Встреча Дмитрия Медведева с руководителями предприятий рыбохозяйственной отрасли Дальнего Востока
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Германа Зверева
Сообщение председателя рыболовецкого колхоза имени В.И.Ленина (Камчатский край) Сергея Тарусова
До начала встречи Председатель Правительства посетил рыбохозяйственное предприятие «Соловьёвка» в одноимённом селе Корсаковского района Сахалинской области.
Предприятие создано в 1998 году и занимается промышленным рыболовством и производством мороженой рыбы и морепродуктов. Основным сырьём являются лососёвые. При обработке рыбной продукции используется технология воздушной заморозки, что значительно повышает качество продукции.
Предприятие является участником региональной программы «Доступная рыба», сбывая свою продукцию прежде всего на территории Сахалинской области. Благодаря высокому качеству продукция предприятия также пользуется спросом в Японии и США.
На заводе имеется цех переработки рыбы-сырца и морепродуктов мощностью 150 т/сут., морозильные мощности на 160 т/сут., холодильные мощности единовременного хранения на 3,5 тыс. т.
Численность работников предприятия – около 250 человек.
По итогам 2016 года предприятием «Соловьёвка» добыто более 580 т рыбы-сырца и произведено продукции на 70,4 млн рублей.
Встреча с руководителями предприятий рыбохозяйственной отрасли Дальнего Востока
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня собрались, чтобы обсудить развитие рыбохозяйственного комплекса на Дальнем Востоке. Я позвал на встречу руководителей предприятий и руководителей самых разных ведомств, которые отвечают за развитие отрасли. Послушаем предложения, которые звучат, обсудим возможные пути решения проблем. Проблем, естественно, много, но есть и современные подходы, которые мы могли бы использовать. Давайте посоветуемся.
В последние несколько лет мы активно занимались обновлением рыбохозяйственного комплекса – во всяком случае, в сравнении с тем, как это было в предыдущее десятилетие. Ввели новую систему государственной поддержки. Я имею в виду квоты на инвестиционные цели. Их со следующего года смогут получать организации, которые вкладывают деньги в строительство современных рыбопромысловых судов. Заявки уже поступают на эту тему.
Есть ещё один документ, я его привёз, ещё не подписал. Сегодня посоветуемся, и подпишу. Это правила, которые корректируют порядок предоставления этих квот, а именно уточняют правила обмера судов. Тема тоже известная. Сейчас существуют определённые расхождения по поводу того, что считать длиной судна, существует несколько способов и стандартов измерений. Давайте также посоветуемся, каким образом здесь поступить. В той версии документа, которую я привёз, указывается, как рассчитывать длину, чтобы избежать путаницы. Знаю, что есть разные подходы, давайте на эту тему поговорим.
Также я подписал постановление Правительства, которое направлено на реализацию закона о рыболовстве. Оно касается тех, кто добывает рыбу в Баренцевом, Балтийском, Чёрном морях за пределами внутренних вод, территориального моря и континентального шельфа России.
В целом по России рыбная промышленность развивается в последние годы неплохо. Мы посмотрели местное рыбоперерабатывающее предприятие «Соловьёвка», где проходит наша встреча. Оценили, как всё устроено, как идёт процесс переработки рыбы, какие есть перспективы, кто является потенциальными заказчиками и покупателями.
В этом году общий вылов рыбаков уже превысил 3 млн т по стране. Это почти на 3,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Хотя, напомню, в прошлом году был рекорд за последние 20 лет. Также почти на 30% вырос экспорт по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным, которые у меня есть, около 80% рыбы и рыбопродуктов, которые попадают на стол к российским потребителям, теперь российского производства. Эта ситуация весьма сильно отличается от того, что мы имели 10–15 лет назад. При этом цены на рыбу и морепродукты более или менее стабильны. Индекс потребительских цен на них в июле этого года к декабрю прошлого года вырос приблизительно на 1,5%. Надо и дальше следить за тем, чтобы не было резких скачков.
