Одновременно мы направили этот проект постановления в Аппарат Правительства для рассмотрения и подготовки (при необходимости) согласительных совещаний, которые, возможно, потребуются по результатам рассмотрения.
По нашим оценкам, в течение двух месяцев данный проект постановления может быть согласован и выпущен Правительством.
Д.Медведев: Александр Алексеевич, Вы сколько этим занимаетесь в должности заместителя министра?
А.Юрчик: Полтора года.
Д.Медведев: Тоже уже немало. И до Вас тоже свято место не пустовало.
Я понимаю, могут быть расхождения с иностранными структурами, которые отвечают за эти вопросы, и у нас могут быть расхождения между позициями федеральных органов исполнительной власти и позициями бизнеса. Но три года – это недопустимо долго. Это просто означает, что никто этим серьёзно не занимался. Всегда можно сказать: мы не договорились. А для чего исполнительная власть-то существует? Не договорились – значит, нужно было это вытащить на уровень вице-премьера, ко мне, в конце концов, прийти. Я бы всех помирил, не сомневайтесь, даже тех, у кого позиции были бы непримиримые. У меня есть такие навыки.
Максим Алексеевич (обращаясь к М.Акимову), до Вас тоже этими вопросами занимались – другие лица, которые были заместителями Председателя Правительства, курирующими транспортную сферу. Коллеги попросили два месяца, но это выглядит в очередной раз как желание просто всё это скинуть на какой-то непонятный другой период.
Сейчас середина мая. Через три недели доложите мне проект решения Правительства по этому вопросу. Если останутся какие-то нюансы, тогда я вмешаюсь в этот процесс. Но я никаких проблем сейчас уже не вижу, надо это всё завершать.
М.Акимов: Мы год этим занимались, собирались с перевозчиками, поэтому высокая стадия готовности. Через три недели я Вам доложу проект документа.
Д.Медведев: И год это долго. Можно было полгода назад сказать: мы не можем договориться, нужно принимать какие-то ключевые решения. А просто ждать, что нам откуда-то из-за границы просигнализируют, скажут: ладно, ребята, вот так напишите в законопроекте или в постановлении Правительства, мы с этим согласны. Что, они нам будут диктовать условия, по которым мы будем работать?
Завершайте всё, как я сказал, и вносите. Через три недели чтобы у меня документ на столе был.
Теперь вполне конкретный вопрос, касающийся отдельного объекта, который строится, а вернее говоря, не строится, хотя есть поручения и указания Президента и Председателя Правительства тоже от 2015 и 2017 годов. Речь идёт о здании инфекционной больницы в Севастополе.
Давайте сначала послушаем позицию губернатора, потом позицию ведомств.
Дмитрий Владимирович, пожалуйста.
Д.Овсянников: В конце 2016 года был заключён контракт на проектирование инфекционной больницы, и в течение 2017 года проектирование было выполнено. В мае 2017 года было поручение Президента о включении инфекционной больницы в ФЦП, которое было реализовано 5 сентября 2018 года путём издания новой редакции ФЦП. То есть к концу 2017 года мы имели готовый проект строительства инфекционной больницы. В течение 2018 года и первых четырёх месяцев 2019 года мы проходили Главгосэкспертизу согласно 590-му постановлению. Это три процедуры: обоснование инвестиций, так как не было объекта-аналога, технико-ценовой аудит, так как объект стоил более 1,5 млрд рублей, и, соответственно, полная экспертиза. Эти три процедуры объективно заняли год и четыре месяца. Причём стоит отметить, что разница в технических решениях после прохождения региональной экспертизы и Главгосэкспертизы нулевая. Разница в сметной стоимости – 116 млн рублей. То есть фактически мы год и четыре месяца проходили (я не возражаю) обязательные процедуры по 590-му постановлению.
Это не единичный случай. В рамках ФЦП часто объекты у нас проходят по таким процедурам. Есть отдельные поручения Дмитрия Николаевича Козака, и нам удаётся совмещать эти процедуры и сокращать этот период.
На сегодня положительное заключение Главгосэкспертизы полностью получено. Этому предшествовали совещания у Анатолия Александровича Кириенко. Контрольная проверка всей ситуации была в том числе инициирована мной. Мы не снимаем с себя ответственности. Должностные лица в правительстве Севастополя за такое промедление понесли ответственность. Заместитель, курирующий ФЦП, был уволен некоторое время назад.
Такая ситуация сказывается и на других крупных объектах, которые есть в Севастополе. С учётом реализации национальных проектов прохождение Главгосэкспертизы объективно становится длительной процедурой. И мы готовы выйти с предложениями по изменению 590-го постановления об оценке эффективности инвестиций за счёт средств бюджетов в капитальные вложения, с тем чтобы сократить эти периоды.
