Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Аркадия Дворковича о текущем статусе реализации проектов и финансовом обеспечении Национальной технологической инициативы в 2017–2020 годах
Сообщение руководителя направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Дмитрия Пескова об университете НТИ
Перед заседанием Дмитрий Медведев осмотрел выставку «Национальная технологическая инициатива: перспективные проекты для Новгородской области».
Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России
Из стенограммы:
Д.Медведев: Сегодня мы обсудим ход реализации Национальной технологической инициативы.
Уже в ближайшие десятилетия, а может, и годы структура мировой экономики принципиально изменится. Возникают не просто новые рынки, меняются сами основы экономики. Зарабатывать на этом будут те, кто сможет двигаться быстрее конкурентов, опоздавшие же останутся на обочине.
Пока мы движемся медленно. Национальная технологическая инициатива нам нужна для того, чтобы не бесконечно догонять лидеров, а самим быть лидерами, то есть вырастить такие технологии, которые будут определять направление развития, если хотите, диктовать технологическую моду.
Меняется не только экономика, меняется уклад жизни. Я только что встречался с молодыми людьми самых разных профессий. Всех их объединяет интерес к новым технологиям, которые они стараются использовать в своей работе. Понятно, что невозможно одновременно охватить всё, но по каким-то отдельным направлениям надо приложить максимум усилий, соединить возможности нашей науки, вузов, промышленных предприятий, добиться прорывных результатов.
За два с половиной года, то есть с того момента, как Президент в своём послании дал старт нашей научно-технической инициативе, мы создали организационную основу. В нашем президиуме регулярно действует межведомственная рабочая группа. По конкретным направлениям созданы рабочие группы (их 11) и реализуются «дорожные карты» (их 7). На базе Российской венчурной компании работают проектный офис и фонд НТИ.
Реализуются проекты. Они в разной стадии реализации – какие-то быстрее, какие-то медленнее, где-то больше удаётся, где-то меньше, тем не менее эти проекты идут. Их тематика связана с цифровым моделированием, геоинформационными системами, беспилотной техникой, нейроинтерфейсом. Сейчас некоторые разработки коллеги демонстрировали. Это на самом деле интересно, и что, может быть, особенно отрадно, часть из них уже имеет коммерческое использование, то есть они коммерциализованы. Перед нами стоит задача приспособить законодательство, потому что не везде оно у нас современное. Нам надо научиться превращать эти проекты в конкретные решения, которые можно применять в самых разных регионах. Не всегда есть необходимость применять такие разработки сразу в масштабах всей страны. Надо постепенно расширять эти возможности, стимулировать развитие пилотных площадок для внедрения новейших технологий. И в этом регионе этим занимаются. Андрей Сергеевич Никитин, как известно, стоял у истоков этой нашей инициативы в качестве руководителя Агентства стратегических инициатив.
Остановлюсь на некоторых позициях, которые, на мой взгляд, требуют нашего внимания.
Первое – нормативно-правовое регулирование. Законодательство консервативно в силу его природы. Это нормально. Но отдельные нормы могут блокировать эффективное внедрение новых технологий. Сейчас коллеги рассказывали, где мы продвинулись, а где не продвигаемся. Важно своевременно снимать избыточные требования, которые являются барьерами для новых идей. Вообще нужно продумать механизм, который аналогичен оценке регулирующего воздействия, но применять его в отношении НТИ. Задача – сделать нормативную среду максимально дружелюбной по отношению к инновациям.
Второе – финансы. Мы направляем на эту программу значительные бюджетные средства. В этом году с учётом переноса средств прошлого года финансирование программы составит почти 12,5 млрд рублей. Мы прорабатываем бюджет и на следующую трёхлетку. Сегодня мы это обсудим.
Также нужно обеспечить комплексное сопровождение инновационных проектов на всех этапах. Для этого в реализации НТИ уже задействованы наши профильные институты развития (Фонд содействия инновациям, центр «Сколково», «Роснано» и целый ряд других). Но эта координация могла бы быть более тесной. На ранней стадии проектов необходимы и гранты, и субсидии, и, конечно, венчурные инструменты. Одновременно нужно подталкивать наиболее успешные разработки к выходу на обычные условия привлечения инвестиций. Если проект действительно коммерчески перспективный, нужно активнее использовать и возвратное финансирование – конечно, там, где это возможно.