Если говорить о дальневосточном рыбохозяйственном комплексе, то он самый крупный в России. Здесь практически две трети рыбы вылавливается. В этом году улов составил более 2 млн т. Здесь же производится более половины, а именно более 60%, всех российских рыбных продуктов и консервов. На Дальнем Востоке неплохо развивается аквакультура. Всего на территории округа работает 65 рыбоводных хозяйств, большинство из них – в Приморском крае. Есть система поддержки наших рыбоводов, им выделяются участки, субсидии из бюджета. Это касается и займов на приобретение кормов, рыбопосадочного материала, оборудования, на модернизацию инфраструктуры. Результаты такой поддержки есть. В прошлом году в Дальневосточном округе было произведено почти в два раза больше продукции товарной аквакультуры, чем в 2015 году. То есть изменения всё-таки происходят.
Но, как я уже сказал вначале, и проблем в отрасли достаточно. Надо наладить – и это, наверное, одна из важнейших задач, с которой пока, надо признаться, мы не до конца справляемся, – поставки продукции из Дальневосточного округа по всей стране, преодолеть технологическое отставание производства (оно тоже, очевидно, имеется) и решить целый ряд других проблем, включая различные ограничения, которые имеют место. Часть из них, во всяком случае, точно могла бы быть преодолена.
Давайте обсудим, какие есть предложения. Сначала послушаем сообщение руководителя Агентства по рыболовству Ильи Васильевича Шестакова, а потом послушаем наших коллег и обсудим текущую ситуацию.
И.Шестаков: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Действительно, в 2018 году отечественный рыбохозяйственный комплекс завершает десятилетний цикл развития, который был связан с историческим правом наделения квотами, и приступает к новому этапу реализации проектов по инвестиционным квотам. Мы считаем, что объём, который был достигнут рыбаками в 2016 году, это, конечно, рекордный показатель. Но мы не планируем останавливаться на достигнутом, задача – превысить пятимиллионный рубеж. Здесь важно, что в 2016 году мы возобновили, после более чем 25-летнего перерыва, промысел сардины иваси, скумбрии, вылов которой составил в прошлом году всего лишь 9 тыс. т. Надеемся, что в этом году мы сможем улучшить результаты. В целом, по прогнозам учёных на ближайшую перспективу (10–12 лет), мы сможем добывать порядка миллиона тонн этих видов рыб.
Хотел бы сказать о перспективном для нас сегменте в отрасли, это аквакультура. В 2014 году вступил в силу новый закон, по сути, только с 2015 года он начал действовать. По результатам 2016 года выпуск продукции аквакультуры превысил 200 тыс. т, а рост в целом по стране составил 16%. В рамках механизма распределения рыбоводных участков под выращивание марикультуры на Дальнем Востоке оформлено в пользование более 30 тыс. га акватории, к настоящему моменту подготовлено для реализации через аукционную систему ещё 46 тыс. га.
Несколько слов о финансовых показателях. Оборот организаций отрасли составил 291 млрд рублей, что в действующих ценах на 11% больше, чем в 2015 году. Вклад рыбохозяйственного комплекса в ВВП составил 218 млрд рублей, что на 6,6% выше уровня 2015 года.
Объём поставок отечественной рыбной продукции на экспорт в 2016 году несколько возрос, но это произошло не за счёт сокращения поставок на внутренний рынок, а за счёт дополнительных объёмов производства. Одновременно сократился общий объём импорта рыбной продукции на 8,7%. Однако, несмотря на положительные темпы роста добычи, валового оборота, экспорта, отрасль всё ещё сильно ориентирована на сырьевую модель развития. По некоторым видам водных биологических ресурсов, таким как минтай и сельдь, доля мороженого сырья в производстве и экспорте составляет более 70%. Применительно к этой проблеме был разработан механизм поддержки инвестиций в создание мощностей по глубокой переработке уловов – это предоставление и закрепление квот на инвестиционные цели, и мы предусмотрели, чтобы эти предприятия и суда были оснащены современными перерабатывающими технологиями и безотходным производством.
На сегодняшний день, по нашим данным, на стадии проработки находятся порядка 40 контрактов на строительство рыбопромысловых судов и 15–20 рыбоперерабатывающих заводов. Из них порядка 15 судов и 10 заводов – в Дальневосточном бассейне. Всего в результате реализации механизма инвестквот ожидается строительство свыше 100 судов и 20 крупных береговых заводов, что, по нашим расчётам, позволит увеличить годовой вклад отрасли в ВВП более чем на 50 млрд рублей. Данные новые мощности, по нашим оценкам, позволят достичь и внушительного роста экономической отдачи от освоения биоресурсов – свыше 50% в среднем на тонну вылова – за счёт глубины переработки и безотходности производства.
