Заседание Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас сегодня Правительственная комиссия по цифровому развитию. Прежде чем мы перейдём к основной теме, хочу сказать о документах, которые подписал. Они близки к теме нашего совещания с точки зрения проникновения «цифры» в нашу жизнь и касаются системы маркировки и прослеживаемости товаров. Она нужна в том числе для того, чтобы защитить людей от покупки подделок и, конечно, эффективнее следить за качеством товара, равно как и за его движением в целом по стране.
У нас действует ряд пилотных проектов в этой сфере, эксперимент касается табака, лекарств, обуви. В дальнейшем он распространится на отрасли, где риск незаконного оборота товаров достаточно высок. Работать мы будем в рамках Концепции создания и функционирования в России системы маркировки. Я подписал распоряжение Правительства о её утверждении.
Кроме того, подписано ещё четыре документа, которые касаются маркировки непосредственно лекарственных средств. Напомню, с 1 января 2020 года она становится обязательной. К этому времени система автоматизированного мониторинга движения лекарств, которая действует в порядке эксперимента, должна заработать в полную силу. Утверждено положение о такой системе мониторинга. Определяются также особенности внедрения системы мониторинга. В первую очередь внедряется система мониторинга лекарств, которые предназначены для лечения редких заболеваний – просто в силу того, что это дорогостоящие лекарства, а с другой стороны, их не очень много.
Третий документ утверждает правила размещения информации из системы в общем доступе, то есть в интернете. И определяется, кто чем будет заниматься, – кто занимается оперированием системы и другими вопросами.
Теперь к повестке дня заседания. Сегодня речь в первую очередь пойдёт о проектах национальной программы «Цифровая экономика». Нам нужно создать условия для внедрения современных технологий во всех отраслях. Работать мы планируем по шести направлениям. Мы с вами их уже обсуждали на правительственной комиссии, на президиуме по национальным проектам. В результате каждое направление переформатировали в отдельный федеральный проект, увязали их с задачами, которые вытекают из Указа Президента от 7 мая, сформулировали цели и показатели, на которые будем ориентироваться. Предполагаемый объём финансирования нацпрограммы по цифровой экономике на 2019–2024 годы превысит 1,8 трлн рублей, из них более 1 трлн рублей – это средства федерального бюджета.
Коротко остановлюсь на каждом из проектов.
Первый федеральный проект направлен на совершенствование нормативного регулирования цифровой среды. Предполагаемый объём финансирования проекта по нормативному регулированию до 2024 года – это чуть более 1,5 млрд рублей, причём бóльшая часть из федерального бюджета. Почему так сделано? Нам нужна современная и в то же время гибкая правовая база. Унифицированные требования по электронным операциям, по электронным документам, по хранению данных. Понятные правила применения передовых технологий на финансовых рынках. И в целом такое законодательство, которое не будет тормозить развитие, будет скорее создавать стимулы для внедрения и применения цифровых технологий. И конечно, обеспечит развитие конкуренции, защиту и безопасное использование персональной информации.
Второй проект касается создания информационной инфраструктуры для цифровой экономики. Это наиболее затратное, наиболее дорогостоящее направление. Оно потребует значительных вложений, в том числе и для закупки оборудования. Предполагаемый объём финансирования проекта «Информационная инфраструктура» на период до 2024 года составит 772 млрд рублей, из них 413 млрд – это деньги из федерального бюджета.
В рамках федерального проекта мы займёмся созданием глобальной инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных – разумеется, на основе российских решений. Продолжим также внедрять различные цифровые платформы, которые должны быть полезны и бизнесу, и жителям нашей страны, и органам власти тоже.
Третий проект позволит обеспечить цифровую экономику квалифицированными кадрами. Сориентировать на это систему образования. Предполагаемый объём финансирования проекта «Кадры для цифровой экономики» на ближайшие годы, то есть до 2024 года, составит 143 млрд рублей, из них из средств федерального бюджета – 138 млрд рублей. Это деньги, которые пойдут на подготовку востребованных сегодня специалистов. Что скрывать, нам сейчас не хватает архитекторов и разработчиков информационных систем, аналитиков, специалистов по информационной безопасности и робототехнике, людей, которые создают цифровую среду и обеспечивают внедрение «цифры» во все сферы, – несмотря на то, что у нас в общем и целом эта сфера раньше в образовании развивалась неплохо и наши математики и специалисты-программисты всегда котировались и котируются во всём мире.
Число выпускников с ключевыми компетенциями цифровой экономики за шесть лет должно вырасти почти четыре раза. Тех, кто поступил в вузы на IT-специальности, – практически в три раза.
Отдельное внимание – информационной безопасности. Этому посвящён четвёртый проект в рамках программы «Цифровая экономика».
Предполагаемый объём финансирования проекта до 2024 года – чуть более 30 млрд рублей, 18 млрд из них – это федеральные деньги.
Здесь главную роль играет российское программное обеспечение. Будем принимать меры, чтобы у нас и свои сервисы рождались, которые могут гарантировать защиту персональных данных, платёжных систем.
Тема безопасности – её необходимость и важность объяснять смысла нет. Сегодня киберпреступность и кибервойны – это вполне серьёзная угроза. Здесь мы должны защитить обычных граждан, государственные структуры, бизнес, объекты критической инфраструктуры. Здесь есть над чем работать.
Пятое направление – это создание российских сквозных цифровых технологий для того, чтобы их вывести на международные рынки.
На проект «Цифровые технологии» в ближайшие шесть лет предполагается направить тоже очень большие деньги – 450 млрд рублей, из которых 282 млрд рублей – средства федерального бюджета.
Объёмы экспорта нашего программного обеспечения и программных решений, к сожалению, относительно небольшие. Чтобы российские IT-продукты, сервисы пользовались спросом, нужно не только с государством взаимодействовать, но и использовать институты развития, высокотехнологичные компании, продвигать их. Поэтому здесь нужно использовать тех, кто лучше чувствует тенденции, структуру рынка.
Такое взаимодействие должно идти на базе цифровой платформы. Её формирование и предусмотрено этим проектом.
Наконец, шестое направление – это «Цифровое госуправление».
Здесь мы продолжим работу по развитию сервисов электронного правительства, чтобы расширить доступ к государственным услугам онлайн, в режиме «одного окна». Это достаточно просто, удобно, быстро. Увеличим число комплексных услуг. В 2024 году в цифровой форме будут оказываться 70% государственных услуг – и для граждан, и для бизнеса. И конечно, для получения приоритетных услуг вовсе не должно требоваться личное присутствие.
Проект этот будет полностью финансироваться из федерального бюджета. До 2024 года на это потребуется 235 млрд рублей.
Также мы сегодня обсудим создание единого цифрового контура в здравоохранении. Это предусмотрено нацпроектом по соответствующему направлению. Мы вчера утвердили его паспорт.
Создание такого цифрового контура подразумевает, что все информационные системы медицинских организаций должны быть связаны друг с другом. Причём это касается не только государственных поликлиник и больниц, органов власти. Будем привлекать сюда и частные клиники. К 2022 году все государственные и муниципальные медицинские организации должны будут использовать информационные системы для организации и оказания медицинской помощи. Это касается и расписания приёма врачей, и медицинских карт, большинства других документов. Об этом подробнее расскажет Министр здравоохранения. Но начнём мы по федеральным проектам в рамках национальной программы «Цифровая экономика».
Источник: http://government.ru/news/35192/