Совещание с вице-премьерами
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Юрия Борисова о реализации проекта создания семейства самолётов МС-21
Из стенограммы:
Д.Медведев: Начнём с самолётов. Я подписал постановление Правительства, которым мы впервые выделяем субсидии на создание, производство и поддержку самолёта МС-21. Направим на эти цели в 2019 году практически 1,6 млрд рублей. Деньги пойдут в том числе на уплату процентов по кредитам, которые были взяты для реализации проекта, а также на другие расходы, включая приобретение тренажёров для лётного персонала, средств наземного обслуживания и на создание склада запасных частей.
Проект МС-21 важен для развития нашей гражданской авиации. В 2018 году число авиапассажиров в России выросло более чем на 10 миллионов человек. Однако в российском авиапарке не хватает ближне- и среднемагистральных пассажирских самолётов, которые особенно нужны на региональных маршрутах. Приходится покупать их за рубежом, а это недёшево обходится нашим авиакомпаниям и, соответственно, тормозит развитие нашего авиарынка. Благодаря инновационным материалам, оригинальным конструктивным решениям у такого воздушного судна, как МС-21, мы надеемся, будет высокая конкурентоспособность, он должен стать надёжным, безопасным и комфортным для пассажиров. Работа по запуску МС-21 в серию продолжается. Юрий Иванович (обращаясь к Ю.Борисову), расскажите подробнее, как идёт эта работа, на что пойдут деньги, которые мы выделяем?
Ю.Борисов: Сначала несколько слов о том, как идёт реализация проекта создания семейства самолётов МС-21 вместимостью от 150 до 210 пассажиров. Самолёт разработан на базе современных технологий и имеет ряд конкурентных преимуществ. В ходе реализации программы МС-21 проведена глубокая модернизация российских предприятий – участников проекта. Созданы и работают новые высокотехнологичные компании. Существенно обновлена испытательная база, сформирована современная научно-производственная среда для дальнейшего развития гражданской авиации. Это действительно для российского авиапрома знаковый проект.
В настоящее время два самолёта МС-21-300 задействованы в лётных сертификационных испытаниях. В марте этого года к ним присоединится третья машина. На иркутском заводе идёт сборка четвёртой машины, мы надеемся, что в II квартале текущего года она также будет присоединена к сертификационным испытаниям. На статических испытаниях в ЦАГИ находится ещё один опытный самолёт. Он же собирается для ресурсных испытаний, необходимых для запуска в серию.
Начался процесс развёртывания серийного производства. Идёт изготовление деталей и агрегатов МС-21-300, предназначенных для поставки заказчикам.
Завершение сертификационных испытаний запланировано на вторую половину 2020 года. На сегодняшний день проведено уже 122 полёта. Всё идёт в графике. У нас нет сомнений, что самолёт встанет на крыло именно в обозначенные сроки. На сегодняшний день уже имеется 175 твёрдых заказов. Более того, они оплачены. Стартовый заказчик – «Аэрофлот».
Что касается подписанного Вами, Дмитрий Анатольевич, постановления.
При его подготовке был учтён опыт ведущих авиапроизводителей по поддержке продаж. Для обеспечения нормальной эксплуатации самолётов МС-21 ведутся работы по развёртыванию системы их послепродажного обслуживания, которую необходимо запустить к моменту начала серийных поставок. С этой целью и разработан механизм государственной поддержки.
На что пойдут деньги? В первую очередь это обеспечение запасными частями и средствами наземного обслуживания, создание базового центра по техническому обслуживанию и ремонту самолётов в аэропорту Шереметьево, создание центра по обучению авиационного персонала, а также оказание инженерно-технической поддержки в режиме 365 дней в году, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.