Другой критически важной задачей для достижения поставленных целей является опережающее развитие логистической и портовой инфраструктуры, способной предложить качественный сервис по хранению и дистрибуции готовой продукции.
По результатам 2016 года объём перевалки рыбной продукции через российские порты превысил 1,5 млн т. Объём поставок увеличился и по железной дороге во внутригосударственном сообщении и составил около 670 тыс. т.
Мы совместно с «Российскими железными дорогами» в течение 2016 года вели работу по оптимизации схем доставки рыбной продукции. По итогам работы рабочей группы введены в пользование восемь новых скорых поездов со сроками доставки в Центральный федеральный округ со станций отправления на Дальнем Востоке в течение семи-восьми дней.
В части управления объектами портовой инфраструктуры в течение последних лет была выстроена и внедрена система договорных отношений, согласно которым практически все ключевые объекты гидротехнических сооружений федеральной собственности переданы арендаторам.
Но что самое важное: мы в договоры аренды включили инвестиционные обязательства по капитальному ремонту и развитию портовой инфраструктуры.
С точки зрения развития и привлечения инвестиций стратегически важным для нас является развитие холодильных мощностей. У нас их недостаточно. И конечно, строительство новых, современных холодильных мощностей даст возможность осуществлять хранение у себя, а не за рубежом, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
На сегодняшний день в разработке находится два крупных проекта по строительству холодильников в портах Дальневосточного бассейна совокупной ёмкостью хранения 60 тыс. т, что примерно равно 80% существующих мощностей холодильных складов на Дальнем Востоке.
Также мы самостоятельно осуществляем развитие отдельных вверенных объектов. В настоящее время ведётся реконструкция причальных стенок нового терминала в порту Петропавловска-Камчатского. Проект включает в себя новые холодильные мощности и площадку для рефконтейнеров.
Помимо текущих задач отрасль в своём развитии также должна сформировать и долгосрочные цели с учётом требований национальной продовольственной безопасности, открывающихся рыночных перспектив. В этой связи мы в 2017 году предложили новую концепцию долгосрочного развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. Соответствующий проект был рассмотрен на заседании Правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, и с учётом доработки поручено до 1 ноября внести его в Правительство.
Концепция формулирует комплексный план действий по значительному повышению экономической отдачи от переработки, в первую очередь за счёт выстраивания вертикальных цепочек от вылова до конечного продукта. Здесь хотел бы уточнить, что реализация будет осуществляться за счёт строительства береговых предприятий и нового эффективного флота. В этой связи в качестве важного инструмента достижения поставленных целей ещё раз хотел бы сказать про квоты на инвестиционные цели.
Помимо этого стратегия предусматривает и такие направления, как развитие аквакультуры, новые перспективные объекты промысла, о которых я уже говорил, – сардина и скумбрия. И конечно, для нас важнейшим является в перспективе до 2030 года возврат в зону промысла Антарктики для добычи антарктического криля.
В завершение хотел бы отметить ряд направлений, по которым нам предстоит продолжить работу.
Во-первых, необходимо более активно работать над регламентами контролирующих органов в части сокращения избыточного контроля, оптимизации процедур оформления судов и грузов, таможенного оформления поставок зарубежных комплектующих при осуществлении ремонтов и комплексного обслуживания промыслового флота на территории России.
Основная задача – создание не только инфраструктуры по перевалке и хранению рыбной продукции, а в целом центров по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота.
Для реализации проектов строительства перерабатывающих мощностей важным является также, чтобы и регионы активно были вовлечены в процесс, предоставляя под береговые заводы всю необходимую инфраструктуру для строительства. Иначе просто и заводы, и наше решение по инвестиционным квотам не достигнут своей цели.
Также считаем важным вести постоянный мониторинг и анализ предложений по реализации постановлений по инвестквотам с целью возможной дальнейшей точечной настройки.
