Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области

Вступительное слово Дмитрия Медведева 

Брифинг Виталия Мутко и Максима Орешкина по завершении заседания

Брифинг Александра Новака по завершении заседания

Перед заседанием Дмитрий Медведев осмотрел международный аэропорт Храброво и посетил Калининградский янтарный комбинат.

Калининградский янтарный комбинат образован в 1947 году на базе Кёнигсбергской янтарной мануфактуры вблизи посёлка Янтарный, где сосредоточено около 90% мировых запасов янтаря.

Сегодня АО «Калининградский янтарный комбинат» – единственное в России предприятие, где ведётся промышленная добыча и переработка янтаря. Ежегодно комбинат добывает около 300 тонн янтаря-сырца.

В ходе масштабного технического обновления, начавшегося в 2014 году, модернизации и ремонта производственных участков комбинат был оснащён новыми станками и оборудованием. Впервые продажа янтаря начала осуществляться на открытой электронной площадке.

Третий год подряд Калининградский янтарный комбинат проводит крупнейшее отраслевое мероприятие – Международный экономический форум янтарной отрасли Amberforum, а также является постоянным участником различных конкурсов и выставок: «JUNWEX Москва», «JUNWEX Петербург», «Лучшие украшения России», WorldSkills и других.

Калининградский янтарный комбинат на протяжении нескольких лет входит в тройку самых популярных туристических объектов региона.

Ювелирные украшения, содержащие янтарь, изготавливает дочернее предприятие комбината – АО «Янтарный Ювелирпром», образованное в 2004 году. Предприятие перерабатывает до 20 тонн янтаря в год и производит как украшения из янтаря, так и ювелирные изделия из серебра и золота с применением янтаря и полуфабрикаты для других переработчиков.

Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня обсудим, как выполняется государственная программа социально-экономического развития Калининградской области, как обстоят дела с развитием дорог, энергоснабжением региона, транспортом. Рассмотрим вопрос о продлении государственной программы, а также затронем другие важные для региона вопросы.

Калининградская область в силу географии – регион особенный. Мы делаем всё, чтобы люди, которые здесь живут, не чувствовали себя оторванными от другой территории России, чтобы у них были нормальные условия для работы и жизни, доступная медицина, образование. Причём, естественно, условия, сопоставимые с другими частями нашей страны и с другими странами.

Одновременно нужно и дальше раскрывать экономический потенциал этого особого российского региона, добиваться устойчивого роста, создавать условия для притока инвестиций. Тем более что у Калининграда есть и ряд объективных преимуществ. Я имею в виду близость европейских рынков, возможности для развития туризма, развития отдельных направлений бизнеса.

Над достижением этих целей мы работаем в том числе – и прежде всего, если говорить о федеральном уровне, – в рамках государственной программы. Рассчитана она до 2020 года и включает в себя федеральную целевую программу по развитию области, которую мы начали ещё в начале 2000-х (строго говоря, с 2002 года).

Мы должны внимательно анализировать, как реализуются все запланированные мероприятия, какой от них эффект. Вносить корректировки, если нужно. И такие решения я принял. Вчера я подписал постановление Правительства, которое вносит изменения в ФЦП. Мы сможем направить дополнительные деньги на мероприятия по созданию новых конкурентоспособных секторов экономики, также обеспечить строительство парома для железнодорожной переправы Усть-Луга – Балтийск, и целый ряд других решений в эту корректировку вошёл.

Контролировать, безусловно, эти средства, их расходование необходимо максимально жёстко, с тем чтобы люди увидели результат. Тем более что в рамках государственной программы мы выделяли и выделяем весьма значительные для нашей страны средства. С начала её действия и до 2020 года на реализацию государственной программы запланировано почти 340 млрд рублей, в 2018 году выделяется 63 млрд рублей, ещё 122,5 млрд – на следующие два года.

Мы постоянно рассматриваем вопросы, которые важны для жителей области и для развития экономики территории, и стараемся их решать. За годы государственной программы здесь появились новые медицинские учреждения, часть ранее существовавших учреждений приведена в порядок, планируется строительство онкоцентра. Я помню, как приезжал сюда в 2007 году, когда мы только начинали заниматься национальными проектами ещё в первой версии. Объективности ради надо признать, тогда всё было очень тяжело. Сейчас результаты есть, но они по многим направлениям ещё скромные, то есть в этом смысле нужно работать.

Дети учатся и в новой школе, и в новом корпусе начальной школы. В эксплуатацию в Калининграде введены 7 детских садов, открылись они и в соседних городах. Заработали физкультурно-оздоровительный центр и театр эстрады.

