Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Сергея Донского о приоритетном проекте «Оздоровление Волги»
Доклад Михаила Меня о строительстве и модернизации комплексов очистных сооружений
Сообщение губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова
Сообщение временно исполняющего обязанности губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова
Перед совещанием Председатель Правительства осмотрел с борта теплохода объекты водохозяйственной инфраструктуры Волгограда, в том числе строящиеся объекты берегоукрепления правого берега Волги.
Совещание о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги
Из стенограммы:
Д.Медведев: Мы сегодня встретились в рамках тех совещаний, которые у нас проходят по экологической проблематике. Одно из таких совещаний на прошлой неделе было проведено Президентом, оно было посвящено Байкалу. А второе совещание, наше сегодняшнее, посвящено защите от загрязнения нашей основной европейской реки Волги.
Это две очень важные экологические и в то же время человеческие темы, которые были определены ещё в Послании Президента, и сегодня мы будем говорить о предотвращении загрязнения и рациональном использовании Волги.
Прежде чем перейти к повестке, несколько слов о документе, который имеет непосредственное отношение к Волге. Я подписал распоряжение о внесении изменений в схему территориального плана страны, которые связаны со строительством Нижегородского низконапорного гидроузла.
Он должен быть сдан в эксплуатацию к 2021 году, после чего на этом мелководном участке реки будут сняты ограничения по грузо- и пассажироперевозкам. И сквозное судоходство по Волге как водной трассе международного значения будет сохранено, что исключительно важно.
Деньги на эти цели в проекте бюджета заложены. Общий объём финансирования строительства Нижегородского гидроузла составит порядка 43,5 млрд рублей.
Говорю об этом, во-первых, потому, что документ только что подписал, во-вторых, он имеет тоже непосредственное отношение к теме нашего сегодняшнего совещания.
Теперь по другим позициям, связанным с темой совещания.
Очевидно, что Волга – это действительно не просто символ России, неотъемлемая часть культурного кода нашей страны, её истории, уникальный природный памятник, но ещё и экономическая артерия нашей страны. Напомню, что в бассейне Волги живёт более 60 млн человек – больше трети населения страны. Это, конечно, и важнейшая транспортная составляющая, которая соединяет многие регионы, перевозит более половины всех речных пассажиров и грузов, источник воды и энергии для городов и посёлков, предприятий промышленности и сельского хозяйства. Здесь сосредоточено около 45% промышленного производства страны, примерно 50% сельхозпотенциала и более 20% всего рыбного промысла.
Так что очевидно, что проблематика, которой мы занимаемся, имеет, по сути, общегосударственное значение.
Очевидно и другое. Именно в бассейне Волги сложилась самая напряжённая экологическая ситуация, которая по многим позициям существенно хуже, чем общая ситуация в стране. В воды Волги попадает более трети – 38%, если говорить точно, – всех российских загрязнённых стоков. Причина известна: физический износ и технологическая отсталость очистных сооружений промышленных и муниципальных предприятий, их низкая эффективность. Не меньший вред причиняют отходы сельского хозяйства. Кроме того, река захламлена затонувшими судами. Ежегодно в Волгу сбрасывается свыше 5,5 куб. км загрязнённых сточных вод. Нормативная очистка проводится лишь в отношении 10% таких стоков. Со сточными водами в реку поступает свыше 2,5 млн т загрязняющих веществ в год. По разным оценкам, в бассейне находится от 2,5 тыс. затонувших плавсредств, включая не только обычные, но даже нефтеналивные. Так что ситуация весьма тревожная. Она осложняется, по мнению экологов, тем, что Волга уже исчерпала свои возможности по самоочищению. После постройки дамб волжские водохранилища стали практически непроточными, загрязнения не вымываются течением, а накапливаются на дне Волги. Это наносит серьёзный ущерб её биологическим ресурсам. Поэтому если ничего не предпринимать, то в недалёкой по историческим меркам перспективе волжская вода вообще может стать непригодной для людей.