Мы готовы к строительству. Конкурс на строительство будет размещён в ближайшее время после утверждения ФЦП. Нам называют срок – 1 июня этого года.
Отдельно хотел обратиться с просьбой. Главгосэкспертиза изменила порядок, этапность строительства больницы (и мы могли путём непрекращения деятельности действующей инфекционной больницы построить объект) – с двух этапов мы ушли на один этап. В итоге прохождения Главгосэкспертизы это единственное изменение. Возникла потребность в переезде.
Мы обращались в Министерство обороны, нам поступил отказ. Обращался Министр здравоохранения к Министру обороны. Сейчас совместное решение, которое обсуждалось Министерством здравоохранения, связано со строительством модульного инфекционного корпуса, на который необходимы дополнительные средства, и мы планируем обратиться, если поддержите, в резервный фонд Правительства Российской Федерации.
То есть в настоящий момент мы готовы. Старт строительства – 1 июня (это конкурс). Отдельный вопрос – это модульный инфекционный корпус.
Д.Медведев: Дмитрий Владимирович, Вы же сами были заместителем министра, знаете, как всё устроено, уже достаточно давно работаете губернатором. Что существуют определённые сроки, что нужно работать с ведомствами, Вы в первый раз услышали? Уволили своего заместителя – наверное, это справедливо. Вопрос в том, что строительство-то так и не началось.
Татьяна Владимировна, что Минздрав скажет?
Т.Яковлева: Действительно, Минздраву России в мае 2015 года Правительство поручило принять решение. Это решение совместно с субъектом Федерации было принято – по строительству инфекционной больницы на 200 коек. Мы в 2015, 2016, 2017 годах подавали бюджетные заявки в Минэкономразвития, но нам приходил отказ. Почему? Медико-техническое задание было утверждено, а ПСД не было. И конечно, кто же будет нам строить?
Д.Медведев: А что происходило с проектно-сметной документацией? Вот я сегодня пытался с утра с этим сам разобраться, чтобы не получилось наказания непричастных к этому вопросу. Кто за это отвечал, и что с ним происходило? Вы мне можете сказать?
Т.Яковлева: За проектно-сметную документацию отвечал субъект Федерации. Не было ещё Дмитрия Владимировича, они сначала аналоговый проект брали, потом проектировщики от него отказались, начали снова медико-техническое задание, мы им утвердили. Они перешли к другому проекту, но здесь землю они не могли отвоевать, это было культурное наследие, и там полтора года только шли эти судебные процессы, чтобы снять статус культурного наследия. Затем уже как раз в 2018 году наконец-то ПСД была сделана, сейчас получено разрешение на строительство, и я считаю, что надо, просто засучив рукава, вместе с субъектом начинать строить, не выходить за границы графика. А наша сегодня задача – чтобы доступность и качество оказания медицинской помощи инфекционным больным не снизилась, над чем мы сейчас и работаем.
П.Засельский: Мы поддерживаем, что есть проблемы с этим объектом.
Д.Медведев: Поддерживать проблемы мне не надо. Мне нужно, чтобы вы их решали.
П.Засельский: Министерство экономического развития осуществляет еженедельно мониторинг исполнения мероприятий федеральной целевой программы и проводит видеоконференции по объектам данной программы, в том числе по вопросам реализации данного объекта. У нас запланирована на ноябрь 2019 года выездная проверка объекта, мы готовы всячески помогать в решении этого вопроса.
Д.Медведев: А что там проверять? Там ничего не сделано.
П.Засельский: Ничего не сделано.
Д.Медведев: И что? Я понимаю, что вы готовы помогать. Деньги в ваших руках. Но дело-то в том, что деньги невозможно раскассировать, пока нет проектно-сметной документации, и в этом смысле эта документация готовилась очень долго.
Я понимаю, опять же могут быть сложности, связанные с тем, что нужно решение было принять по объектам культурного наследия и так далее. Но результат-то какой? Люди, которые живут в Севастополе и которые и так не избалованы качественными медицинскими услугами, эту больницу с момента получения соответствующих решений ждут уже больше трёх лет. Это очень плохо.
Дмитрий Николаевич, Вы этим тоже занимались. Что делать-то? Что предлагаете?
Д.Козак: Сегодня утвердить проектную документацию, заключить контракт и строить. Деньги предусмотрены, не перенесены – это, к сожалению, общая практика по этой программе, когда деньги замораживаются, 427 млн рублей 2018 года, считайте, были заморожены и не использованы в этом году.
Сейчас у Дмитрия Владимировича для меня новая версия какая-то, какие-то дополнительные деньги на модули какие-то. Я впервые слышу такие предложения. Необходимо утвердить проектную документацию в конце концов и приступить к строительству, а в 2021 году завершить строительство этого объекта.
