Пленарное заседание Государственной Думы
Вопрос члена фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Веры Ганзя
Вопрос члена фракции политической партии «Либерально-демократическая партия России» Ярослава Нилова
Вопрос члена фракции политической партии «Единая Россия» Михаила Тарасенко
Вопрос члена фракции политической партии «Справедливая Россия» Олега Шеина
Вопрос члена фракции политической партии «Единая Россия» Надежды Максимовой
Вопрос руководителя фракции политической партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова
Заключительное слово Дмитрия Медведева
Из стенограммы:
Д.Медведев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги, депутаты Государственной Думы!
Прежде всего, конечно, хотел бы поблагодарить Президента страны Владимира Владимировича Путина за доверие, которое мне оказано, за предложение возглавить Правительство. Это не только доверие, это огромная ответственность. И в случае принятия соответствующих решений я готов сделать всё для развития нашей страны, России.
Я относительно недавно выступал в этих стенах. Мы с вами говорили об итогах работы. А сегодня встречаемся накануне великого праздника – Дня Победы. Хочу поздравить вас, уважаемые депутаты, поздравить всех наших граждан с наступающим праздником!
Мы наследники поколения победителей. Наша страна, наш народ умеют побеждать. И в военное, и, что не менее важно, в мирное время. И сегодня перед нами стоит высокая цель – это качественный прорыв. В экономике, в социальной сфере, в уровне жизни людей. В возможностях для каждого человека. В создании инфраструктуры достойной жизни и успеха. Только что об этом говорил Владимир Владимирович Путин. И это не отвлечённое понятие. Эта инфраструктура, вполне материальна.
Ведь благополучен тот, кто не боится за своё будущее, за себя, за своих близких. А это значит – стабильная экономика с низкой инфляцией, с низкой безработицей. Современные больницы, детские сады, школы. Комфортные города, хорошие дороги, чистый воздух.
Успешным является тот, кто занимается любимым делом. Кто получил качественное образование. Это уже об университетах, технопарках, инновационных кластерах, о поддержке частной инициативы. Человек должен иметь шанс попробовать себя в разных сферах. Причём попробовать таким образом, чтобы не было риска впасть в нищету, если вдруг что-то не получится.
И конечно, каждый человек хочет, чтобы государство его уважало. Хочет быть услышанным каждый день – в своём регионе, в каждом муниципалитете. Иначе государство просто не может быть ни надёжным партнёром, ни помощником.
Именно такие национальные цели развития поставил Президент в своём Послании Федеральному Собранию и в указе, который был подписан и опубликован вчера. И именно в такой логике и должно действовать новое Правительство.
Мы видим, как быстро меняется мир. Ещё совсем недавно, буквально несколько лет назад, он был другим. Я имею в виду, кстати, не только и не столько санкции и какое-то давление на нашу страну. Они лишь подтверждают масштабный сбой в мировой политике, нарушение мирового политического баланса, выстраиваемого с таким трудом, и архитектуры безопасности, которая сложилась.
Настоящий перелом происходит везде, затрагивая все сферы мироздания – от бытовой жизни, мировоззрения, технологий до политики и экономики. Глубокий характер этих изменений ставит перед человечеством грандиозные вызовы. Население планеты становится старше, растёт дефицит трудовых ресурсов. Бедность и неравенство в целом в мировой пропорции тоже усиливаются. Ухудшается экология. На сырьевых рынках царит нестабильность, что ставит под угрозу экономическое развитие. Я добавлю, конечно, к этому беспрецедентную по масштабам миграцию, терроризм, региональные конфликты. И всё это происходит, что особенно тревожно, на фоне технологических изменений, которые также идут с огромной скоростью.
Ответы на эти вызовы ищет весь мир, это задачи на ближайшие годы. И для нашей страны, конечно, тоже. Россия была, уверен, и будет значимой частью глобального мира, как бы нас ни пытались вытеснить на обочину глобальной повестки дня. Но в то же время мы не можем позволить не считаться с нашими интересами. И тем более мы не занимаемся самоизоляцией. Поэтому выстраиваем взаимоотношения с разными странами – и на Западе, и на Востоке, и в арабском мире, и в Латинской Америке.
Россия продолжает активно участвовать во всех многосторонних экономических форматах. Прежде всего, конечно, в Евразийском экономическом союзе, Шанхайской организации сотрудничества, ОДКБ, БРИКС, «двадцатке», АТЭС.