Нам предстоит большая работа, чтобы река снова стала чистой. Для этого мы приступили к формированию нового приоритетного проекта по очищению и сохранению Волги в рамках соответствующего приоритета «Экология». Что нужно сделать в первую очередь: конечно, нужно наладить в Волжском бассейне экологический мониторинг состояния окружающей среды, запустить строительство, модернизацию очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства, внедрить на предприятиях наилучшие технологии по очистке сточных вод, а на вредных производствах в обязательном порядке установить современные автоматизированные системы контроля стоков. Это то, что нужно сделать в первую очередь.
Есть и некоторые другие проблемы, о которых мы тоже поговорим.
Особое внимание также нужно уделить низовью Волги, сохранению уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы. Собственно, мы здесь практически и находимся. Требуется дополнительное обводнение реки Ахтубы с Волгоградского водохранилища. Нужно в целом улучшать пропускную способность гидротехнических сооружений, восстановить проточность рек, создать условия для воспроизводства рыбы. Конечно, очень важно, чтобы идея по восстановлению Волги, по её сбережению дошла до каждого жителя приволжских регионов. Нужно развивать добровольческие начинания, волонтёрство. Понятно, что жить в нормальных условиях хотят все, пить нормальную, чистую воду, но для этого нужно помнить в том числе о том, чего нельзя делать.
Эта работа потребует системного подхода, скоординированных усилий со стороны федерального центра, всех приволжских регионов и, конечно, бизнеса. В регионах должны появиться свои проекты по очистке и сохранению Волги. Нам всем вместе нужно подумать, как эти проекты финансировать, как привлекать инвестиции. Сегодня мы поговорим о предложениях, которые на сей счёт имеются. Общий объём по программе, которая была разработана, составляет 257 млрд рублей. Это долгосрочная программа, она рассчитана до 2025 года, но это не означает, что мы должны всё это вынести на 2025 год в расчёте на то, что потом будет легче и деньги появятся. Нам нужно приступать к исполнению этой программы немедленно. Соединить все имеющиеся источники. В том числе посмотреть на перспективу 2018, 2019 и 2020 годов. По подсчётам Минприроды, требуется в следующем году около миллиарда рублей и потом приблизительно по 11 млрд рублей в 2019 и 2020 годах. Нужно подумать об источниках этих средств, но очевидно, что такие источники должны быть найдены.
Переходим к обсуждению. Слово Министру природных ресурсов и экологии. Пожалуйста, Сергей Ефимович (обращаясь к С.Донскому).
С.Донской: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Как Вы сказали, поступление в бассейн загрязнённых сточных вод, а также влияние объектов накопленного ущерба – это одни из ключевых причин, формирующих неблагоприятную экологическую ситуацию на Волге. На решение именно этих проблем нацелен приоритетный проект «Оздоровление Волги».
Теперь о конкретных механизмах и инструментах, которые мы в рамках этого приоритетного проекта хотим использовать и применять.
Первое – это ликвидация объектов накопленного экологического вреда. Она будет осуществляться в рамках утверждённого приоритетного проекта «Чистая страна», который сейчас уже действует. На сегодня выделено 69 «горячих точек» в различных регионах Волжского бассейна. По многим из них уже практически ведётся работа, плюс сейчас формируется перечень остальных объектов, исходя из рейтинга их опасности.
Предварительная оценка бюджета направления в рамках «Чистой страны» – 34 млрд рублей.
Теперь несколько слов о проблемах реки, связанных с регулированием стока. Строительство водохранилищ на Волге в своё время позволило решить многие водохозяйственные проблемы, но они тем не менее сказались на Нижней Волге. В результате было утрачено 98% нерестовых площадей белуги, 80% – осётра, 40% – севрюги. Из 3,5 тыс. га осетровых нерестохранилищ в нижнем течении Волги сохранилось всего 430 га.
Именно поэтому в проект отдельно мы включили комплекс мер по оздоровлению уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы. Мы предлагаем обеспечить дополнительное обводнение Ахтубы в меженные периоды путём строительства водопропускного сооружения с расходом около 100 кубометров в секунду. Этот проект предусматривает восстановление пропускной способности русел рек, мелиоративных систем, рыбоходных каналов, проведение рыбохозяйственной мелиорации. Эти задачи планируем решать совместно с Минсельхозом России, Росрыболовством, органами исполнительной власти Волгоградской и Астраханской областей. Здесь общий объём финансирования направления – 37 млрд рублей.