Д.Медведев: Давайте теперь послушаем наших коллег, которые отрасль представляют. Начнём с ассоциации рыбопромышленников. Пожалуйста, Герман Станиславович Зверев.
Г.Зверев (президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В сфере рыбопереработки действительно наметилась неплохая динамика. Обновляются действующие производства. Доля полностью изношенных основных фондов в рыбопереработке сократилась с 30% в 2006 году до 6%.
Есть проекты строительства новых заводов, 10 проектов на Дальнем Востоке. Для стимулирования строительства таких заводов предполагается выделять инвестиционную квоту в размере 120 тыс. т водных биоресурсов. Эти 120 тыс. т будут состоять из кусочков инвестквоты в восьми морских районах Дальнего Востока. И, конечно, например, для завода на Южных Курилах, который перерабатывает свежий минтай, кусочек инвестиционной квоты за 2,5 тыс. км в Беринговом море или на севере Охотского моря за 1,5 тыс. км не очень интересен – не то, что нужно: далеко и нерентабельно.
Поэтому мы предлагаем разрешить использовать эквивалентный инвестиционной квоте объём ресурсов из ближайшего к построенному рыбоперерабатывающему заводу морского района – конечно, только при условии, если у инвестора, который построил этот завод, имеется квота в этом морском районе.
Мы просим рассмотреть возможность внесения соответствующей поправки в постановление Правительства №632 от 25 мая. Предварительно с Росрыболовством эта идея обсуждалась, и она будет достаточно точной и верной, точно так же, как те изменения в правила обмера судов, которые подготовлены Правительством. Абсолютно верное решение.
Такая поправка будет стимулировать не просто покупку оборудования, а создание перерабатывающих приёмных комплексов с холодильниками, с причалами и на Сахалине, и на Камчатке, и в Приморье.
Ещё одна проблема. В 2014 году к сфере действия федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не были отнесены полномочия должностных лиц пограничной службы при осуществлении выгрузки, приёмки, перегрузов уловов водных биологических природных ресурсов и производства продукции из них.
Как результат, особенно при доставке уловов прибрежных на берег для береговых предприятий, происходят многократные проверки таких рыбопромысловых судов, таких уловов. При увеличении поставок продукции на берег, особенно скумбрии, иваси, что сейчас ожидается, при такой системе неизбежно произойдёт увеличение проверок предприятий и неизбежны будут сбои в их работе.
Это не нужно рыбакам, да и пограничникам, конечно, не нужно. Поэтому, Дмитрий Анатольевич, просим рассмотреть возможность разработки законопроекта, которым изменяется соответствующая норма федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части полномочий пограничной службы в сфере водных биоресурсов. И в целом поработать над совершенствованием системы пограничного контроля в этой сфере, потому что в ней содержатся такие элементы, которые в новом законодательном поле, может быть, чуть-чуть и подустарели.
И в заключение. В следующем году у всех рыбопромышленных предприятий истекает срок действия заключённых в 2008 году договоров о закреплении квот на 10 лет. Эти договоры должны будут в следующем году перезаключаться на новый, 15-летний период. Минсельхоз России подготовил проект постановления о порядке перезаключения таких договоров.
Документ в целом понятный, но в нём есть два существенных риска.
Первый риск – на подачу заявки отводится всего 20 рабочих дней, а малейшая техническая опечатка в заявке приводит к безвозвратному отклонению заявки, несмотря на то, что она представлена предприятием, которое работало.
И второе – сам расчёт закрепляемой за предприятием доли производится непрозрачно, а базовые для расчёта показатели пока отсутствуют в открытом доступе.
Дмитрий Анатольевич, большая просьба от отрасли – дать поручение доработать этот проект постановления Правительства с учётом тех замечаний и предложений, которые есть.
Д.Медведев: Я в конце итоги подведу. Но на то, что Вы сказали, с учётом важности этих проблем я сразу отреагирую.