Мы уже обсуждали, что в рамках своей новой стратегии Внешэкономбанк мог бы здесь играть более активную роль. В меморандум о финансовой политике ВЭБа уже внесены соответствующие поправки.
Правила и деньги очень важны. Но не менее важно готовить специалистов, которые будут реализовывать эти проекты. Поэтому третье направление – кадровое. Здесь мы видим особое место для наших университетов. На предыдущем заседании президиума, 25 мая в Казани, мы обсуждали задачи студенческого технологического предпринимательства. Важно, чтобы все эти усилия работали и на решение задач НТИ.
В этом году мы предусмотрели 2 млрд рублей на развитие сети центров НТИ на базе университетов и научных организаций. Но речь может идти не только об университетах. Идеология НТИ в этом смысле шире. Она включает популяризацию технического творчества среди школьников, проведение олимпиады НТИ и технологических конкурсов. Реализуется программа развития детских технопарков – «Кванториумов». И всё это, конечно, очень хорошо и приносит определённые плоды.
Сегодня мы обсудим ещё одну «дорожную карту», которая посвящена кружкам.
А.Дворкович: О многом уже было сказано во вступительной речи, тем не менее постараюсь сделать ряд акцентов, которые касаются как статуса реализации Национальной технологической инициативы, так и вопросов её дальнейшего развития.
Первое. Что сделано? По принятым семи «дорожным картам» реализуются (и принято решение о финансировании) 15 проектов. Четыре «дорожные карты» находятся в стадии разработки и будут в ближайшее время, надеемся, утверждены. Об одной из них – «Кружковое движение» – Вы только что сказали. Это сквозная карта, которая направлена на поддержку развития всех направлений Национальной технологической инициативы.
При этом сверх тех 15 проектов, которые реализуются, 50 проектов уже определены как приоритетные. На экспертизе находится более 140 проектов. А всего различные стадии рассмотрения проходили более 1500 проектов. Несмотря на то что не все они попадают в конечный этап отбора и не по всем принимаются решения о финансирования в рамках НТИ, есть иногда определённые жалобы на излишнюю бюрократию, на длительность рассмотрения заявок. Может, это и так. Но всё-таки мы говорим о деньгах налогоплательщиков, поэтому относимся ко всему этому внимательно.
Многие проекты поддерживаются по другим каналам государственного финансирования, административной поддержки. Речь идёт и о Фонде содействия инновациям. В рамках него в 2016 году было поддержано 128 проектов, в 2017 году получают или получат поддержку около 130 проектов. Также можно отметить фонд «Сколково», другие компании. То есть в целом вся инфраструктура поддержки задействована не только для отобранных проектов НТИ, но и для тех, которые имеют, может быть, менее масштабируемые перспективы и не носят столь выраженный платформенный характер, на который мы делаем акцент в рамках Национальной технологической инициативы.
Проекты представлены в короткой презентации. Я не буду их перечислять. Основные направления Вы, Дмитрий Анатольевич, уже назвали. Могу только сказать, что из 15 финансируемых проектов по одному входят в карты «Автонет» и «Энерджинет», три – в карту «Аэронет», по пять проектов входит в карты «Маринет» и «Нейронет». Это показывает спектр проектов, поддерживаемых в рамках нашей работы.
Задача, которую мы поставили в начале этого года и, как мне кажется, достаточно успешно реализуем уже сейчас (думаю, до конца года инфраструктура будет в полной мере сформирована), – это интеграция институтов развития в целях поддержки проектов Национальной технологической инициативы. У нас есть наука, из которой всё выходит, она поддерживается в рамках программы Российской академии наук, в рамках деятельности Российского научного фонда и других фондов. Предпосевная стадия: здесь речь идёт о грантах Фонда содействия инновациям, грантах «Сколково» и частично грантах в рамках Национальной технологической инициативы. Посевная стадия – это посевные венчурные фонды: РВК (Российская венчурная компания), ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив). На стадии роста начинают работать отдельные венчурные фонды, в том числе корпоративные. Займы Фонда развития промышленности и займы, инвестиции ВЭБа и его дочерней структуры «ВЭБ Инновации». Далее начинают действовать и такие инструменты, как «Роснано», Российский фонд прямых инвестиций, Российский экспортный центр, когда речь идёт уже о продвижении на мировые рынки. Координация между этими институтами – ключевая задача этого этапа. Мы этим сейчас активно занимаемся, в том числе определяем ответственных на персональном уровне, которые за такие стыковки отвечают. А постепенное перемещение ряда институтов на площадку «Сколково» позволяет и физически координироваться более тесно различным институтам.