Большая работа была проделана в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, который проходил и в Калининграде. Это, конечно, и праздник был для города и региона, и возможность заняться благоустройством. Был благоустроен центр города, отремонтированы набережные. И конечно, очень важно, что обновился аэропорт Храброво. Перед совещанием я осмотрел его после второй очереди реконструкции. Там появился новый терминал. Это теперь современный транспортный узел с максимально длинной взлётно-посадочной полосой, который принимает любые типы воздушных судов. И потенциально, как докладывают коллеги, это, вполне вероятно, будет один из крупных международных авиационных хабов.

В рамках государственной программы проводится модернизация инженерной и транспортной инфраструктуры области. Строятся развязки, дороги, эстакады. Я каждый раз приезжая сюда, специально сажусь за руль и смотрю, как эти дороги строятся, как развиваются. Сейчас уже можно сказать, что есть и реально очень хорошего качества дороги, автострады современные. Но есть и проблемы, связанные с историей развития региона, скажем так, с муниципальными дорогами, которые в настоящий момент требуют максимального внимания.

Тем не менее средства, которые выделяются на все эти цели, используются не полностью. Подобная проблема была и в предыдущие годы. Надо разобраться, в чём дело. Понятно, деньги должны работать, а не валяться на счетах. Поэтому хочу услышать и ваши соображения, как сделать использование бюджетных инвестиций, бюджетных субсидий и государственными заказчиками, и региональными властями более эффективным.

Один из блоков государственной программы направлен на создание благоприятного делового климата в регионе, в том числе в рамках действующей здесь особой экономической зоны. В федеральном бюджете этого года на это предусмотрено свыше 50 млрд рублей. Их региональные власти смогут направить на снижение издержек производства предприятий в том числе. И конечно, на развитие инвестиционного потенциала Калининградской области.

Отдельный вопрос совещания касается энергообеспечения. Калининградская область зависит от поставок из соседних государств, местная энергосистема таким образом была устроена. Но это не должно сказываться на жителях. Поэтому мы утвердили отдельную «дорожную карту», которая должна обеспечить надёжное энергоснабжение потребителей.

Она предполагает строительство четырёх новых электростанций (трёх газовых и одной угольной) и другой инфраструктуры. И в целом, соответственно, увеличение мощности энергосистемы региона. Об этом мы послушаем сообщения наших коллег.

В этом году две станции уже начали работать, практически готова ещё одна, и четвёртая станция начнёт действовать в конце следующего года или в начале 2020 года.

Если говорить о газоснабжении Калининградской области, то сейчас это происходит по системе магистральных газопроводов, которые идут по территории Белоруссии и Литвы.

По прогнозам, объём потребления газа в ближайшие годы будет расти. В первую очередь за счёт подключения крупных промышленных зон, производственных предприятий, объектов коммунально-бытового хозяйства, строительства новых котельных, перевода старых котельных на газ, газификации квартир и домовладений. Понятно, что это создаёт определённые проблемы. Поэтому нужно будет вплотную заняться балансом поставки и потребления природного газа в Калининградской области.

И ещё одна тема, которую хотел бы затронуть. При поддержке федерального центра в регионе должно начаться восстановление мелиоративной системы, состояние которой прямо влияет и на развитие сельхозпроизводства, и вообще на развитие региона. В прошлом году Правительство утвердило «дорожную карту». Предстоит много работы – начиная с того, что нужно уточнить состояние всех мелиоративных объектов в области: насосных станций, магистральных каналов, дамб, других объектов, выявить среди них бесхозные. В результате эта сеть должна полноценно заработать. Мы планируем направить из федерального бюджета на эти мероприятия со следующего года и на период до 2025 года суммарно около 4 млрд рублей. Понятно, что этими деньгами здесь тоже дело не ограничится.

Перед совещанием мы с коллегами были на Калининградском янтарном комбинате. Здесь сосредоточено 90% всех разведанных мировых запасов янтаря. Спрос на этот полудрагоценный камень есть, в том числе и за рубежом. Но есть проблемы и с его добычей. Хотя в последнее время в этой сфере удалось всё-таки навести определённый порядок. Работа была проделана. Увеличен штраф за самовольную добычу, хранение и транспортировку янтаря или сбыт самовольно добытого янтаря – до 500 тыс. рублей. Это принесло и положительные результаты. Но даже такой штраф не всегда является эффективным. Самовольная добыча в полном объёме не прекратилась. Поэтому мы разработали законопроект, который ещё больше усилит ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита и других полудрагоценных камней – для тех, кто уже обвинялся в таких преступлениях.

Вчера этот законопроект прошёл законопроектную комиссию и будет обсуждаться на одном из заседаний Правительства. Речь идёт о внесении изменений в Уголовный кодекс, чтобы ответственность за совершение сделки, связанной с этими самовольно добытыми полудрагоценными камнями, была более строгой. Предлагается наказывать за такие деяния принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок, если это уже организованная группа лиц или если ущерб был очень крупным, то есть причинён ущерб в особо крупном размере. Надеюсь, что это тоже повлияет на общую криминогенную ситуацию, связанную с добычей янтаря в регионе.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/34408/