Нам не привыкать жить в условиях таких потрясений, «стальных грозовых туч». Мы научились это делать. И хотел бы прямо сказать с этой трибуны, что мы учились этому вместе – вместе с вами, уважаемые коллеги, депутаты Государственной Думы. Именно поэтому самые сложные годы, связанные с кризисом, с давлением на нашу страну, мы прошли достойно. И не просто достойно прошли, но и продолжили развиваться.
Сейчас у нашей страны действительно поворотный момент. Чтобы совершить принципиальный рывок, нужна новая база. Задачи, которые поставлены Президентом в Послании Федеральному Собранию, в опубликованном вчера Указе, беспрецедентны по масштабу. И их решение требует и беспрецедентных усилий. Причём, как только что было сказано Президентом страны, работать надо прямо сейчас, времени на раскачку нет.
За последние годы мы вместе с вами накопили колоссальный практический опыт. Преодолели большое количество трудностей. Открыли для себя много новых возможностей. Создали неплохие условия для долгосрочного роста. Мы доказали, что можем эффективно действовать вместе. Ведь даже когда наши позиции в чём-то не совпадают, мы всё равно объединены общей целью. И цель эта понятна, она вытекает из нашей любви к своей стране.
Но для прорывного развития этого недостаточно. Нам нужно добиться результата, который определит судьбу страны на десятилетия вперёд. И это задачи не только для Правительства, уважаемых коллег – депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, вообще властей. Это задача для всего гражданского общества.
Настоящий прорыв может совершить только сплочённая нация, где важно участие каждого, готовность отдать своей стране силы, энергию, талант. Будь то студент, работник или пенсионер. Тот, кто поддерживает власть, и тот, кто её критикует. Нам необходимо вовлечь в решение этих задач, задач национального развития, – всех. И в этом я тоже вижу принципиальную задачу для будущего Правительства.
В противном случае мы просто скатимся в протекционизм – это дело нехитрое – и простую раздачу денег по отдельным направлениям.
Общие цели, конечно, не значит их огосударствление. Мы должны уходить и от избыточных запретов и ограничений, которые сковывают экономику, угнетают бизнес и в конечном счёте не дают двигаться вперёд. Нам нужно создавать и давать свободу идеям – гражданским, предпринимательским, научным, творческим. Именно такие идеи во все времена меняли облик страны.
В соответствии с теми программными документами, которые провозглашены и утверждены Президентом, мы должны добиться, чтобы люди в нашей стране жили дольше, чем сегодня (до 78 лет к 2024 году, а к 2030 году задача поставлена, чтобы продолжительность жизни была более 80 лет), жили лучше. А это и рост доходов, и уровень бедности вдвое ниже нынешнего, и не меньше 5 млн новоселий у российских семей ежегодно.
Такую среду социального благополучия по всей стране позволит сформировать только современная и самостоятельная экономика.
Задача поддержания макроэкономической стабильности (мы сегодня и вчера говорили с представителями фракций) остаётся очень важной. Причём темпы роста должны быть по мере возможности высокими – выше мировых. С низкой инфляцией – до 4%. И по объёму мы должны постараться войти в число крупнейших стран мира. Для этого надо переходить в цифровую повестку дня. Поднимать долю компаний с технологическими инновациями. Создавать производительный сектор в базовых отраслях.
Указ Президента от 7 мая 2018 года, Послание Федеральному Собранию определяют прежде всего стратегические ориентиры. Задача Правительства заключается в том, чтобы наполнить их конкретикой. Для этого, на мой взгляд, необходимы четыре составляющие: чёткое планирование, финансовые ресурсы, кадры и эффективно работающие механизмы.
Чуть подробнее о каждом.
Первое – о планировании.
Конкретные тактические задачи, ключевые показатели должны быть погружены в Основные направления деятельности Правительства, в Прогноз социально-экономического развития до 2024 года и в 12 приоритетных национальных программ. Эти документы станут комплексным пошаговым планом для Правительства на ближайшие шесть лет. Они должны быть готовы в установленные указом сроки. Указ устанавливает 1 октября, но я считаю, что этот срок конечный, для глубокого анализа отдельных, самых сложных вопросов. А в целом, как только что было сказано Президентом страны, нужно начинать работать по всем этим направлениям уже сегодня. Тем более что значительная часть деятельности по стратегическим приоритетам велась нами вместе в предыдущие годы. Мы сформировали качественную базу. И меньше месяца назад в отчёте Правительства я уже рассказывал о механизмах, которые мы с вами совместно запустили, о результатах, которых мы с вами достигли за годы работы предыдущего Правительства, которое я возглавлял. Хочу ещё раз поблагодарить вас за сотрудничество и выразить надежду, что в будущем, если сегодня будут приняты известные решения, оно будет не менее успешным.