Конечно, история длинная. В 2015 году не были выделены деньги из бюджета на строительство этого объекта. Мы в 2017 году с отступлением от всех правил без проектной документации внесли этот объект в программу, на веру, что называется, включив прогнозную цену, и дальше необходимо было пройти федеральную экспертизу. При этом если нет согласия с федеральной экспертизой (я много говорил и всем госзаказчикам), нет согласия с заключением, с замечаниями, не принимайте их. Есть у нас быстрый, очень понятный механизм обжалования заключения экспертов.
В Министерстве строительства и ЖКХ есть специальная комиссия, которая рассматривает заключения и жалобы. Жалоб никаких не было, замечания все приняты, три месяца устраняются замечания. Проблема в другом. Проблема в некачественном проектировании соответствующего объекта.
На сегодняшний день можно только констатировать, что это факт вопиющий. Там восемь раз переносили срок выполнения поручения Президента. Частично, понятно, проблема здесь, на федеральном уровне, в связи с тем, что долго принималось решение о выделении денег. Но значительная часть вины на заказчике, который должен был проконтролировать подрядчика-проектировщика, который с декабря 2016 года проектировал этот объект, и до настоящего времени… Вот здесь у меня, Дмитрий Владимирович, противоречивая информация. Вы говорили: есть положительное заключение экспертизы. У меня лежат доклады Минэкономразвития и Ваш, что срок проведения экспертизы (очень много замечаний к заключению о достоверности сметной стоимости) перенесён на 7 июня 2019 года. Так где правда?
Д.Овсянников: Нет, экспертиза выдана положительная 8 мая. Я хочу отметить, что в ПСД всё было готово к концу 2017 года и прошло региональную экспертизу. По технической части изменения не было ни одного, по сметной части разница в 100 млн с учётом двух лет. То есть с конца 2017 года мы не занимались фактически изменением проекта.
Д.Медведев: Коллеги, это всё демонстрирует какую-то просто чудовищную беспомощность, детский сад какой-то, честное слово. Экспертиза была – строить не начали, а сейчас мы хотим ещё какой-то модуль сделать, а до этого мы там разговаривали по поводу объектов культурного наследия. Но результат-то, понятно, ещё раз говорю, какой, – больницы нет.
У нас эти деньги все счётные, и, даже имея в виду в целом недоразвитость социальной инфраструктуры Республики Крым и города Севастополя, нельзя так этим разбрасываться.
Когда вы сможете выйти уже на стройку, скажите нам?
Д.Овсянников: После утверждения ФЦП через три месяца. Новая редакция ФЦП, которая утверждает план финансирования, нам срок обещает 1 июня. В течение трёх месяцев – 1 сентября – мы выходим на стройку. С учётом всех конкурсных процедур, возможных обжалований это крайний срок.
Д.Медведев: Министерство экономического развития это подтверждает?
П.Засельский: Будем помогать им в этом. Выйдем.
Д.Медведев: Хорошо. Вот давайте мы так и зафиксируем, что 1 сентября должно начаться строительство. За это отвечает губернатор города Севастополя, а контроль за соответствующими мероприятиями обеспечивают Минэкономразвития и Минздрав. И просил бы Аппарат Правительства: если 1 сентября там ничего не появится – ну, извините, тогда нужно будет уже о другом разговаривать.
Теперь школы, дошкольное образование, точнее, для детей в возрасте от трёх до семи лет. Тут у нас коллеги присутствуют в этом зале и на связи находятся. Это регионы, где ситуация сложная по разным причинам, но решение всё равно необходимо найти.
Давайте по общей ситуации послушаем замминистра просвещения, и потом ещё по несколько минут пусть доложат губернаторы.
П.Зенькович: В 2012 году было дано поручение обеспечить стопроцентную доступность для детей от трёх до семи лет. Уже в 2012 году часть этой работы начала выполняться в рамках других программ, было создано больше 200 тыс. мест. С 2013 по 2015 год действовала программа по модернизации региональной сети дошкольного образования, так сказать, на условиях софинансирования и по «дорожным картам», по цифрам, представленным каждому субъекту, с их видением потребностей дополнительных по достижению этого показателя.
Надо сказать сразу, что та электронная очередь, которой мы сейчас все пользуемся и в которой объективно как бы сверяем все данные, была запущена только в 2014 году, поэтому в 2012 и 2013 годах, когда программа разрабатывалась и запускалась, полагались на расчёты самих субъектов и их понимание демографии и потребности.
За 2013–2015 годы было создано в рамках МРСДО 1 млн 136 тыс. 336 мест. Это на 106% выше, чем было запланировано в целом по стране, к 1 января 2016 года доступность составляла для детей от трёх до семи лет 98,97%, почти 99, что почти на 7,5% больше, чем в 2013 году.
