Совещание с вице-премьерами
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Алексея Гордеева о ликвидации отходов Байкальского целлюлозо-бумажного комбината
Из стенограммы:
Д.Медведев: Для начала несколько слов о документе, который я подписал, – это Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года. В документе определяются приоритеты: в первую очередь необходимость беречь леса, защищать их от пожаров и прочих неблагоприятных факторов, наладить систему их восстановления – это, наверное, самое главное.
На территории России растёт более 20% всех лесов, но и вырубка их идёт весьма активно, порой вопреки задачам национального проекта в области экологии. Поэтому недавно был принят закон, который устанавливает правило: гектар вырубил – гектар восстановил. Это обязательное условие, за нарушение которого грозит административная ответственность. Во-вторых, в стратегии закладываются механизмы по созданию современной высокотехнологичной лесной промышленности. Надо ориентироваться на глубокую переработку древесины, чтобы на внутренний рынок, на экспорт поступали мебель и картон, бумага и строительные материалы, химические продукты на основе лесохимии, а не просто круглый лес, как это у нас очень часто происходит. Конечно, потребуется время, в том числе и для привлечения инвестиций. Но в целом к 2030 году, в соответствии со стратегией, должна возникнуть не одна, а целая группа конкурентоспособных отраслей. В стратегии заложены меры, которые будут способствовать рациональному природопользованию.
Ещё один вопрос, связанный с экологией. Нужно обсудить его, он касается проекта по ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Я напомню, мы этот комбинат остановили, решение Правительство приняло, он уже давно не работает, но хранилище его токсичных отходов находится в километровой зоне от побережья Байкала, и оставлять его там абсолютно недопустимо. Мы все понимаем, как важно беречь такое уникальное озеро, как Байкал, тем более что в случае чрезвычайной ситуации могут пострадать и местные жители, и тысячи туристов. Необходимые решения приняты. Есть поручение Президента, есть распоряжение Правительства, действует специальная федеральная целевая программа. Нужно провести работу по ликвидации отходов, с тем чтобы реализовать приоритеты в сфере экологии. Кстати, мы сегодня обсудим это на заседании Президиума совета по стратегическому развитию.
Средства на финансирование работ по ликвидации отходов комбината в бюджете на текущий год и два последующих предусмотрены в рамках этой ФЦП, всего это более 4,5 млрд рублей. Нужно как можно быстрее провести мероприятия по утилизации отходов Байкальского комбината.
Алексей Васильевич (обращаясь к А.Гордееву), несколько слов скажите о том, как ускорить работы по ликвидации отходов.
А.Гордеев: Дмитрий Анатольевич, как Вы уже сказали, за 40 лет работы Байкальского ЦБК было образовано 6 млн т промышленных отходов, это шлам-лигнин – продукт переработки древесины. Эти отходы хранятся открытым способом и представляют угрозу для озера Байкал. В настоящее время Правительством определён главный исполнитель работ – акционерное общество «Росгеология». Министерством природы Российской Федерации заключён договор с подрядчиком. К сожалению, пришлось на ходу менять проектно-сметную документацию с учётом того, что предыдущая устарела, тем не менее главный исполнитель работ уже вышел на объект и ведёт подготовительные мероприятия. В настоящее время ведутся опытно-промышленные работы. Это всё отслеживается специалистами Росприроднадзора и, соответственно, общественными организациями. Определена оптимальная технология, позволяющая обеспечить обезвоживание шлам-лигнина с переводом отходов в самый безвредный, V класс опасности, то есть это будет биомасса, которая может использоваться как органическое удобрение.
Эти мероприятия вошли в национальный проект, и мы установим ежеквартальный контроль. Я сегодня переговорил с губернатором Иркутской области. Они также полностью поддерживают этот проект и удовлетворены тем, как сейчас идут работы. Так что остаётся взять это под контроль и выполнить в сроки. Ставим задачу в трёхлетний срок всё это завершить и сделать так, чтобы объект был полностью экологически нормальным.
Д.Медведев: Возьмите это под контроль. Деньги есть, решения все есть, надо наконец этот вопрос закрыть.
И ещё один документ я подписал. Он утверждает правила предоставления субсидий из федерального бюджета на формирование системы послепродажного обслуживания. Средства – 1,5 млрд рублей – из резервного фонда выделены Минпромторгу.
Деньги смогут получать компании, которые производят автомобили, сельхозтехнику, занимаются железнодорожным машиностроением и которые будут реализовывать проекты по созданию системы послепродажного обслуживания на конкретном целевом рынке, обеспечению функционирования этой системы, расширению, если потребуется. Это позволит им компенсировать часть затрат.
Послепродажное обслуживание, скажем откровенно, не самая наша сильная сторона. Обычно и иностранцы такого рода требования предъявляют, и у нас эта проблема есть. Для покупателей важен вопрос, где будет обслуживаться техника, где она будет ремонтироваться, как выполняются гарантийные обязательства. Такая задача должна быть решена путём появления сервисных центров, их должно быть создано не менее 30. Это поможет нарастить экспорт российской техники. Там есть и некоторые другие нюансы.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), прокомментируйте, пожалуйста.
Д.Козак: Действительно, цель предоставления этой субсидии – поддержка российских производителей, прежде всего высокотехнологичной продукции: продукции автомобилестроения, сельскохозяйственного и железнодорожного машиностроения – в части организации системы послепродажного обслуживания такой продукции. Создание такой системы – одна из важных составляющих производственной политики промышленных предприятий, производящих сложное оборудование, направленная на повышение конкурентоспособности такой продукции, в том числе на мировых рынках, увеличение объёма её производства и реализации.
Субсидия будет предоставляться под обязательства производителя обеспечить достижение конкретного значения целевого показателя результативности использования субсидии, в качестве которого определено отношение прироста в текущем году (по сравнению с предыдущим) реализации продукции к размеру субсидий. Этот показатель предусматривает превышение прироста объёма реализованной продукции над размером поддержки не менее чем в два раза.
Новым является и подход к распределению поддержки между потенциальными получателями. Все заявки, в которых указывается объём субсидии, рассчитываются исходя из прогнозных затрат на создание и развитие системы послепродажного обслуживания, к определённому сроку – не позднее 1 ноября текущего года – предоставляются в Российский экспортный центр для их проверки и на соответствие установленным требованиям. После такой проверки заявки поддерживаются либо отклоняются по заранее установленным формализованным критериям. Поддержанные заявки направляются в Минпромторг, который распределяет субсидию между заявителями. Пропорционально уменьшает субсидию на одного получателя, если их совокупность, заявленный объём субсидий меньше лимита бюджетных ассигнований на соответствующую цель. И заключается соглашение о предоставлении субсидии, в котором предусматриваются обязательства по достижению целевых показателей, ответственность за невыполнение соответствующих обязательств. Таким образом обеспечивается равный доступ всех потенциальных предприятий на получение мер финансовой поддержки. Исключается ситуация, которая у нас зачастую наблюдается, когда кто первый пришёл, тот и получил соответствующую поддержку, а кто на день опоздал – не получил, хотя брал больше обязательств либо потенциально более эффективен. Будем контролировать эту субсидию, в ближайшее время она должна быть распределена. Остался месяц для получения заявок и принятия решений по каждой заявке.
Источник: http://government.ru/news/34070/