Хотел бы сразу сказать, что Основные направления деятельности Правительства мы будем готовить в максимально открытом режиме, обсуждать свою работу с экспертами, гражданским обществом, предпринимательским сообществом. Рассчитываю, что в этом примут участие и регионы, и, конечно, вы, уважаемые коллеги-депутаты. Тем более что всех нас в этом случае ждёт большая законотворческая работа. Сложная, связанная с необходимостью принятия весьма непростых решений, от которых в значительной степени будет зависеть будущее нашего государства. Я надеюсь на вашу поддержку и надеюсь, что законопроекты, которые связаны с реализацией целей развития нашей страны, вы будете рассматривать в первую очередь.
Второе, что было названо, – это деньги.
Правительство по поручению Президента должно будет представить предложения по источникам финансирования поставленных в указе задач.
По предварительным подсчётам (подчёркиваю – сугубо предварительным), объём средств будет увеличен на треть и составит в ближайшие годы около 25 трлн рублей. То есть к запланированным раньше деньгам необходимо будет добавить не менее 8 трлн рублей. Причём, хотел бы подчеркнуть, это именно минимальный уровень. Если дополнительные доходы будут появляться, мы, конечно, найдём им применение.
Сейчас начинается новый бюджетный цикл. Часть этих расходов должна быть заложена в проекте федерального бюджета на следующие три года. Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации сумели найти по бюджетным вопросам хороший алгоритм взаимодействия. Он действительно хороший, без сбоев. И в этом году особенно важно синхронизировать бюджетное планирование с подготовкой Основных направлений деятельности Правительства, а также с работой в рамках государственных программ.
Третье, о чём я сказал, – это кадры.
Новые цели развития требуют, чтобы Правительство соответствовало масштабу задач, которые поставил Президент, и по структуре, и по людям. В случае моего назначения Председателем Правительства в ближайшее время в соответствии с Конституцией я представлю главе государства предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, а также кандидатуры на должности вице-премьеров и федеральных министров. По заместителям Председателя Правительства ряд предложений были представлены ещё вчера, они предварительно были согласованы с Владимиром Владимировичем, и я надеюсь, что они найдут поддержку.
Это должны быть люди, для которых работа – не просто должность, а образ жизни, который требует постоянной сосредоточенности, постоянной вовлечённости в материал и большой отдачи. Но самое главное – умения принимать решения и контролировать их исполнение. И нести, конечно, персональную ответственность за результаты.
Четвёртое – это механизмы.
Прежде всего мы будем опираться – и это доказано всем нашим предшествующим опытом – на проектный подход. Считаю, что такую работу можно было бы продолжить в рамках Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам и его правительственных структур – я имею в виду президиум совета и ряд других.
Создан федеральный проектный офис. Такие же проектные структуры есть теперь во всех федеральных министерствах и ведомствах. Некоторые регионы и даже муниципалитеты используют проектные механизмы. Руководителям субъектов Федерации нужно внимательнее к этой работе относиться. Ведь от того, насколько широко задействован проектный подход, во многом зависит успех наших начинаний. Очевидно, что Крым и Камчатка, Ставрополье и Татарстан – это совершенно разные территории. Но проектные механизмы помогут каждому найти свои преимущества и создать, как принято говорить, свою матрицу возможностей.
В этом мы уже смогли убедиться, поскольку по большинству из 12 направлений социально-экономического развития, которые определены в указе, в целом идёт активная работа. Теперь по каждому из этих направлений должны быть подготовлены сами национальные приоритеты, проекты. В том числе предстоит серьёзно заняться решением демографических и экологических проблем, развивать здравоохранение, образование, сферу культуры.
Активно стимулировать жилищное строительство, улучшать городскую среду. Строить и ремонтировать дороги. Повышать производительность труда, поддерживать занятость. Создавать инфраструктуру для развития науки и внедрения цифровых технологий. И формировать благоприятную среду для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Конечно, расширять международную кооперацию и экспорт.
Эти проекты, как я уже сказал, мы также будем разрабатывать в максимально открытом режиме. Вчера и сегодня я провёл консультации с фракциями партий, которые представлены в Государственной Думе. На них прозвучали интересные предложения – и критика, что и должно быть, и идеи. Новое Правительство должно обязательно учесть их в своей работе, как и предложения регионов и, конечно, Федерального Собрания, которые будут поступать в ходе подготовки всех документов, о которых было сказано.