Д.Медведев: Вы мне про эти проценты сейчас не рассказывайте. Где основные проблемы сейчас, скажите?
П.Зенькович: Основные проблемы сейчас в четырёх субъектах. Это Бурятия, Республика Крым, Дагестан, Ингушетия.
Проблемы также есть в Забайкалье, но, по данным за последний месяц, у них доступность выросла на 3%, то есть формально 96,7, но это данные за последний месяц, мы мониторим с ними постоянно, эту очередь смотрим. Поэтому тоже, наверное, хорошо, что сейчас участвуют и временно исполняющие обязанности…
Д.Медведев: Давайте их послушаем. В конце концов это их обязательства. Поговорим об этом. Потом прокомментируете, если потребуется что-то. Послушаем версии и проблемы, которые существуют у губернаторов.
Давайте начнём как раз с Забайкалья.
А.Осипов: По поводу дошкольных мест. На момент окончания программы, на 1 января 2016 года, у нас для детей от трёх до семи лет осталось 2,5 тыс. мест неурегулированных, и до сего времени такой объём сохраняется. Помимо этого в целом по дошкольному образованию у нас 8 тысяч очередников.
По линии Минвостокразвития, благодаря решениям Правительственной комиссии, которую Вы возглавляете, по их финансированию мы два объекта строим. Это даёт нам 312 мест, но с учётом роста рождаемости и появления детей на 2021 год у нас по-прежнему сохранится нехватка 2400 мест. Для решения этого вопроса необходимо 2,5 млрд рублей.
Коснусь также вопроса доступности яслей (возраст от нуля до трёх). По национальному проекту создаются соответствующие места. У нас 6,5 тысячи очередников от нуля до трёх, по национальному проекту мы получаем 2,1 млрд рублей, что нам даёт возможность снять 2600 мест. 4200 по-прежнему остаётся в очереди.
Многие регионы, конечно, имеют возможность из собственных источников финансирования такую нехватку решить. У нас, к сожалению, такой возможности нет, и 4,5 млрд рублей для выполнения указа Президента мы бы попросили.
Очень важный момент, пользуясь теми указаниями, которые Вы сейчас дали, – это нормативные цены по строительству, то есть индексы и нормативы, которые используются в стройке. Нам финансируют 700 тыс. рублей на одного ребёнка, фактически у нас стройка ввиду сейсмичности, мёрзлых грунтов, нашей удалённости обходится в 1 млн 50 тыс. рублей. Естественно, у края добавлять каждый год по 500 млн рублей, для того чтобы эту разницу покрывать, нет.
Эта ситуация сейчас очень остро сказывается. Большое спасибо Татьяне Алексеевне (Т.Голиковой). За многие годы сейчас впервые мы собрались финансировать строительство новой школы. С марта у нас висит конкурс, я объехал всех соседей, Иркутскую область, Улан-Удэ, Хабаровский край, никто не выходит на конкурс из-за этой разницы в цене.
Д.Медведев: Давайте всех послушаем, потом я прокомментирую, и мои коллеги тоже.
А.Цыденов: У нас на сегодня очередь от трёх до семи лет – 6 тысяч человек. Спасибо Вам за отдельное решение по выделению средств, Татьяне Алексеевне за поддержку. В рамках предусмотренного финансирования мы дополнительно строим ещё 2 тыс. мест. Все объекты на сегодня находятся уже в стадии строительства. Инвестор и застройщики не дожидаются решения по бюджету, в весеннюю сессию корректировка будет, мы в этом уверены. Работы ведутся в полном объёме.
В соответствии с Вашим поручением от января месяца сейчас дополнительно с Минпросвещения ещё по 2 тыс. мест ведём работу, в плановом порядке в рамках бюджетного процесса уже до 2020–2022 годов.
С.Аксёнов: В Республике Крым на март 2014 года была очередь – 14 тыс. мест в детские дошкольные учреждения от трёх до семи лет, за пять лет при поддержке федерального Правительства введено в эксплуатацию 20 700 мест. Это уникальное для Крыма явление на сегодняшний день. В этом году будут введены в эксплуатацию ещё построенные 16 объектов и 6 реконструированных. У нас покрытие будет 84% в общем по Республике Крым. Остаются ещё незакрытыми 18 тыс. мест.
При этом у нас с 2019 по 2022 год будет введено в эксплуатацию, планируется, подтверждено финансовыми средствами 122 объекта дошкольного образования, из них 39 модульных детских садов и 5 объектов реконструкции детских учреждений – за счёт республиканского бюджета. 45 объектов строительства – за счёт федеральной целевой программы и 25 объектов (реконструкция) – тоже за счёт федеральной целевой программы. Восемь объектов, детских садов, будет построено за счёт субсидий из федерального бюджета. В общей сложности это даст дополнительно 19 тыс. мест до 2022 года, и Республика Крым в полном объёме, на 100%, потребность по детским учреждениям от трёх до семи лет закроет.
