О развитии электрического и беспилотного транспорта в Российской Федерации

Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ».

Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ») основано в 1918 году.

Цели деятельности института – обеспечение инновационного развития отечественного автомобилестроения, инжиниринговая поддержка отечественных производителей по разработке, изготовлению прототипов (опытных образцов), испытаниям, повышение технического уровня, конкурентоспособности и комплексной безопасности автомобилей и их компонентов.

В настоящее время ключевыми научно-техническими проектами ФГУП «НАМИ» являются: пилотный проект по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране; проекты по разработке перспективных технических решений в области беспилотного транспорта, в том числе работающего на электротяге (на базе автобуса особо малого класса «Шатл»), комбинированных энергоустановок (на базе серийного автомобиля Lada Kalina), компонентов двигателей, работающих на газомоторном топливе; комплекс проектов по мероприятиям ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2014–2020 годах»; создание модельного ряда коробок передач с автоматическим управлением российского производства для специальной и коммерческой автомобильной техники класса грузоподъёмности от 4 до 30 тонн и более.

В рамках реализации Национальной технологической инициативы ФГУП «НАМИ» принимает участие в реализации плана мероприятий «Автонет» (AutoNet).

В конструкторском отделе института Председатель Правительства ознакомился с процессом компьютерного проектирования и виртуального анализа, а также осмотрел опытные образцы компонентов двигателя и электронных систем электрического и беспилотного транспорта.

Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании:

Сегодня мы обсуждаем очень интересное и перспективное направление, точнее, даже два направления – развитие электрического и беспилотного транспорта.

Ещё лет десять назад разговоры на эту тему выглядели практически фантастикой или во всяком случае чем-то очень далёким. Теперь это быстро наступающая реальность, которая серьёзно изменит и экономический, и социальный ландшафт, вообще изменит, может быть, некоторые философские представления. Именно поэтому мы видим и электродвижение, и беспилотный транспорт в качестве одного из основных направлений развития российского машиностроения.

Внедрение таких передовых технологий открывает новые возможности для городского планирования, для улучшения экологической обстановки. Мы должны по максимуму эти инновации использовать для экономического роста, для развития социальной сферы. Нам нужно добиться того, чтобы новые виды автомобилей из предметов технологической роскоши превратились в практичный массовый транспорт, продвигать их, чтобы повседневная жизнь людей становилась удобнее и безопаснее.

Электромобили уже сегодня можно встретить на улицах городов. За границей их больше, у нас меньше. В январе – марте текущего года  мировой  объём продаж увеличился на 40% по сравнению с тем же периодом 2016 года. По оценкам отраслевых экспертов, доля электромобилей в общем объёме выпуска составит не менее 17% к 2020 году, три четверти будут гибридными, а одна четверть, соответственно, электромобили.

Растёт популярность электромобилей и у нас. Хотя их пока немного, тем не менее разработаны модели электромобилей, наши крупнейшие автопроизводители уже сертифицировали и проводят опытную эксплуатацию автобусов с электрическим двигателем. Мы поддерживаем это направление развития, в 2017 году производителям городского наземного электротранспорта выделены субсидии на сумму 900 млн рублей. Есть предложение дополнительно поддержать спрос, создать более благоприятные условия – это и налоговые льготы, и экспортные стимулы для производителей компонентов электромобилей, – и вложиться, конечно, в инфраструктуру.

Давайте эти инициативы обсудим с учётом того, что сами автопроизводители должны предлагать и цену адекватную, которая устроит покупателей, и другие услуги.

В недалёком будущем все эти вопросы станут актуальными и для беспилотных автомобилей – ещё одного перспективного направления транспортной отрасли. 

Появление беспилотников должно привести к снижению числа дорожно-транспортных происшествий, к гармоничному распределению потоков, к удешевлению поездок. Беспилотными машинами смогут пользоваться и инвалиды, и несовершеннолетние. Очевидно, что такой транспорт в потоке машин должен обладать абсолютно совершенной интеллектуальной системой. Водить, безусловно, лучше, чем человек, принимать сложные решения, прогнозировать поведение других автомобилистов и пешеходов. И конечно, потребуется время, чтобы люди научились просто доверять автоматизированным машинам.

Наконец – это самая конкретная, наверное, история на сегодняшний день, – всё это потребует очень существенных изменений в законодательстве: в законодательстве транспортном, в Правилах дорожного движения, естественно, в страховых правилах. В общем, это отразится самым существенным образом на законодательстве, и законодательство мы должны готовить уже сейчас. Такие поручения даны, но это сложное дело, и потребуется кропотливая работа.

Наши учёные, инженеры активно занимаются разработкой беспилотников в рамках «дорожной карты» «Автонет» Национальной технологической инициативы. Цель – фактически с нуля создать в России отрасль беспилотного транспорта для пассажирских и  грузовых перевозок и закрепиться на мировых рынках.

Эту работу мы и дальше будем поддерживать, в том числе бюджетным финансированием. В этом году Правительство предоставляет 600 с небольшим млн рублей субсидий российским производителям транспортных средств с дистанционным и автономным управлением. В следующем году – сколько там, Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову)?

Д.Мантуров: Сумма будет не меньше. Наверное, даже больше.

Д.Медведев: Результаты уже есть. Сегодня мы посмотрели перспективные разработки Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. Прокатились на «Шатле». Важно, чтобы такие технологии создавались в нашей стране активно и продвигались в экономику, а не замирали на стадии единичных опытных образцов.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/28531/