Теперь перейду к наиболее важной части приоритетного проекта – мерам по снижению антропогенного воздействия и сокращению поступления загрязнённых сточных вод. Здесь причина – неудовлетворительное состояние очистных сооружений. Это касается всех 17 регионов, прилегающих непосредственно к Волге. В качестве решения мы видим следующие мероприятия.
Первое. В ближайшее время Росприроднадзор проводит инвентаризацию источников негативного воздействия на водные объекты, их ранжирование по степени опасности. На основании результатов инвентаризации каждый регион подготовит региональные проекты по аналогии с федеральным.
Вторым шагом станет установка к 2020 году автоматизированных систем по контролю за сточными водами на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II категорий опасности.
И наконец, самый главный элемент проекта – это строительство, реконструкция, модернизация самих объектов очистки сточных вод жилищно-коммунального хозяйства и предприятий. Исходим из того, что строительство и реконструкция на предприятиях и в ЖКХ будут реализовываться на принципах наилучших доступных технологий, так называемых НДТ, и в связи с этим просим коллег из Минпромторга о приоритетной поддержке местных предприятий.
Хозяйствующими субъектами в рамках соответствующих соглашений с Росприроднадзором сейчас реализуется около 60 мероприятий по переводу водоснабжения на оборотное, сокращению сброса загрязнений общим объёмом инвестиций свыше 33 млрд рублей. И здесь важно, чтобы при реализации инвестиционных проектов в секторе коммунального хозяйства были задействованы максимально эффективные, отвечающие реалиям сегодняшнего дня инструменты финансирования. В связи с этим просим субъекты Российской Федерации совместно с Минстроем России, ФАС обеспечить целевое использование части средств от оказания услуг по водоотведению на реализацию проекта по модернизации очистных сооружений ЖКХ. Это поможет нам дополнительно аккумулировать, по нашим оценкам, порядка 7 млрд рублей в год.
Кроме того, важно, чтобы плата за негативное воздействие на водные объекты (а 95% этой платы остаётся в региональном бюджете) также была направлена на снижение этого воздействия, фактически целевым образом.
Также считаем необходимым обеспечить (срок – 2019 год) ввод нормы об обязательной очистке сточных вод предприятий – абонентов волжских водоканалов до их сброса в централизованной системе водоотведения. Напомню: ранее мы уже несколько раз переносили срок действия этой нормы закона о водоснабжении и водоотведении. Она существует, но с 2019 года, считаем, здесь её можно было бы уже применять.
Вместе с тем, учитывая комплексность задач проекта, его ресурсоёмкость, хотели бы подробно остановиться на источниках и механизмах финансирования. В целях стимулирования внедрения наилучших доступных технологий планируется создание специального фонда, наделённого функциями центра компетенций и финансового института. Аналогичный опыт есть уже в сфере ЖКХ (он накоплен в рамках деятельности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ), на базе которого мы и предлагаем поддерживать инвестиционные проекты по очистным сооружениям коммунальной инфраструктуры. Предварительно на поддержку деятельности фонда начиная с 2019 года потребуется не менее 10 млрд рублей ежегодно за весь период реализации проекта.
В качестве источников дополнительных доходов федерального бюджета на реализацию приоритетного проекта мы рассматриваем, во-первых, индексацию платы за пользование водными объектами. В соответствии с ранее принятыми решениями плата повышается на 15% ежегодно, что позволит за период реализации проекта дополнительно привлечь порядка 20 млрд рублей. Во-вторых, однократное увеличение ставки платы за использование акватории водных объектов, а также ставки платы за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Это позволит привлечь порядка 14 млрд рублей до 2025 года, 1 млрд рублей, в частности, – уже в следующем году. Последствия такой корректировки платы мы просчитали с коллегами из Минфина и пришли к выводу, что на ведении бизнеса она особо не скажется.
В целом бюджет приоритетного проекта составляет 257 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 114 млрд рублей, средства региональных бюджетов – 44,5 млрд рублей и внебюджетные источники – 98 млрд рублей.
Вместе с тем для реализации приоритетного проекта объективно существует потребность в дополнительных средствах федерального бюджета. В 2018 году она оценивается в 980 млн рублей, а в 2019 и 2020 годах – по 11 млрд рублей. Эти суммы приведены с учётом их использования на поддержку деятельности в том числе фонда по модернизации очистных сооружений.