Ситуация такова, что дополнительных средств из федерального бюджета не требуется. Поддержка Правительства регулярно осуществляется. Крым с учётом тех нюансов, которые были, понятно, только к 2022 году сможет выполнить программу. Все деньги заложены. Мероприятия согласованы.
Д.Медведев: Сергей Валерьевич, во-первых, по цифрам. Вот у меня цифра такая: дополнительная потребность по Республике Крым – около 12 тыс. мест. Вы сейчас назвали 18 тыс. Какой мне цифре верить? Это первое.
И второе. Предварительная потребность в дополнительных средствах – вот у меня тоже в справке определённая цифра по Республике Крым фигурирует. Вы сказали, что вам не надо ничего. Где истина?
С.Аксёнов: Дмитрий Анатольевич, я ругал своих коллег, потому что когда они деньги дополнительные запросили, я прошёлся по всей ситуации. У нас на сегодняшний день незапланированная цифра – это федеральные льготники, прибывающие в Республику Крым. Условно у нас на 2014 год 14 тысяч была очередь, притом что люди не верили Украине и не становились в очередь, зная, что всё равно не будет детских садов. Плюс 6 тысяч приехало федеральных льготников. При этом у нас же ещё продолжают прибывать, замены идут структурные и так далее, то есть как бы часть людей уходит. К 2022 году общая потребность – это мы говорим с учётом запаса, я на себя ответственность беру и подтверждаю эти цифры: 18 тыс. Но денег дополнительных с учётом количества объектов сейчас никаких не требуется. Пока у нас помощь от Дмитрия Николаевича (Д.Козака) регулярно есть в этом направлении. Поэтому не просим сейчас никаких федеральных денег. Если какие-то экстраординарные будут ситуации, я лично обращусь… Но пока что не вижу необходимости.
Д.Медведев: Услышал. Ну хоть что-то положительное из сегодняшнего рассмотрения вопросов и «разбора полётов». Спасибо, Сергей Валерьевич.
Теперь давайте на Кавказ переместимся. Там тоже хронические проблемы с этим. Начнём с Дагестана.
В.Васильев: На сегодняшний день у нас в 836 дошкольных организациях, где находятся дети от трёх до семи лет, 95 300 детей, в очереди остаётся 18 143 ребёнка. Для того чтобы эту очередь удовлетворить, нам необходимо 14,5 млрд рублей.
Хочу пояснить, почему такая ситуация. Во-первых, с 2013 года работа велась, но велась она своеобразно. К сожалению, в 2017–2018 годах – Вы сейчас говорили, Дмитрий Анатольевич, об ответственности – у нас привлечены к ответственности и председатель правительства, и два заместителя, которые в том числе курировали это, и министр строительства, и министр образования. В бегах один из них до сих пор находится за пределами страны. И плюс два заказчика. То есть пришлось начинать с глубокой зачистки ситуации. На сегодня ситуация ясна. Руководители, которые отвечают за этот участок, находятся на нашем селекторном совещании. Я бы хотел обратить внимание на несколько моментов.
Первое. У нас сегодня 254 тысячи детей этого возраста в республике. Есть такая особенность, что дети не заявляются в очереди, пока нет детского учреждения в населённом пункте. Как только появляется детское учреждение, очередь начинает возрастать. Мы решаем одну из проблем – увеличиваем число частных детских садов. Мы там увеличили сумму, выделили больше средств (уже второй год выделяем), на 30%, наращиваем и видим в этом решение. Но особенность какая? Записавшись в частный детский сад, родители не снимаются с очереди, потому что многие рассчитывают на то, что подрастут дети, появятся дети, они ещё раз воспользуются этой очередью. Поэтому очередь есть, но только на эту очередь рассчитывать категорично я не могу.
Что хотелось ещё сказать?
Уже звучало – нормативная база. Сегодня говорили об особенностях в таких непростых районах, где условия отличаются от средних. У нас такая же ситуация с горными районами – около тысячи сёл, в которых выделить гектар в условиях террасной застройки на горах практически невозможно. Нормативы эти не поддаются решению.
И ещё один момент. Мы на сегодняшний день занимаемся решением аналогичных вопросов в школах, особенно в сельских школах. Нашли механизм, когда привлекаем к этому частно-государственное партнёрство, и плюс ещё участие самих жителей, людей, в том числе выходцев из этих сёл, населённых пунктов. Хорошо работает система. Мы хотели бы сейчас находить такие формы и в дошкольном образовании, потому что есть у нас возможности и в школах, и частные детские сады посмотреть. Мы над этим активно работаем. Здесь присутствует министр, который за это отвечает, – это наша общая позиция.