Эта работа очень нужна нашей стране. Я уверен, что вы эту позицию разделяете. И если вы окажете мне доверие, то как Председатель Правительства я буду готов вместе с вами над этим работать.
Можно было бы на этом и закончить, но я хочу процитировать слова Антона Павловича Чехова, который был великим мастером слова и когда-то сказал так: «Дела определяются их целями. То дело называется великим, у которого велика цель». Наши дела действительно в этом смысле должны быть великими. Мы несём ответственность перед нашими детьми, и нам нужно будет смотреть им в глаза. Давайте сделаем так, чтобы в этих глазах отражалась гордость за нашу страну.
Спасибо. Я готов ответить на вопросы.
В.Ганзя (член фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Чтобы оценить реальное положение дел, надо посмотреть на российскую глубинку, где нет работы, нет дорог, не хватает больниц и врачей, где оптимизированы школы.
Регионы сегодня вынуждены сдерживать расходные обязательства либо наращивать государственный долг, который уже более 2 трлн рублей. Не остаётся у них средств и на собственное развитие. Полномочия передаются регионам без финансирования.
Давайте посмотрим повышение МРОТ, которое поставило регионы перед выбором: либо влезать в долги, либо проводить очередную оптимизацию. А ведь бюджеты регионов утверждены, и любые дополнительные расходы должны компенсироваться.
Отсюда вопрос: когда и как будут компенсированы расходы регионов на повышение МРОТ в полном объёме, причём с учётом численности, заявленной регионами?
И во-вторых, какие конкретные меры вы планируете принять в налоговой, бюджетной, кредитно-денежной политике, чтобы ситуацию в регионах поправить? В том числе и в части вложений в собственную экономику?
Д.Медведев: Вера Анатольевна, я думаю, что ни Вы, ни один из присутствующих в этом зале не будет возражать против того, что нужно было приравнять МРОТ, вывести его на уровень прожиточного минимума. Это цель, к которой мы шли довольно долго, и очень хорошо, что она достигнута. В определённый период Президентом были приняты решения о том, чтобы это сделать. Хочу, кстати, всех поблагодарить за принятые решения в этой сфере.
С 1 мая текущего года МРОТ составил 11 163 рубля. Это повышение коснулось 3 миллионов человек, 1,6 миллиона из них – это бюджетники. Мы просто обязаны были это сделать, поэтому эти решения никаких сомнений не вызывают.
Но Вы справедливо говорите, что у всех регионов разная ситуация. Действительно, некоторые из них не обладают необходимым количеством источников доходов. И так или иначе мы вынуждены им помогать, особенно тем регионам, которые закредитованы. Вы знаете, мы принимаем решения по трансформации коммерческой задолженности в бюджетную, оказываем им помощь, трансферты перечисляем. Мы и в этой ситуации, конечно, регионы не бросим. Правительством уже приняты решения по поддержке регионов в этой сфере. В целях компенсации региональных расходов на эти цели – хочу проинформировать Вас и тех, кто, может быть, не помнит об этом, – принято решение о выделении 36 млрд рублей, эта задача будет решена.
Что же касается задачи повышения экономической состоятельности регионов, то это большая задача, которую мы будем решать вместе с вами и другими коллегами комплексно – и путём создания новых источников развития, очагов роста, насыщения региональной экономики дополнительными возможностями, и путём перераспределения налоговых источников в случае необходимости.
Здесь ситуация не идеальная. Я не идеализирую передачу полномочий, о которой Вы сказали. Действительно, в ряде случаев эти полномочия передавались без денег. Надо окончательно выверить текущую ситуацию. Если полномочие передаётся, нужно передавать его с финансированием, либо не принимать это полномочие, либо передать его снова на федеральный уровень. Эта работа обязательно должна быть продолжена.
Я.Нилов (председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, член фракции политической партии «Либерально-демократическая партия России»): Дискуссия относительно увеличения пенсионного возраста ведётся достаточно активно и давно, и звучат разные позиции. У ЛДПР аргументированная позиция – против повышения пенсионного возраста. Некоторые чиновники, общественные деятели, представители научной среды заявляли о необходимости увеличения пенсионного возраста или увеличения страхового стажа для работающих. И тоже есть аргументация, она обозначается как рост неработающего населения и увеличение продолжительности жизни.
В связи с этим возникает вопрос, прошу на него ответить. Новый кабинет министров планирует совершить уже практические шаги для реализации этого вопроса? Если да, то в какой форме, в каком виде и в какие сроки?