В результате реализации проекта мы планируем добиться сокращения сброса загрязнённых вод в 9 раз, ликвидировать наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда и обеспечить сохранение биоразнообразия реки Волги, улучшение условий воспроизводства водных биологических ресурсов.
И ещё два направления, которые тоже поставлены в качестве цели, – это сохранить уникальную систему Волго-Ахтубинской поймы, дельту Волги и, самое главное, улучшить качество жизни 60 млн россиян.
Д.Медведев: Теперь по линии Минстроя комментарий. Пожалуйста, Михаил Александрович (обращаясь к М.Меню).
М.Мень: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые участники совещания! Сокращение загрязнённых водных объектов невозможно без реализации масштабных проектов по модернизации систем водоотведения.
Одним из самых эффективных способов модернизации коммунальных объектов являются механизмы концессионных соглашений. По Вашему, Дмитрий Анатольевич, поручению Минстроем проведена достаточно большая работа по созданию стимулов для заключения концессионных соглашений, и результат сегодня мы уже видим. На 1 июля заключено в стране 1676 концессионных соглашений на общую сумму более 210 млрд рублей. Из них 237 соглашений на сумму 82 млрд рублей – это как раз модернизация объектов водоотведения.
Хотел привести пример, поскольку мы на Волгоградской земле сейчас находимся: здесь реализуется крупнейшая концессия в сфере водоснабжения и водоотведения в Европе. В рамках её реализации общий объём частных инвестиций составит более 58 млрд рублей. В рамках данного проекта планируется достигнуть существенного улучшения качества питьевой воды, уменьшения количества перерывов в подаче воды, а также создать систему очистки всего объёма сточных вод.
Также хотел бы отметить, что в качестве дополнительной меры стимулирования заключения таких концессионных соглашений Минстрой через инструменты нашей госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ – выделяет средства на подготовку и реализацию соответствующих проектов. В настоящее время фондом одобрено 23 заявки на оказание поддержки по проектам в сфере водоснабжения и водоотведения. Общий объём финансирования – 2,6 млрд рублей.
Кроме того, мы ведём работу по изменению системы регулирования сброса сточных вод. У нас сегодня проблема существует в части того, что нормирование к сточным водам предъявляется по достаточно завышенным требованиям, по многим веществам гораздо жёстче, чем требования к качеству питьевой воды. Эта система основана на том, что практически все водные объекты формально признаются рыбохозяйственными, хотя фактически таковыми являются далеко не все объекты. Также существующая система нормирования сточных вод никак не учитывает особенности сброса сточных вод. Загрязняющие вещества образуются не самими водоканалами, а предприятиями, сбрасывающими сточные воды, содержащие металлы, нефтепродукты, другие вещества. При этом все санкции, как правило, за сброс загрязняющих веществ предъявляются к конечному водопользователю, то есть к водоканалу. С целью исправления данной ситуации принят закон, который предусматривает с 1 января 2019 года переход на нормирование сточных вод на основе технологических нормативов, установленных исходя из наилучших доступных технологий. Если на станции очистки воды применена технология, включённая в справочник НДТ, то сточные воды считаются достаточно очищенными и согласно новым поправкам водоканалы будут нести ответственность только за очистку стоков от веществ, характерных для бытовых стоков, а за остальное будет отвечать предприятие.
Строительство и модернизация очистных сооружений по новым правилам нормирования будет менее затратной, так как требования к качеству сточных вод, рассчитанные исходя из показателей НДТ, станут более реалистичными.
Этот закон позволит предотвратить рост финансовой нагрузки на водоканалы, а соответственно, и на население.
В заключение хочу сказать, что мы поддерживаем предложения Минприроды о создании соответствующего фонда и готовы к совместной работе по реализации этих задач.
А.Бочаров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, мы благодарим Вас за то, что в Год экологии, в год 75-летия начала контрнаступления под Сталинградом очень важный вопрос для нашей страны, её настоящего и будущего рассматривается здесь, на волжской земле, на берегу реки Волги, в городе-герое Волгограде.