И последний вопрос, Татьяна Алексеевна об этом говорила, отвечая на Ваш вопрос и поставленную задачу: как делать быстрее и качественнее. Сейчас здесь присутствует вице-премьер Правительства, Министр строительства, они, конечно, очень переживают. Более 30 объектов надо построить до конца года – очень сложно. Только что говорили, сколько времени уходит на все эти процедуры.
Мы работаем в режиме, регулярно провожу совещания, приглашаю, здесь сейчас присутствует наша антимонопольная служба, работаем с прокуратурой. То есть мы работаем над решением этих задач.
Но при этом существуют определённые процедуры. Мы сейчас обсуждаем эти вопросы с Министерством финансов и с Татьяной Алексеевной, есть возможность работать напрямую. Я хотел бы заверить, что мы предпримем все возможные усилия, для того чтобы добиться тех целей, которые поставили в этом году.
Ну а решить вопрос, чтобы всю эту очередь… Я ещё раз подчёркиваю: в этом году мы этот вопрос не решим. Я должен, глядя Вам в глаза, в этом признаться. Ну а при выстраивании дальнейшей работы и имея в виду ту сумму, которую я заявил, конечно, всё это можно будет сделать с учётом тех моментов, которые сегодня звучали не только в моём выступлении.
Ю.-Б.Евкуров: У нас в 2009 году процент оснащённости дошкольными учреждениями был порядка 9%, на сегодняшний день 43% детей охвачено дошкольными учреждениями.
В этом году мы завершаем строительство 22 дошкольных учреждений и выходим на 51%.
Сегодня в электронной очереди стоят 7713 человек, ещё 36%, это 13 283 человека, не стоят в очереди из-за того, что в сёлах, как только что сказал мой коллега из Дагестана, нет дошкольных учреждений. Но как только дошкольные учреждения появляются, сразу очередь нарастает.
Дополнительно мы за эти годы создали из внебюджетных средств, в том числе привлекая крупные госкомпании, более 6 тыс. мест в дошкольных учреждениях. Плюс к этому за счёт вариативных форм образования и укрупнения, в том числе в дошкольных учреждениях и в ряде школ, мы ещё дополнительно сделали отдельные «кубрики» для дошкольных учреждений. За счёт этого и за счёт строительства в том числе к концу 2021 года мы выходим на 71% в целом, в том числе в рамках нацпроектов. Это все ресурсы, которые мы используем.
Для того чтобы охватить оставшиеся 10 772 места, нам нужно дополнительно строительство порядка 45–48 дошкольных учреждений.
Д.Медведев: И сколько денег это требует, на Ваш взгляд?
Ю.-Б.Евкуров: Порядка 8 млрд рублей…
Д.Медведев: Ну это более или менее бьётся с теми данными, что есть у нас, – около 9 млрд.
Я услышал, Юнус-Бек Баматгиреевич, спасибо.
Так, эта ситуация как раз более сложная, потому что она накапливалась за годы, я тут не могу сказать, что отвечающие за это лица не обеспечили в срок и должны за это нести прямую ответственность. Это действительно результат накопительный. Но надо завершать со всеми проблемными субъектами Федерации и думать о том, каким образом эту программу полностью закрыть и по Забайкалью, и по Бурятии, и по Дагестану, и по Ингушетии, и по Республике Крым.
По Республике Крым: руководитель республики сказал, что он цифры выверил сам и дополнительные деньги не требуются, это мы приняли к сведению.
Татьяна Алексеевна, что ещё необходимо по другим субъектам?
Т.Голикова: Я всё-таки хотела бы прокомментировать, несколько слов. Дело в том, что когда реализовывалась программа, в 2013–2015 годах, субъекты брали на себя определённые обязательства по своей части создания определённого количества мест.
После того как мы с Минпросвещения, готовя нацпроект, проанализировали ситуацию, то выяснилось, что часть обязательств, которые брали на себя субъекты Федерации, не была выполнена. Из того объёма, который выпадал на субъекты по программе 2013–2015 годов, не было введено в эксплуатацию почти 33 тыс. мест. Сейчас, если суммировать то, что заявляют субъекты, даже с оговоркой Республики Крым, – это порядка 45 тыс. мест. То есть если бы те 33 тыс. плюс 5 тыс., которые должны были быть введены за счёт федеральных средств, были исполнены в тот период времени (а деньги на это предоставлялись), то на сегодняшний день мы бы не ставили вопроса относительно необходимости дополнительных ресурсов и создания дополнительных мест. Тогда бы у нас разрыв сейчас составлял порядка 11 тыс. и проблема была бы решена.