Я хотел бы остановиться на следующем моменте. В сентябре 2018 года Соединённые Штаты ввели новые ограничения в торговле с российскими компаниями, в том числе в целях оказания давления на программу МС-21, – в частности, с российской компанией «Аэрокомпозит», которая занимается разработкой и производством так называемого чёрного крыла. Минпромторгом совместно с ПАО «ОАК» (ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация») разработан план конкретных мероприятий по замене иностранных комплектующих изделий и материалов, используемых в этом самолёте, на российские аналоги. В результате реализации этих мер, мы надеемся, к 2022 году уровень локализации составит 97%. То есть зависимости от импортных поставок этот самолёт иметь практически не будет.
Д.Медведев: Это важная информация, тем более что нам постоянно пытаются палки в колёса ставить, в том числе и по авиапрому. Но нет никаких сомнений, что мы проведём и здесь импортозамещение, и самолёт будет очень хороший. В какую цифру мы оцениваем потребность рынка в такой машине?
Ю.Борисов: Оценки говорят, что мировой рынок и серьёзная доля российского рынка – около 850 машин. Как Вы знаете, бизнес-планом на пике предусмотрено создание до 70 самолётов (основное производство – в Иркутске). Но я думаю, что эта цифра может быть и повыше. Мы с коллегами из Минпромторга рассматриваем возможность, опираясь даже лишь на внутренний рынок, именно с целью доминирования, там, где у нас сегодня летают «Боинги» и «Эйрбасы», как можно быстрее их заместить. Можно выйти на объём порядка 100 самолётов в год. Только опираясь на внутреннюю потребность.
Д.Медведев: Будем к этому стремиться.
Ещё одна тема касается создания территории опережающего социально-экономического развития. Мы такие территории, как вы знаете, создавали и создаём прежде всего на Дальнем Востоке, но не только. В настоящий момент я подписал постановление Правительства о создании ТОР в городе Галиче Костромской области. Поскольку это монопрофильное территориальное образование, там используется форма ТОР, как это делается в ряде случаев на Дальнем Востоке.
Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Мутко), расскажите, подробнее об этой ТОР.
В.Мутко: Вы подписали постановление, которое даёт возможность Галичу использовать этот механизм инвестиционного развития. Я хотел бы отметить, что мы серьёзно поработали над подготовкой этого документа. Галич и Костромская область предложили ряд инвестиционных проектов. По нашему прогнозу, если это всё будет успешно реализовано, то будет создано 750 новых рабочих мест, около 8,5 млрд рублей будет инвестировано в экономику города. И конечно, мы сможем тогда снизить зависимость от градообразующего предприятия, которое там работает. Надеюсь, это серьёзно поможет развитию экономики города, созданию новых рабочих мест.
Итоги 2018 года говорят о том, что этот институт неплохо себя зарекомендовал. В монопрофильных городах создано 66 территорий опережающего развития. Мы подвели итоги года: около 15 млрд рублей инвестиций, создано 9 тыс. рабочих мест, около 280 резидентов, около 2,5 млрд рублей уплачено налогов и различных взносов. Мы с Минэкономразвития и Минфином работаем над уточнением этих механизмов. В Правительстве находится ещё 14 проектов таких постановлений, и 16 Минэкономразвития готовит для внесения. По Вашему поручению готовится закон, уточняющий общие подходы к созданию ТОР, зон опережающего развития. Думаю, в течение года все механизмы будут включены – с учётом того, чтобы не ухудшать то, что уже создано.
Хочу Вас поблагодарить за подписанное постановление. Рассчитываю, что эти механизмы помогут моногородам уйти от зависимости от градообразующих предприятий, улучшить свои экономические показатели и качество жизни граждан.
Д.Медведев: Это самое главное.
Надо к различным формам, которые используют экономические льготы, относиться максимально экономно, чтобы не разрывать единое экономическое пространство в стране. Но в ряде случаев это необходимо, в том числе когда это касается сложных населённых пунктов, где есть одно или несколько предприятий, которые предопределяют монопрофильный характер этого образования. В этом случае использование такой формы, как территория опережающего развития, выглядит обоснованно.
Давайте готовить предложения и по другим подобным ситуациям.
Источник: http://government.ru/news/35513/