Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Вступительное слово Дмитрия Медведева 

Брифинг Максима Орешкина по завершении заседания

Брифинг Дениса Мантурова по завершении заседания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Уважаемые коллеги, у нас сегодня заседание президиума Совета по приоритетным проектам. Тем, как обычно, несколько. Начнем рассмотрение вопроса по паспорту программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости». Также рассмотрим проект паспорта по оздоровлению Волги, обсудим направление «Международная кооперация и экспорт», внесём некоторые технические изменения в паспорта других программ.

Начнём с производительности труда. От этого показателя действительно во многом зависит, насколько здоровой является экономика. Мы только что прогноз рассматривали с коллегами на совещании, и там тоже тема производительности труда звучала – вообще, насколько устойчива и конкурентоспособна и экономика в целом, и компании в частности. К сожалению, наша страна сильно уступает по этому показателю развитым государствам. По данным Организации экономического сотрудничества, в 2015 году производительность труда в нашей стране (это ВВП на час отработанного времени) была в два раза ниже, чем в других странах Организации экономического сотрудничества и развития. Парадокс в том, что при этом наши граждане работают не меньше, а даже больше, в среднем это получается около 2000 часов против 1750 приблизительно часов в странах ОЭСР. То есть мы вкладываем много сил, времени, а на выходе результаты весьма средние. Почему так происходит? Во-первых, из-за недостаточной конкуренции в экономике, а значит, недостаточного количества стимулов к наращиванию производительности труда.

Во-вторых, из-за технологического отставания, которое у нас накопилось в целом ряде отраслей.

В-третьих, из-за того, что руководители компаний, да иногда и руководители регионов, и федеральных органов власти не обладают всеми нужными знаниями для работы в условиях современной экономики, современных технологий, включая цифровые технологии. Картина мира меняется каждый день, мы это понимаем. Чтобы ей соответствовать, требуется постоянная учёба, самосовершенствование. И диплома просто очень хорошего вуза уже совершенно недостаточно.

Среди других факторов, которые тормозят производительность, – нехватка инвестиций, несовершенство законодательства (это тоже, конечно, есть) и множество административных барьеров. Для решения этих проблем был разработан этот проект по производительности труда.

Какие шаги предлагается сделать? Во-первых, на федеральном уровне идёт речь о формировании пакетов специальных мер для работающих людей и компаний. Речь идёт и о налоговом стимулировании, и об оптимизации кадрового делопроизводства. Отдельно речь идёт о поддержке самозанятых граждан и трудовой мобильности за счёт применения повышающего коэффициента при учёте расходов на подъёмные, на обучение, на переобучение работников.

По итогам 2017–2018 годов мы посмотрим, как можно улучшить и трудовое законодательство.

Второе, о чём идёт речь: будут разрабатываться региональные программы повышения производительности труда, поддержки занятости. Министерство на первом этапе отобрало 16 регионов, где на предприятиях заработают перечисленные меры государственной поддержки. Компании, конечно, тоже должны приложить усилия для оптимизации своего производства и бизнес-процессов, построить эффективную систему труда, мотивации сотрудников, не допускать травм на производстве.

Понятно, что модернизация предприятий приведёт и к высвобождению части работников. Службы занятости, местные власти должны быть готовы к такому развитию событий, вовремя организовывать курсы переквалификации, активно помогать в поиске работы.

Третье. Менеджмент компаний и регионов, где выполняются программы повышения производительности труда, должен будет и сам пройти необходимое обучение, освоить навыки работы в цифровой экономике, современные управленческие практики. Придётся использовать различные обучающие форматы, дистанционное образование. В качестве преподавателей будем приглашать и успешных предпринимателей, и государственных служащих, преподавателей российских и зарубежных.

Наконец, в-четвёртых, предлагается создать центр компетенций в сфере производительности труда на базе Внешэкономбанка, который будет «единым окном» доступа компаний к имеющимся мерам государственной поддержки. При разработке этих мер учитывался опыт стран, для которых госполитика в области производительности труда стала приоритетом. Речь идёт о Германии, Японии, Малайзии, некоторых других странах. Мы также руководствуемся опытом наших российских регионов, которым удалось добиться впечатляющих экономических успехов в этой сфере, – это, скажем, Татарстан, Калужская область, некоторые другие субъекты Федерации. Посмотрим на это тоже.

Теперь по другим проектам сегодняшним. По «Международной кооперации и экспорту». Этот проект тоже связан с производительностью труда. Важно, чтобы наша индустрия ориентировалась не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Мы занимаемся импортозамещением, но это не означает, что мы должны поддерживать продукцию любого качества. Товары должны быть, как и услуги, на высоком уровне, по адекватным ценам. Экспорт в этом случае – это очевидное и вполне объективное мерило качества, потому что за границей всякие слабые разработки, плохие товары брать не будут. Это действительно очевидный индикатор успеха для компаний, именно поэтому мы такой приоритет и разработали. Речь идёт о том, чтобы посмотреть конкретные меры по развитию таких отраслей, как авиастроение, автопром, железнодорожное машиностроение, сельхозмашиностроение.

И третий проект, на котором я остановлюсь, посвящён оздоровлению Волги. Мы подробно это обсуждали на выездном совещании, которое я проводил в Волгограде 8 августа. Там приняты решения, были даны поручения. Сегодня мы утвердим паспорт приоритетного проекта. Сейчас на берегах этой крупнейшей реки у нас живёт 60 млн человек, это треть российского населения. Здесь половина промышленного производства сконцентрирована, с этим связаны и проблемы Волжского бассейна. 

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/29033/