Для Волгоградской области и её жителей Волга является важнейшим источником обеспечения, поддержания жизни и развития. Протяжённость Волги в границах Волгоградской области – более 300 км. С одной стороны, междуречье Волги и Ахтубы (Волжский бассейн), являясь уникальным со всех сторон природным объектом, создаёт на этой территории особые природно-климатические зоны, в которых расположены экологически ёмкие водно-болотные угодья, нерестилища ценных промысловых рыб, места концентрации птиц, в том числе глобально редких, места обитания животных, пойменные дубравы. Волго-Ахтубинская пойма шириной до 30 км простирается на 450 км от Волгограда до Астрахани.
С другой стороны, Волга по-настоящему является нашей кормилицей. Исторически значительная часть населения проживает на территории вдоль реки, пользуясь всеми возможностями, которые она предоставляет. А это порядка 2 млн человек. Вдоль реки расположены крупные города области. Только Волгоград имеет протяжённость порядка 100 км вдоль Волги. Крупнейшие металлургические, машиностроительные предприятия, предприятия химии, нефтехимии, энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и системы жизнеобеспечения расположены на берегах Волги.
Волгоград является портом пяти морей. Водные и транспортные артерии нашей страны имеют выход в Каспийское море, через Волго-Донской канал – в Азовское, Чёрное моря, через Волго-Балтийский канал – в Балтийское и Белое моря.
Эти процессы увеличивают антропогенную нагрузку на реку Волгу. Наносится существенный экологический ущерб самой реке и прибрежной зоне. Ярким примером может служить строительство Волжско-Камского каскада, строительство ГЭС. Наряду с существенными экономическими преимуществами возникает ряд экологических проблем, которые нельзя не замечать и не учитывать в ходе принятия решений по оздоровлению реки Волги.
Особое значение для нас и для всех, кто находится здесь, в низовьях Волги, и дальше, имеет вопрос, связанный с накопленными за десятилетия особо опасными отходами химпрома, находящимися в хранилищах, расположенных на берегу Волги. Необходимо срочно приступить к разработке проектно-сметной документации, а затем и к ликвидации всего этого накопленного ущерба. Это на самом деле очень тяжёлый и сложный вопрос, которому необходимо в данной концепции уделить особое внимание. Решение проблем низовья Волги, задача сохранения уникального природного комплекса Волго-Ахтубинской поймы требуют особого внимания со стороны властей всех уровней и комплексного решения.
В Волгоградской области во взаимодействии с профильными федеральными министерствами и ведомствами предпринят ряд шагов в этом направлении. Мероприятия долгосрочной комплексной региональной программы реализуются с 2014 года и направлены на: обеспечение водными ресурсами Волго-Ахтубинской поймы, защиту от негативного воздействия вод населения и объектов экономики, расчистку русел рек в целях увеличения их пропускной способности, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, охрану, восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов и, конечно, на обводнение и мелиорацию, которая имеет для нас первоочередное значение, особенно для жителей засушливых территорий области, в том числе граничащих с Казахстаном. Сегодня у нас здесь температура, уважаемые коллеги, 41–42 градуса, а в наших самых южных районах – Палласовском и Старополтавском – сейчас температура 51–53 градуса. И это температура постоянная во второй половине июля и в августе. Там у нас проживает – и не только проживают, а занимаются хозяйством, воспитывают детей – в общей сложности порядка 300 тыс. человек. Поэтому для нас вода в прямом смысле источник жизни. Уверен, все это понимают.
Хотел бы обратить внимание на некоторые проекты, которые либо уже реализованы на территории Волгограда и Волгоградской области, либо в ближайшее время, в течение этого года, будут реализованы, – на несколько объектов, которые мы считаем достаточно важными.
В этом году Волгоград завершил работу по локализации сброса в Волгу неочищенных канализационных стоков. И здесь уже есть определённый прогресс.
Второй момент. Мы завершили строительство дюкера через Волгу. Это два трубопровода, которые уходят в наши очистные сооружения, находящиеся на острове Голодный. В этом году, в июле, мы завершили эту работу, и сегодня два трубопровода все неочищенные стоки направляют туда.