При реализации проектов мы вместе со всеми коллегами, с конкретными компаниями сталкиваемся с рядом системных проблем, которые носят горизонтальный характер. И сегодня просим поддержки, в том числе в рамках перераспределения финансирования, на реализацию таких инфраструктурных задач. О чём идёт речь – в первую очередь о создании не менее 10 центров сквозных технологий на базе вузов и научных организаций. Сейчас в завершающей стадии находится постановление Правительства, определяющее правило их финансирования, это 2 млрд рублей в этом году. Рассчитываем в ближайшие две недели завершить эту работу и получить поддержку Правительства в целом.
Планируется развитие системы технологических конкурсов, которые позволяют вовлечь в эту работу значительное число исследователей и компаний. В этом году инициируется два конкурса: по автопилотам (зимняя трасса) и по водородной энергетике (водородные топливные элементы). Также сегодня будет доложено о проекте «Университеты НТИ», который будет носить сетевой характер, на базе консорциума ведущих вузов, заслуживших серьёзную репутацию и способных осуществлять такие проекты.
Сегодня на выставке речь шла о наличии системных ограничений, не позволяющих двигаться вперёд, где-то это связано с элементами национальной безопасности, где-то – с традициями, которые не удавалось преодолеть. Мы, как и в рамках Национальной предпринимательской инициативы несколько лет назад, хотим запустить такой же механизм и здесь, чтобы совместно с технологическим сообществом преодолевать эти барьеры быстрым путём, не проходя долгие и тяжёлые раунды согласований.
Наконец, последнее – по финансированию. В этом году на реализацию НТИ планируется инвестировать около 7,5 млрд рублей, при этом в бюджете заложено 12,5 млрд рублей. Мы хотели бы в полной мере использовать средства на проекты, которые поддерживаются Фондом содействия инновациям. На развитие центров компетенций, о которых я сказал, – 2 млрд рублей. И средства на поддержку тех 15 проектов, о которых я сказал. Также около 1 млрд – на реализацию новых проектов, и 0,3 млрд – на проект «Университеты НТИ». Оставшиеся средства предлагается перенести на те же цели на 2018 год, сделав соответствующую норму в законе о федеральном бюджете на 2018–2020 годы, таким образом, не проходить заново весь бюджетный процесс, поскольку все обоснования для этих расходов уже есть. Таким образом, в следующем году мы сможем иметь базу финансирования в 13 млрд рублей (8 уже заложенных плюс 5, которые мы предлагаем перенести), выделить дополнительные средства из этих объёмов на проекты Фонда содействия инновациям и около миллиарда рублей – на расширение программы создания детских технопарков «Кванториум». Такой же примерно уровень финансирования предлагается и на 2019–2020 годы, но здесь будем работать в рамках бюджетного процесса вместе с коллегами в последующий период. Все эти предложения предлагается зафиксировать как поддержанные в протоколе сегодняшнего президиума совета, но если будут нюансы после выступления коллег, можно будет поправить что-то.
А.Никитин: Историческое значение Великого Новгорода как родины России переоценить, безусловно, невозможно. В то же время на сегодня Новгородская область – это регион без значительных запасов природных ресурсов, с низкой и неравномерной плотностью населения. У нас порядка 90% населения сосредоточено в экономически развитых районах. Это Новгород и Новгородский район, это Боровичи, Окуловка и Старая Русса. И все остальные районы области являются экономически слабыми с низким уровнем жизни населения и низким качеством жизни населения, о чём, к сожалению, говорит статистика образовательная и статистика здравоохранения.
Нам этот уровень жизни не поднять путём продолжения вложений исключительно в строительство новых школ, новых больниц. Не до каждого района, даже если мы построим хорошую больницу, доедет высокопрофессиональный врач. Для того чтобы обеспечить экономический рост, сократить имеющееся неравенство в качестве жизни населения, нам нужен форсированный переход к цифровой модели экономики и реализации тех проектов, которые сегодня предлагает Национальная технологическая инициатива. У нас есть для этого и позитивные предпосылки.