Во-первых, по порядку распределения квот этими самыми кусками, о которых Вы сказали. Действительно, достаточно долго обсуждалось, как это делать. Два подхода в целом по распределению квот рассматривалось. Один – когда все квоты на каждый объект ложатся, второй – по пакетному принципу. Понимаю те проблемы, которые существуют. Поручение по поводу того, чтобы как минимум обсудить возможные варианты по распределению квот такого рода, я по итогам нашего сегодняшнего совещания Росрыболовству с привлечением вашей организации и вообще всех заинтересованных лиц дам. Обсудите и постарайтесь выработать какой-то оптимальный механизм. Думаю, что это правильно.
По поводу полномочий мы ещё коллег послушаем. Наверное, часть документов носит уже исторический характер, какие-то полномочия могут быть и изменены, и пересмотрены. Здесь нужно провести детальный анализ законодательства с участием и представителей рыбной отрасли, и представителей пограничной службы, Министерства экономического развития, наверное. Поручение такого рода я тоже сформулирую.
По поводу перезаключения договоров (понимаю, насколько это важное событие) на новый пятнадцатилетний период. Это длительный срок. За эти 15 лет у нас отрасль должна, как справедливо сказал руководитель Росрыболовства, выстрелить далеко вперёд. Для этого есть все условия. Самое главное, есть желание самих рыбаков и воля государства. Поэтому нужно максимально тщательно этот документ проработать.
Я знаю, что Минсельхоз проекты документов уже подготовил, которые учитывают в том числе некоторые пожелания, Вами озвученные. Во-первых, право отозвать заявку для того, чтобы внести в неё исправления (это совершенно очевидно), и подать новую заявку взамен предыдущей. Это должно быть сделано. Продление срока подачи заявки и некоторые другие процедуры – я прошу Росрыболовство с вашим участием этим всем позаниматься. Договорились.
У нас ещё от отрасли выступление Сергея Борисовича Тарусова, председателя колхоза имени Ленина, из Камчатского края.
С.Тарусов (председатель рыболовецкого колхоза имени В.И.Ленина, Камчатский край): Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Наше предприятие первым приступило к исполнению постановления, касающегося инвестиционных квот. Мы, даже не дожидаясь постановления, уже заложили три киля на судостроительной верфи «Янтарь» (Калининград, Прибалтийский завод). Уже в этом году, 17 ноября, Дмитрий Анатольевич, первое судно будет спущено на воду. Поэтому я, пользуясь случаем, хотел бы Вас пригласить на торжественное мероприятие.
Д.Медведев: Спасибо.
С.Тарусов: Стоимость этого проекта составляет более 4 млрд рублей. Суда эти уникальные, не имеют аналогов в Российской Федерации, будут построены по современным мировым технологиям. Главная особенность этих судов – они способны доставлять сырец без изменения качества в течение семи суток. Это именно та проблема, с которой сталкивались раньше рыбаки, которые поставляли сырец на береговую переработку, непосредственно сдавали сырец в Петропавловске-Камчатском.
Суда способны вести промысел различными орудиями лова. Это кошельковый невод, о чём говорил Илья Васильевич (Шестаков), – они будут готовы осваивать вновь подходящие в наши зоны ресурсы: сельдь иваси, скумбрия. Также они будут вести промысел и тралами. За одно траление судно способно поймать до 300 т одномоментно, несмотря на свои небольшие размеры.
Вместе с тем мы планируем построить (уже созданы проекты) два современных рыбоперерабатывающих комплекса на побережье Камчатки. Один – на восточной Камчатке (это Петропавловск-Камчатский), второй береговой комплекс будет построен в посёлке Октябрьский – это уже западное побережье Камчатки, Охотское море. Стоимость этих двух заводов, двух проектов составляет порядка 4,5 млрд рублей. Они будут оснащены современным технологическим оборудованием. В Петропавловске-Камчатском завод будет в состоянии принимать до 1 тыс. т минтая в сутки. То есть это современный рыбопромышленный комплекс. Более того, заводы эти будут способны выпускать более 150 видов наименований готовой продукции. Именно готовой продукции – мы будем уходить от полуфабрикатов, которые выпускали раньше непосредственно в море. В основном заводы будут заточены на доставку продукции на территорию Российской Федерации. Я думаю, это будет основная задача. К ней мы готовы приступить уже в начале следующего года.
Пользуясь случаем, я бы хотел отметить ряд моментов, решение которых помогло бы более эффективно работать рыбопромысловому флоту на территории Дальнего Востока.