Но с учётом того, что сказали коллеги, а также учитывая, что были выявлены факты манипулирования очередью, как, скажем, было в Республике Бурятия, когда на конец 2015 года очередь была обнулена и было сказано, что все обязательства исполнены, а с января 2016 года очередь возникла вновь, и мы вынуждены были принимать соответствующие решения…
Д.Медведев: Ну это мошенничество просто, нужно разбираться, кто это сделал.
Т.Голикова: То же самое было сказано руководителем Республики Дагестан относительно манипулирования.
Д.Медведев: В Дагестане уже разобрались со всеми.
Т.Голикова: Да, недобросовестное использование средств.
К сожалению, Дмитрий Анатольевич, с учётом того, что все регионы, которые сегодня у вас были на связи, за исключением Республики Крым, – это дотационные и высокодотационные субъекты Федерации, нам придётся принимать решение о софинансировании из федерального бюджета. Какое это должно быть софинансирование и как оно должно быть растянуто по годам – вот это, наверное, нам нужно будет согласовать, но здесь требуется Ваше поручение не только регионам и Минпросвету, но ещё и Министерству финансов, для того чтобы мы такой финансовый график вместе сделали.
Д.Медведев: Давайте так и поступим. Ещё раз: это накопленная проблема, к сожалению, и регионы себя не идеально вели, где-то просто вводили в заблуждение, о чём Вы сказали, – это тема отдельного разговора, подчёркиваю. Но в настоящий момент наши обязательства всё равно перед гражданами, которые стоят в очереди в этих субъектах Федерации, не прекращены, и мы должны эти обязательства исполнять, опять же имея в виду, что сами субъекты Федерации с этим не справятся. Несмотря на то что это их полномочия, мы такую поддержку должны будем оказать, для того чтобы эту тему раз и навсегда закрыть.
Мы всегда, когда подводим итоги кампании по детским садам, говорим, что на 98% эта кампания завершилась вполне удовлетворительно. Но остались вот эти проблемы в субъектах Федерации, которые сегодня здесь присутствуют на связи и принимают участие в совещании. Надо это закрыть подчистую.
У меня просьба тогда: подготовьте предложения вместе с Министерством финансов. Мы оценим наши текущие возможности, так чтобы в этом году, в следующем году эти обязательства полностью закрыть. Но, естественно, я ориентируюсь на то, что данные, которые нам будут давать субъекты Федерации, будут объективными, что никаких манипуляций очередями больше не будет. Слышите меня, коллеги?
Договорились.
Теперь по подготовке законов, которые связаны с картельной деятельностью. Как я и говорил, здесь основной вопрос Федеральной антимонопольной службы.
И.Артемьев: Поручением Президента от 5 августа 2017 года нам было поручено подготовить все необходимые законопроекты, связанные с ужесточением ответственности за картель.
Срок был установлен – 1 октября 2017 года. Уже 19 сентября 2017 года мы уведомили Правительство, что подготовили эти законопроекты, но не успеваем согласовать полностью всё с ФОИВ и особенно с общественными организациями.
Очевидно, что «Деловая Россия» и другие общественные организации были совершенно не в восторге от этих законопроектов. Поэтому мы получали от них на протяжении всего этого периода большое количество замечаний, создавали с ними рабочие группы и работали. Правительство продлило нам срок до 30 ноября 2017 года, и ровно 30 ноября 2017 года мы внесли весь пакет законопроектов в Правительство, как и было установлено, а именно: поправки в закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в Федеральный закон «О контрактной системе», в закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№223) и в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Нам удалось получить положительные заключения (с замечаниями, конечно) Главного правового управления Администрации Президента, и в целом мы полагали, что закончили эту работу. Я хотел бы сказать слова благодарности всем силовым структурам, которые согласовали законопроект. И мы это внесли в Правительство.
Уже 8 декабря 2017 года Игорь Иванович Шувалов созвал согласительное совещание, одобрил соответствующий законопроект и дал целый ряд поручений о продолжении работы с общественными, предпринимательскими союзами. И мы занимаемся этим до сих пор. Создав рабочие группы, мы каждый раз вносили в Правительство новую версию законопроекта. Игорь Иванович собирал нас неоднократно, Антон Германович собирал нас неоднократно, внимание Правительства к этим законопроектам было очень большое. Также огромное внимание было проявлено к предпринимательским союзам, их замечаниям, предложениям и так далее.
Мы многое убрали, скорректировали в законопроектах. Если подводить итог всей этой работы, то 7 мая этого года Антон Германович Силуанов провёл итоговое компромиссное совещание. Законопроект достигает тех целей, которые абсолютно точно были установлены Президентом и Советом Безопасности России, хотя оттуда и убран целый ряд существенных моментов, на которых мы больше настаивать не будем, потому что так договорились, так решили.