Д.Медведев: У нас с вами прямой, откровенный разговор. Нам нужно принимать решение по поводу пенсионного возраста. Я сам уже на эту тему высказывался, и причины Вы только что назвали: прежние рамки принимались очень давно – я напомню, что это, по сути, было в 30-е годы прошлого века. Средняя продолжительность жизни в тот период была около 40 лет. С тех пор жизнь в стране изменилась – безусловно, в лучшую сторону. У нас изменились и условия, и возможности, и желание людей трудиться, и период активной жизни. Поэтому решение принимать необходимо. Но, конечно, принимать аккуратно, взвешенно, исходя из готовности человека продолжить работу, наличия у него сил и здоровья, изменений в корпоративном законодательстве, законодательстве о труде. Все эти факторы необходимо учитывать.
С другой стороны, конечно, нельзя разбалансировать пенсионную систему. На систему всё сильнее влияют демографические изменения, и будущее Правительство должно обязательно всё это учитывать. Система наша не идеальна, она требует совершенствования, поэтому этот фактор тоже необходимо принимать в расчёт. И, конечно, регулярную индексацию пенсий. Президентом поставлена задача, чтобы индексация пенсий происходила упреждающими темпами, мы обязаны это обеспечить. Все эти факторы должны учитываться при принятии решений о пенсионном возрасте.
Правительство свои предложения подготовит в самой короткой перспективе и внесёт их в Государственную Думу. Я надеюсь, мы их с вами сможем рассмотреть.
М.Тарасенко: (член фракции политической партии «Единая Россия»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уже в течение многих лет больной темой для значительной части населения остаётся доступность и качество лекарств. При этом стоит отметить, что в вопросах лекарственного обеспечения мы справляемся с импортозамещением хуже, чем в ряде других отраслей, где фактически пришли к самодостаточности. В то же время около 70% реализуемых в России лекарств являются импортными.
Но проблема не только и не столько в этом, проблема в опасности допущения монополизации на этом рынке, когда мы можем оказаться в зависимости от одной страны или от одной компании. Поэтому кроме импортозамещения необходимо и привлечение большего количества стран с их лекарствами и возможностями производить готовые формы уже в Российской Федерации.
В связи с этим не столько вопрос, сколько пожелание. Представляется обоснованным, чтобы теме лекарственных средств новое Правительство уделило особое внимание, а Вы взяли вопрос обеспечения граждан качественными лекарствами под свой личный контроль.
Д.Медведев: Вне всякого сомнения, это очень важная тема, и раньше она была в центре внимания Правительства, надеюсь, и в дальнейшем будет. Потому что от того, какие лекарства у нас в стране продаются, от того, сколько они стоят, от того, каким образом они попадают на рынок, зависит здоровье и жизнь огромного количества людей.
Вы сказали про импортозамещение. Я думаю, что в этом смысле мы двигаемся, кстати, достаточно неплохо. Напомню, нужно брать не общий объём, а всё-таки те лекарства, которые наиболее важны. У нас есть перечень так называемых жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. По этому перечню (я эту цифру называл, но ещё раз позволю себе её процитировать) мы вышли на уровень: приблизительно 85% препаратов производится уже в нашей стране. Это очень важно, потому что они покупаются не за валюту и не связаны с валютным курсом, они покупаются за рубли и в этом смысле гораздо меньше подвержены инфляции и колебаниям валютного курса.
Этот результат на самом деле очень важный, цель поставлена – 90%, у меня нет никаких сомнений, по этому направлению мы её достигнем. Но это не означает, что мы должны совсем отказаться от иностранных препаратов. Естественно, в ряде случае есть инновационные препараты. Кстати, за последнее время Правительством были приняты решения о том, чтобы как можно быстрее внедрять инновационные препараты, потому что, к сожалению, у нас до этого такого рода препараты внедрялись годами, а их ждать люди не могут. Сейчас этот процесс стал гораздо короче.
И очень важно «затаскивать» к нам иностранных производителей, чтобы они локализовали производство в нашей стране, чтобы те же самые лекарства производились у нас, продавались за рубли, но в то же время это были самые современные лекарственные формы. У нас за последнее время таких проектов реализовано около 30, а в общей сложности 86 иностранных компаний работает именно на нашем рынке, подчёркиваю, не продают лекарство, а работают, как российские компании. Мне кажется, это позволяет нам рассчитывать на то, что мы сможем эту задачу решить в ближайшие годы.
