Заседание Правительства

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Добрый день, уважаемые коллеги! Один из традиционных вопросов, который мы рассматриваем, – доклад о состоянии конкуренции в стране. В подготовке документа, помимо федеральных органов власти, принимали участие общественные организации и бизнес-ассоциации. Речь пойдёт о том, что сделано за последний год, и об основных проблемах. Они касаются того, о чём мы обычно говорим: доля участия государства в экономике, необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о государственных закупках, картельные соглашения, повышение прозрачности тарифов и целый ряд других вопросов.

Конкуренция напрямую влияет на работу тысяч предпринимателей, имеет отношение к производительности труда и к деловому и инвестиционному климату, к внедрению инноваций в производство. И либо стимулирует, либо сдерживает появление эффективных компаний в стране. По сути, от этого зависит, насколько эффективно работает вся экономика, где участники руководствуются общими, понятными правилами игры. Если говорить о развитии конкурентных механизмов в целом, то за прошлый год принят целый ряд важных решений. 

Во-первых, мы сдержали повышение тарифов. Во многих сферах рост был ниже уровня инфляции, то есть ниже 5,4%. Во-вторых, со вступлением в силу четвёртого антимонопольного пакета начата реформа контрольно-надзорной деятельности Федеральной антимонопольной службы. Упор сделан на профилактику и предупреждение правонарушений, а не на наказание. Введены так называемые иммунитеты для малого бизнеса. В отношении таких компаний сокращено количество оснований для проведения внеплановых проверок, установлена возможность заключения неопасных для конкуренции соглашений и запрет на признание их положения доминирующим на рынке. Тем самым снижено избыточное административное давление на такую категорию предпринимателей.

В-третьих, мы активно ведём работу с регионами, в частности, продолжается внедрение стандарта развития конкуренции. Задача – выделить социально значимые и приоритетные рынки в каждом регионе. Ежегодно составляется рейтинг регионов по качеству конкурентной среды. Я думаю, Игорь Юрьевич (И.Артемьев) расскажет о том, кто впереди, а кто является в этом плане аутсайдером.

Ситуация по отраслям и от региона к региону весьма пёстрая. Есть улучшения по отдельным сферам. В пример можно привести рынок телекоммуникаций, рынок лекарственных средств, где удалось добиться снижения предельных цен. Есть и целый ряд тревожных тенденций. Например, с 2013 года у нас фактически удвоилось количество унитарных предприятий, хотя есть разные поручения, которые предусматривают их дальнейшее сокращение. Понятно, что такого рода предприятия часто деформируют конкурентные рынки. Крайне высоким остаётся процент закупок у единого поставщика. Сохраняются разрывы между регионами в тарифах коммунального комплекса. Причём я имею в виду, конечно, регионы сопоставимые, то есть те, которые находятся в сходных экономических и природно-климатических условиях.

В прошлый четверг я проводил совещание по вопросам конкуренции, мы говорили о задачах на будущее. Хочу ещё раз обратить внимание на те поручения, которые были даны ранее. Каждое ведомство должно подготовить план мероприятий – «дорожную карту» – развития конкуренции по отраслям с чёткими и в то же время реалистичными задачами на ближайшую перспективу.

Кроме того, нам нужно более оперативно проводить ревизию действующего законодательства. Это касается и законодательства об инфраструктурных, или естественных, монополиях, и тарифном регулировании. Нужно развивать современное регулирование тех высокотехнологичных рынков, над созданием которых мы в настоящее время работаем. Я имею в виду и новую программу «Цифровая экономика», и инновационное предпринимательство. Прошу руководителей всех министерств и ведомств с должным вниманием отнестись к сделанным в докладе Федеральной антимонопольной службы выводам, которые мы сегодня обсудим. Более подробно доложит руководитель Федеральной антимонопольной службы.

Обсудим также поправки в ряд законов, которые регулируют розничную торговлю лекарствами дистанционным способом. Лекарства, которые покупаются по интернету, должны быть качественными, безопасными. Чтобы избежать бесконтрольной торговли в сети, защитить людей от подделок, мы вводим правило дистанционной продажи, дистанционной розничной торговли. Продавать можно будет лекарства, которые предназначены для медицинского и ветеринарного применения. Только те лекарства могут продаваться, которые в обычной сети отпускаются без рецепта. Запрещается розничная интернет-торговля рецептурными лекарствами, наркотическими и психотропными средствами. Торговать в розницу через интернет смогут аптечные организации, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность. Она включает в себя не только продажу, но и определённые условия приёма и хранения лекарств. Аптечные сайты, которые будут эти правила нарушать, подлежат закрытию. Они будут блокироваться в досудебном порядке и включаться в реестр ресурсов, которые содержат запрещённую для распространения информацию.

Кроме этого у нас сегодня один из вопросов посвящён поддержке семей с детьми. Правительство старается делать эту поддержку максимально адресной. Сегодня мы распределим дополнительные средства на ежемесячную выплату нуждающимся семьям при рождении третьего ребёнка и последующих детей. Эта мера действует в 50 регионах. На неё в бюджете текущего года мы распределили уже почти 16 млрд рублей, но требуются дополнительные средства для осуществления таких выплат 25 регионам, что само по себе отрадно, потому что это означает рост рождений. Проект распоряжения Правительства предусматривает выделение более полумиллиарда рублей на софинансирование таких обязательств регионов.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/29538/