В этом году мы завершаем первый этап работ по берегоукреплению (это больше 3 км) и планируем приступить в 2018 году к следующим объектам. Также мы завершаем в этом году берегоукрепление в Новониколаевском районе. Тот проблемный объект, Дмитрий Анатольевич, в Светлоярском районе, на котором был допущен с нашей стороны ряд недоработок, в этом году уже завершили. Водоочистные сооружения в Краснооктябрьском районе города Волгограда сданы будут в этом году. Шесть районов Волгограда будут запитываться именно из этого источника.
Необходимо отметить, что две современные лаборатории, отвечающие духу времени, построены здесь. И сегодня качество воды можно проверять в режиме онлайн.
Мы также понимаем, что нам необходимо продолжать работу по нашей набережной, берегоукреплению. Это большая работа, но здесь есть взаимопонимание у наших коллег с министерством.
Надо отметить, что мы продолжаем ликвидацию накопленного ущерба – свалок в Урюпинске и свалки в Кировском районе города Волгограда. Разрабатываем проектно-сметную документацию по ликвидации свалок в Городищенском районе, в Волго-Ахтубинском районе, в Дубровском районе.
Сегодня 30% основных водных объектов в Волго-Ахтубинской пойме подошли уже к расчистке, что очень важно. Мы темп терять не будем. Уверен, что наши коллеги здесь нам тоже помогут, потому что это наша совместная работа. Надеемся на реализацию этой программы.
По прогнозам отдельных экспертов, мы вступаем в устойчивую фазу маловодья, которая требует от нас новых взвешенных решений. С этой точки зрения показателен был 2015 год. Вода в Волго-Ахтубинскую пойму тогда практически не поступала. Кроме того, область столкнулась с сильной почвенной засухой. Дмитрий Анатольевич, я ещё раз скажу спасибо Вам, Правительству за то, что тогда Вашим решением Волгоградской области были выделены дополнительные средства – более полумиллиарда рублей, которые нам позволили, с одной стороны, наполнить Волго-Ахтубинскую пойму и облегчили жизнь нашим жителям. С другой стороны, это помогло нам подготовиться к урожаю 2016 года, и мы получили очень достойный урожай.
Дмитрий Анатольевич, мы понимаем, что вопросы достаточно серьёзные. По Вашему поручению, данному нам тогда, мы проработали механизм, который позволит в дальнейшем в большей части избежать подобных негативных ситуаций. Он предусматривает строительство дополнительного водопропускного сооружения с устройством мини-ГЭС из Волгоградского водохранилища в реку Ахтубу, которая и питает Волго-Ахтубинскую пойму, а также строительство по руслу реки Ахтубы четырёх насосных станций для подачи в пойму воды в меженный период. Механизм также предусматривает периодическую эксплуатационную расчистку замываемого Волго-Ахтубинского канала. Проект масштабный, амбициозный, требует межбюджетного софинансирования. Он может быть реализован в формате государственно-частного партнёрства с участием Минэнерго и Минприроды.
Мы сформировали и направили это и другие предложения для включения в проект федеральной Концепции рационального использования водных ресурсов и устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранения уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы и рассчитываем на его поддержку.
В рамках этих проектов мы также подготовили предложения в приоритетный проект «Оздоровление Волги». По части из них уже готова проектно-сметная документация. Мы отдаём себе отчёт, что все решения должны быть взвешенными и сбалансированными. В каждом решении важно учитывать не только задачи социально-экономического развития, но и задачи сохранения природы.
Просим включить наши предложения в проект решения сегодняшнего совещания и поддержать их в ходе рассмотрения.
Д.Миронов: Сохранение Волги является нашей общей приоритетной задачей, между тем состояние реки последние годы вызывает всё бóльшую тревогу и озабоченность, вода в Волге практически повсеместно имеет высокую степень загрязнения. Небольшой объём недостаточно очищенных сточных вод поступает в большинстве своём от объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры и промышленных предприятий. В связи с этим мы и выступили с инициативой разработки федерального приоритетного проекта сохранения и восстановления реки Волги. В границах Ярославской области на Волге расположено 29 очистных сооружений канализации, большая часть сбрасываемых сточных вод не соответствует требованиям санитарных норм. Некоторые выпуски канализации вообще не имеют очистных сооружений. Большинство же существующих очистных сооружений требуют полной модернизации с изменением технологий очистки, при этом часть из них уже не подлежит практически восстановлению и должна быть построена заново.