О.Шеин (член фракции политической партии «Справедливая Россия»): «Справедливая Россия» выступает за прогрессивную шкалу НДФЛ, как в Швейцарии, Мексике и Таиланде. В Правительстве две недели назад обсуждалась идея повышения ставки подоходного налога для работников с 13 до 15%. Надо ли нам ждать этого?
И в развитие темы – о повышении пенсионного возраста. Дефицит у Пенсионного фонда есть, но из 77 миллионов российских работников только 43 миллиона работают официально. 30 миллионов (это строительство, сельское хозяйство, продавцы) – это неофициальный сектор экономики, и не по вине самих людей. Отсюда 10 трлн рублей теневого фонда оплаты труда и 3 трлн рублей – дефицит Пенсионного фонда.
Готово ли Правительство вместо повышения пенсионного возраста поддержать предложение «Справедливой России» отсечь от государственных заказов, подрядов и льгот компании, использующие неофициальный труд?
Д.Медведев: Во-первых, по поводу изменения ставки НДФЛ. В настоящий момент никаких решений Правительством на эту тему не готовится, как я вам уже сказал сегодня в ходе консультаций.
Теперь в отношении того, что лучше, может быть, действительно, вовлекать людей в официальный труд. У меня никаких возражений нет, но это вещи не в полной мере связанные. Нам нужно предпринимать усилия и для того, чтобы труд был официальным. Действительно, большое количество людей находится в так называемой серой зоне, поэтому нужно создавать стимулы для работодателей, чтобы такого рода трудовые отношения были легализованы. Это можно сделать, и мы с вами тоже это неоднократно обсуждали. С другой стороны, нужно думать о том, чтобы труд, который в этом случае становится юридически обязывающим, легальным, был квалифицированным, чтобы это были современные рабочие места. Тем более что, если говорить о последних годах нашей работы, уровень страховой нагрузки на работодателей остаётся стабильным, и в этом смысле никто не мешает им подобного рода решения принимать. Поэтому эти задачи необходимо реализовывать независимо друг от друга.
Л.Калашников (председатель Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, член фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Вы правильно сказали о темпах экономического роста. Но я хотел бы сказать о той самой мягкой силе, о которой так много было принято говорить эти годы (как сейчас говорят много о цифровой экономике), но мало что делалось. Вот Вы сегодня успели поздравить – и Президент – нового премьера Армении. Там темпы экономического роста были 7,5%, а недавно ещё 9 за полугодие, однако это не помогло избежать дестабилизации общества.
От нас всё время отдирают то Украину, то Молдову, и задачи интеграции, которые вчера Президент поставил, связаны с той самой чаще всего мягкой силой, которая недофинансируется.
Вы, когда приступили в 2012 году к премьерству, выступали в Россотрудничестве и поставили шесть задач, сказали тоже: кадры и финансы. К сожалению, ни кадров, ни финансов для этого мы на протяжении этих шести лет почти не имели для достижения именно мягкой силы, я имею в виду – распространение русского языка, обучение журналистов… Мы давали газ, этот газ перекочёвывал к олигархам в металлургию и, к сожалению, не давал того эффекта…
Д.Медведев: Я с Вами и соглашусь, и не соглашусь. Соглашусь в том, что, наверное, делалось недостаточно, потому что так называемая мягкая сила – использование наших интеллектуальных возможностей, возможностей нашего образования, русского языка – действительно пока, к сожалению, применяется нами не в том объёме, как это было бы необходимо. Тем более что с учётом того, что у нас достаточно большое пространство для использования русского языка, значительная часть тех, кто к нам приезжает, хочет использовать русский язык и должна использовать. В то же время количество школ, которые, например, работают в иностранных государствах и которые поддерживаются нашей страной, не такое большое, как нам бы хотелось. Согласен с тем, что в этом направлении нам нужно лучше концентрировать усилия и лучше концентрировать кадры. Потому что проблема бывших союзных республик, которые хотели бы оставаться в русскоязычном пространстве в той или иной степени, которые сейчас с нами объединены в интеграционные объединения, заключается в том, что там мало педагогов. Их нужно обязательно подготовить и присылать из нашей страны или приезжать туда и готовить местных педагогов. Эта задача обязательно должна быть исполнена.
Хотя – в чём я не соглашусь – за последние годы всё-таки произошёл очень существенный приток студентов и на квотируемые места, и на коммерческие места. В общей сложности, напомню, в нашей стране в настоящий момент учится 260 тысяч иностранных студентов. Да, в советский период их училось больше, но это было связано и с некоторыми идеологическими установками, которые мы сейчас навязывать по понятным причинам не можем. Но количество людей, которые получают в России образование – а это, кстати, очень часто продвинутые молодые люди, – должно расти. Мы тем самым создаём и задел на будущее для наших отношений с этими государствами. С другой стороны, часть этих лиц, которые у нас получили качественное, просто скажем, классное образование, могли бы остаться и работать в нашей стране. Это для нас тоже хорошо.