Дмитрий Анатольевич, мы уже непосредственно, как я рассказал, столкнулись со строительством судов. В постановлении Правительства очень жёстко обозначены этапы строительства. Это закладка киля, спуск на воду, установка главного двигателя, приём и сдача судна. Но не всегда получается, как пишем на бумаге, к сожалению.
Д.Медведев: Это правда.
С.Тарусов: Мы как заказчики своевременно перечисляем деньги согласно своим договорным обязательствам. Но есть объективные причины – не получается иногда у того же завода или поставщики срывают, поэтому хотелось бы, может быть, вернуться к этому вопросу.
Д.Медведев: Сергей Борисович, Вы скажите просто, что поменять в основном?
С.Тарусов: Дмитрий Анатольевич, может, разбег какой-то сделать, чтобы был люфт. Большую гибкость дать, чтобы просто немного гибче было. Чтобы было понимание.
Д.Медведев: Так, что ещё?
С.Тарусов: Вместе с тем сегодня существует законодательная норма. Правила рыболовства предписывают капитану промыслового судна с точностью до 5% определять количественный состав улова. Допустим, выбрал капитан трал, там 100–200 т, он должен с погрешностью в 5% прямо на борту судна в море его определить. Это очень сложно. Я сам в море работал, капитаном был. Действительно, это невероятно тяжело, бывает – попадаешь, бывает – нет. Поэтому просьба, Дмитрий Анатольевич, если возможно, проводить этот контроль непосредственно на берегу, когда суда приходят с уловом на берег. С участием контролирующих органов (это и погранконтроль, и санвласти) определять как объёмный состав, так и видовой состав. По видовому составу у нас тоже существуют жёсткие ограничения, которые требуют до 2% отличать виды улова.
Д.Медведев: Не поплывёт у нас общая контрольная ситуация?
И.Шестаков: Мы считаем, что можно это разрешить, это облегчит работу рыбакам. Главное, чтобы нельзя было тогда перегружать улов в море.
Д.Медведев: Вы с этим согласны?
С.Тарусов: Дмитрий Анатольевич, да. Пароход поймал, сразу идёт на берег, на сдачу. Есть мониторинг, поэтому контроль местоположения судна отслеживается буквально ежеминутно.
И последний вопрос, по инвестквотам, непосредственно по нашему инвестобъекту. Часть видов, которые нам Росрыболовство предоставляет в качестве инвестиций, мы ввиду конструктивных особенностей нового судна не сможем осваивать. Поэтому просьба тоже откорректировать и внести изменения, чтобы мы другую часть ресурса, которую новое судно не сможет осваивать, другим собственным флотом осваивали. Чтобы не потерять его и не быть оштрафованными, потому что за невыработку там предполагается штраф.
Д.Медведев: Понятно. Я тоже сразу отреагирую, потому что тема, очевидно, важная, волнует многих присутствующих. Собственно, ради этого все эти инвестквоты вводили – чтобы появлялись новые рыбопромысловые суда.
По поводу большей гибкости, связанной с оплатой отдельных этапов, давайте посмотрим. Я сформулирую поручение по итогам сегодняшнего совещания и в адрес Росрыболовства, и в большей степени в адрес Минпрома и Министерства экономического развития. Пожалуйста, подготовьте предложения на эту тему.
По контролю на берегу, о чём мы только что говорили. Раз руководство Росрыболовства здесь единую с вами позицию занимает, пожалуйста, можем тогда откорректировать правила, если это на уровне постановления Правительства принималось.
И по инвестквотам. Естественно, никто не заинтересован в том, чтобы вы что-то потеряли. Давайте тоже посмотрим здесь, что можем поменять.
С.Тарусов: Дмитрий Анатольевич, я хотел бы поблагодарить от рыбаков и дальневосточников российских за те меры господдержки, которые сегодня принимает Правительство. Мы их ощущаем. И в части инвестквот, и в части ТОР, территорий опережающего развития, – это действительно очень действенная мера, – и свободного порта Владивосток. Спасибо.
Д.Медведев: У меня лежит ещё один документ по ТОР. Сейчас я его дочитаю и по итогам нашего сегодняшнего совещания подпишу.
Источник: http://government.ru/news/28933/