Д.Медведев: Если договорились, тогда зачем нам сейчас специально это обсуждать? Тогда нужно просто вносить этот законопроект.
И.Артемьев: Нам установлен срок – до 21-го числа. Правда, мы должны ещё с РСПП обсудить четыре вопроса, но в принципе Александр Николаевич Шохин, присутствовавший на совещании, подтвердил, что теперь, в такой редакции, они согласны. Если это согласие будет действительно реализовано, то мы 21-го сможем внести полностью согласованный проект в Правительство.
Д.Медведев: Если даже не будет реализовано, вносите на заседание Правительства. С нашими уважаемыми коллегами, в том числе из РСПП, можно доработать законопроект и на площадке Государственной Думы, потому что нужно «обрубить хвост» этой бесконечной работе. Жду до 21 мая внесение документа в Правительство.
Завершающий вопрос касается земель сельхозназначения.
Д.Патрушев: В соответствии с письмом Аппарата Правительства от 6 мая докладываю актуальную информацию о ходе выполнения поручения по пункту 18 протокола совещания у Председателя Правительства от 22 сентября 2017 года.
В рамках проработки поручения в октябре 2017 года был подготовлен предварительный доклад, который был направлен в Правительство. При этом предметно вопросы исполнения поручения начали прорабатываться после их обсуждения на оперативном совещании у зампреда Алексея Васильевича Гордеева, которое состоялось в июле 2018 года.
На базе доклада Минсельхоза России Гордеевым в сентябре 2018 года Вам были представлены предложения, касающиеся исполнения поручения, на что была получена Ваша резолюция об окончательной проработке поручения. Далее, после доклада, направленного на имя Заместителя Председателя Правительства Алексея Васильевича Гордеева в январе 2019 года, и после согласительных совещаний, которые прошли в Правительстве, в частности у заместителя руководителя Аппарата Правительства Алексея Уварова, 21 марта 2019 года итоговый доклад подготовлен и направлен в Правительство.
Предложения Минсельхоза, указанные в докладе, были поддержаны курирующим Заместителем Председателя Правительства Алексеем Васильевичем Гордеевым и Банком России.
Но при этом остаются определённые разногласия, и для дальнейшей реализации Вашего поручения требуются решения по существу представленных Минсельхозом предложений, отражённых в указанном выше итоговом докладе. Я просил бы Вашего разрешения отдельно доложить о ситуации совместно с Алексеем Васильевичем Гордеевым и выработать уже окончательный подход.
Д.Медведев: А почему отдельно-то? Мы специально это вынесли на совещание. Это вся страна видит.
Насколько существенны эти разногласия и с кем они?
Д.Патрушев: С Минэкономразвития, с Минфином есть определённые разногласия. Мы хотим создать федеральный фонд управления сельскохозяйственными землями. Создать его хотим в виде публично-правовой компании, в виде унитарной некоммерческой организации на основании Указа Президента Российской Федерации.
Д.Медведев: Действительно, это вопросы не самые простые. Хотя всё равно затянуто исполнение поручения (с 2017 года всё это происходит). И самое главное, что реально земли в оборот не вовлекаются. Мы с Вами неоднократно говорили: если бы нам удалось это сделать, то, даже при нынешних хороших темпах роста сельского хозяйства, мы все выиграли бы – и селяне прежде всего, и аграрный бизнес, и вся страна.
Давайте так сделаем. Я исхожу из того, что в ближайший месяц решение должно быть принято. Подготовьте мне вместе с вице-премьером Гордеевым таблицу разногласий: ваша позиция, позиция других ведомств по отдельным направлениям деятельности. Потом вместе с ним (я ещё, может быть, кого-то приглашу) мне доложите, и я уже приму окончательное решение по этим вопросам, чтобы нам внести этот законопроект в Государственную Думу, если это необходимо, и принять подзаконные акты Правительства в этом случае.
Д.Патрушев: Понятно, Дмитрий Анатольевич. Исполним.
Я сделал публичным рассмотрение вопросов, связанных с исполнением поручений, с исполнительской дисциплиной, по одной простой причине.
Коллеги, мы с вами понимаем, что в кулуарах можно сколь угодно долго дискутировать, говорить «они не согласовывают», «они неправы», «мы собирались», «мы не договорились», «решения не принимаются», но от этого дело никак не выигрывает. Это перетягивание каната – безобразная история. Нужно минимизировать эти проблемы в деятельности государственного аппарата, в деятельности министерств и ведомств и в деятельности региональных и муниципальных властей.
Я всех призываю к неукоснительному исполнению решений, которые мы принимали, к выполнению поручений – президентских, правительственных, и оставляю за собой возможность регулярного проведения такого рода совещаний. Прошу всех быть готовыми.
Источник: http://government.ru/news/36636/