Что же касается интеграционных проектов, о которых Вы сказали, за последние годы эти проекты получили новое дыхание. И идеи Президента о большом евро-азиатском пространстве, и наши евразийские проекты всё-таки получили динамичное развитие. Я сейчас не буду приводить примеры из области экономики, они вам известны, как наша торговля себя вела, в том числе взаимная торговля, в период экономических стрессов. Но совершенно очевидно, что интеграционные проекты развиваются. У нас подписано соглашение с Вьетнамом по зоне свободой торговли. Я считаю это очень важным, хотя мы к нему с большим трудом шли. У нас в настоящий момент полностью подготовлено и подписано мною распоряжение, касающееся Ирана. У нас в завершающей стадии переговоры по подобного рода соглашениям с Сингапуром, Израилем, странами АСЕАН. Всё это тоже в значительной степени использование механизмов мягкой силы, о которой Вы только что сказали.
К.Черкасов (член фракции политической партии «Либерально-демократическая партия России»): Вопросы экологии – один из ключевых приоритетов в работе фракции ЛДПР. Проблема угольной пыли в Находке, загрязнение воздуха в Челябинске, мусорные полигоны в Подмосковье волнуют всех. К сожалению, Минприроды и региональные власти не всегда оперативно решают эти вопросы. «Мусорная» реформа буксует и в конечном итоге сама может оказаться на свалке.
С 2019 года во всех регионах должны появиться единые регоператоры, а в регионах нет необходимой инфраструктуры. Её только предстоит сделать на деньги, собранные с населения. Это напоминает историю с капремонтом. Деньги люди будут платить каждый месяц, а инфраструктуру получат в далёком будущем. А могут и не получить.
Что сможет сделать федеральное Правительство для того, чтобы операторы исполняли свои обязанности полностью и в срок? И не последует ли в будущем череда банкротств таких предприятий?
С учётом Вашего большого и успешного опыта реализации госпрограмм, уважаемый Дмитрий Анатольевич, вопрос: не считаете ли Вы необходимым срочно начать разработку госпрограммы, которая включит в себя создание отечественного промышленного кластера, способного производить современные технологические комплексы по раздельному сбору, транспортировке и переработке отходов в рамках всей страны?
Д.Медведев: Безусловно, эта проблема – одна из самых важных. Об этом было сказано в послании Президента и в указе от 7 мая текущего года говорится. Все всякого сомнения, это один из наших национальных приоритетов. Трансформация действующих программ в программу по твёрдым бытовым отходам, по переработке, о которых Вы говорите, это вполне возможная цель, имея в виду, что на базе этих приоритетов мы должны будем переформатировать, хочу специально это подчеркнуть, и существующие государственные программы. И думаю, что сделать это нам абсолютно под силу. Тем более что законодательная база с вашим участием за последние годы создана весьма и весьма неплохая. Я имею в виду и закон, который был принят 31 декабря 2017 года, и ряд постановлений Правительства. Так что всё в наших руках. Думаю, что, переформатируя программы, мы можем таким образом правильно распределить акценты.
А что касается решений, то технологические решения вам известны. Они касаются не только Москвы, они касаются разных регионов. Я уже не говорю о тех решениях, которые связаны с общим оздоровлением экологической ситуации. Эта работа должна быть продолжена в соответствии с указом Президента и по бассейну реки Волги, ряда других крупнейших рек, и по тем городам, качество жизни и качество воздуха в которых очень низкое. Всё это должно быть в повестке дня Правительства.
Н.Максимова (член фракции политической партии «Единая Россия»): Каждый человек по определению хочет жить долго и счастливо. Поэтому самый живой отклик у наших граждан получила впервые поставленная Президентом сначала в Послании Федеральному Собранию, а вчера и в подписанном указе задача – увеличение продолжительности жизни наших граждан к 2024 году до 78 лет, к 2030 году – до 80 лет. Таким образом, в конце следующего десятилетия наша страна должна войти в клуб стран «80 плюс».
Конечно, средства потребуются немалые, чтобы выполнить эту задачу. И передовая медицина у нас должна быть, и необходимо создать качественные условия для жизни людей старшего поколения. И кроме того, конечно, необходима слаженная работа всех органов исполнительной власти.