Подобное положение сложилось не только в Ярославской области, но и в других областях по всему течению Волги. Я считаю, что выход из сложившейся ситуации возможен только через проведение масштабной реконструкции и модернизации системы водопроводно-канализационного хозяйства. В настоящее время правительством Ярославской области прорабатывается региональный проект «Волга – чистая река России», реализация которого планируется непосредственно в рамках приоритетного проекта «Сохранение и восстановление реки Волги».
Целью проекта ставится улучшение экологического состояния реки, восстановление и сохранение природной среды для обеспечения благоприятных условий жизни населения путём сокращения антропогенного воздействия на реку Волгу и ликвидация объёмов накопленного вреда.
Учитывая значительный уровень финансовых вложений, в рамках регионального проекта планируется реализация мероприятий, которые финансируются с привлечением средств федерального бюджета, и мероприятий, финансирование которых будет обеспечено за счёт средств консолидированного бюджета Ярославской области, а также внебюджетных источников.
В настоящее время у нас сформирована межфункциональная группа управления региональным проектом «Волга – чистая река России». Разрабатывается паспорт проекта. Но для завершения этой работы необходимо сначала утвердить паспорт федерального приоритетного проекта «Сохранение и восстановление реки Волги». Также необходимо определить порядок и объёмы предоставления средств.
Хочу подчеркнуть, что Ярославская область не рассчитывает на финансирование проекта только из федерального бюджета – часть средств мы намерены изыскать самостоятельно. Для реализации регионального проекта в рамках реорганизации водохозяйственного комплекса планируется осуществить консолидацию активов организаций водопроводно-канализационного хозяйства путём объединения малых и средних муниципальных водоканалов на базе двух крупнейших. В результате этого в отрасль водоснабжения и водоотведения планируется привлечь значительные денежные средства, которые будут направлены на строительство и модернизацию очистных сооружений.
Также в рамках проекта планируется ликвидация трёх крупных объектов накопленного вреда окружающей среде – это кислогудронные пруды, «зелёные масла», которые находятся в непосредственной близости от реки Волги. Кроме того, правительством Ярославской области планируются и уже проводятся мероприятия по строительству объектов берегоукрепления, а также очистке береговой полосы.
Учитывая всё вышеизложенное, с целью эффективной реализации проекта сохранения и восстановления реки Волги Ярославская область предлагает: первое – конечно же, поддержать проект сохранения и восстановления реки Волги, определив источники его финансирования. Второе – реализацию приоритетного проекта «Сохранение и восстановление реки Волги» осуществлять с учётом мнения заинтересованных регионов. С этой целью создать рабочую группу по реализации проекта. Координатором группы я бы предложил определить Ярославскую область. Третье – заложить одним из целевых показателей приоритетного проекта «Сохранение и восстановление реки Волги» результаты мониторинга изменения качества воды в реке Волге. Четвёртое – рекомендовать субъектам Российской Федерации – участникам приоритетного проекта «Сохранение и восстановление реки Волги» обратить особое внимание на проведение мероприятий по охране водных объектов и соблюдение требований водного законодательства на водотоках, которые являются притоками Волги.
Мы убеждены, что предлагаемые меры обеспечат сохранение и восстановление реки Волги в интересах нынешнего и будущих поколений граждан России.
Д.Медведев: Хочу ещё раз отметить одну очень важную мысль. Этот проект по своему масштабу таков, что здесь действительно требуются консолидированные усилия всех, кто должен заниматься этой деятельностью, и соответствующее финансовое сопровождение. Иными словами, этот проект невозможно просто переложить на регионы или, допустим, сказать, что это бизнес должен привести очистные сооружения в порядок и на этом мы завершим. Это река, которая имеет государственное значение. Для европейской части нашей страны это просто важнейшая река, подчёркиваю ещё раз: 60 млн человек проживает здесь. Поэтому необходимо представить предложения – обращаю на это внимание Минфина, Министерства экономического развития и, конечно, Минприроды, других ведомств, коллег-губернаторов – о соединении всех возможных источников. 257 млрд рублей – это большие деньги. Понятно, они растянуты во времени. Но нам необходимо продумать, каким образом каждый год будет финансироваться эта программа путём сложения всех возможностей, о которых говорили коллеги.
Источник: http://government.ru/news/28770/