Поэтому к Вам вопрос, Дмитрий Анатольевич: на посту Председателя Правительства как Вы планируете организовать эту слаженную работу для достижения такой большой, сложнейшей, как Вы говорите, великой цели?
Д.Медведев: Надежда Сергеевна, эта цель действительно великая. Это, по сути, суммарный показатель работы Правительства, да и вообще всех властей. Именно поэтому этот приоритет выбран в качестве важнейшего и в указе Президента, и в ряде других документов. Работу эту мы за последние годы, напомню, в целом научились организовывать. Всё началось с национального проекта в области здравоохранения, который начал своё существование в нашей стране с 2006 года. Тогда уже мы заложили проектные механизмы, адресное распределение денежных ресурсов, чтобы ассигнования шли в правильном направлении, не распылялись, подготовку кадров, использование новых инструментов. Впоследствии это было продолжено уже в 2013–2014 годах. И сейчас это вытекает из указа Президента.
Какие механизмы использовать, я уже сказал. Но нам, конечно, нужно сконцентрироваться на наиболее сложных проблемах, связанных с продолжительностью жизни.
Что я имею в виду?
Очевидно, что в области сердечно-сосудистой патологии за последние годы мы совершили в стране если не революцию, то во всяком случае стали свидетелями очень серьёзного прогресса. Высокотехнологичную медицинскую помощь в области сердца и сосудов можно получить практически в любом крупном центре нашей страны. А раньше для этого нужно было ехать в Москву, Петербург или за границу.
Гораздо сложнее ситуация обстоит с онкологией. Это направление действительно должно быть приоритетным на ближайшие годы именно потому, что там успехи и медицины, и организации медицинской помощи гораздо более слабые. Это один из приоритетов. Я просто специально его привожу в качестве, может быть, ключевого направления работы.
Вы справедливо сказали, что это, конечно, не только медицинская помощь, это ещё и социальное обслуживание, это социальная помощь людям, которые достигли преклонных лет. И система социального вспомоществования должна развиваться, она должна быть современной, она должна быть удобной. В этом направлении тоже решения будут подготовлены.
И общий достаток, конечно, тоже имеет значение. Я имею в виду пенсионную систему, необходимость индексирования, причём продвинутого, упреждающего индексирования. Это тоже имеет значение для достижения той великой цели, о которой Вы спросили.
С.Миронов (руководитель фракции политической партии «Справедливая Россия»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Нынешняя ситуация, когда Председатель Правительства является лидером партии, чья фракция в Государственной Думе имеет конституционное большинство, с нашей точки зрения, является нарушением принципа разделения властей, потому что фактически позволяет Председателю Правительства контролировать одну из палат Федерального Собрания.
Сегодня фракция «Справедливая Россия» внесла в Государственную Думу поправку в Федеральный конституционный закон «О Правительстве», в которой мы предлагаем, что Председатель Правительства при вступлении в должность должен приостанавливать членство в партии.
У нас вопрос: как Вы к этому относитесь?
Д.Медведев: Я отношусь к этому отрицательно, потому что смысл парламентской деятельности и смысл участия в избирательном процессе заключается в том, чтобы получить определённый результат. Результат этот достигается определёнными политическими силами. Эти политические силы называются партиями. Во главе партий стоят их руководители, и в большинстве стран мира в той или иной степени эти руководители участвуют в формировании правительства: где-то непосредственно возглавляя правительство, где-то во главе партии находится президент.
Ничего крамольного в этом нет, и я считаю, что наша система в этом смысле ничем не отличается от большинства современных демократических систем мира.
Заключительное слово Дмитрия Медведева:
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги-депутаты!
Я хотел бы искренне поблагодарить за оказанное мне по итогам голосования доверие в виде дачи согласия на назначение моей кандидатуры на должность Председателя Правительства.
Я говорил уже, что полностью осознаю и ответственность, и трудности, с которыми в любом случае столкнётся Правительство. Но я уверен, что мы сможем все те задачи, которые были поставлены Президентом, решить.
Уважаемые коллеги-депутаты, не сомневайтесь, вне зависимости от вашей политической позиции, вне зависимости от поддержки или критики в адрес Правительства, Правительство Российской Федерации будет готово работать с каждым депутатом Государственной Думы для реализации тех масштабнейших задач, которые стоят перед нашей страной, для реализации тех планов, которые были представлены Президентом, чтобы сделать жизнь в нашей стране современной, благополучной и счастливой.
Большое вам спасибо за поддержку.
Источник: http://government.ru/news/32554/