Во-первых, это удачное географическое положение между двумя столицами. Во-вторых, что я считаю очень важным, это хорошо развитая телекоммуникационная инфраструктура, магистральные каналы связи федерального уровня, региональная сеть на основе оптоволоконных каналов и практически полное покрытие Великого Новгорода широкополосным доступом в интернет. Соответственно, у нас есть университет, который на сегодняшний день стал опорным университетом.
Я считаю, что Новгородская область может стать общероссийским полигоном для реализации проектов Национальной технологической инициативы.
Не буду сейчас останавливаться подробно на тех проектах, которые мы сегодня уже планируем реализовывать. Часть из них коллеги увидели на выставке. Скажу только об одном. Это цифровая модель территории Новгородской области как геопространственная основа цифровой модели управления. Безусловно, невозможно управлять тем, что ты не знаешь. И на сегодняшний день мы обладаем критически малым объёмом знаний о наличии пахотных земель, о стоимости земли, о строениях, которые на этой земле расположены, о карьерах, о качестве лесов.
Такого рода проекты Национальной технологической инициативы позволят нам увеличить капитализацию областных земель, расширить налогооблагаемую базу, восстановить социальную справедливость пользования землёй, помочь инвесторам выбрать лучшие участки и, конечно, улучшить качество управления в лесном и сельском хозяйстве, в природопользовании, в транспортной инфраструктуре, экологии и так далее.
Мы понимаем, что нам нужно сфокусировать свою активность в области Национальной технологической инициативы по определённым направлениям. В первую очередь это подготовка кадров для НТИ, цифровой экономики. Здесь мы будем строить интегрированную систему образования, куда войдут и современные умные школы, подобные той, которую Вы сегодня видели, и «Кванториум», который тоже открывается в Новгородской области, и современные элементы WorldSkills (движение, в котором мы сегодня участвуем), и, конечно, работа с университетом, создание на площадке университета новых компетенций, связанных с Национальной технологической инициативой.
Что ещё хотел бы обозначить в качестве важных приоритетов области? Безусловно, это понимание того, что Новгородская область, наверное, не по всем проектам сможет быть лидером. Поэтому для нас ключевое значение имеет взаимодействие с теми лидирующими научными центрами, институтами развития, которые сегодня есть. Мы готовы здесь подключаться к их наработкам. Мы должны подключаться к тем наработкам, которые есть в Петербурге, Москве, Томске, Казани. Мы должны создать свои акселераторы и технопарки.
Я считаю, что одним из интересных проектов для Новгородской области может быть внедрение технологии блокчейн, и в этой части мы уже начали совместную работу с Внешэкономбанком.
И конечно, мы будем делать всё, что от нас зависит, в плане регионального законодательства, чтобы позволить проектам НТИ более смело внедрять свои технологии и развиваться на территории Новгородской области.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Я просил бы считать Новгородскую область пилотным регионом для внедрения проектов Национальной технологической инициативы.
Д.Песков (руководитель направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»): Мы понимаем сегодня из практики работы с компаниями НТИ, что амбиции глобальные, целимся на мировые рынки, но компетенций с точки зрения кадров у нас очень часто не хватает. Есть множество первоклассных, даже выше мирового уровня, образовательных практик, но они сегодня распределены территориально в разных вузах, в институтах ФАНО, в отдельных группах, иногда даже в административных единицах. И мы понимаем, что такой своей академии Генштаба для технологических секторов, которая бы готовила специалистов выше мирового уровня, у нас нет.
Проблема это не российская, она общемировая. Во всём мире распространяются новые форматы, сетевые, когда разные модули проходят в разных местах и разных заведениях, формируются индивидуальные образовательные программы. Мы видим сегодня, что наши конкуренты стремительного создают подобного рода форматы, затачивают их на новые отрасли, на направления, по которым готовят кадры лучше, чем в других странах.
У нас сейчас сформировалась уникальная ситуация, когда эти более 500 компаний, которые участвуют в НТИ, могут выступить в роли квалифицированного заказчика, то есть сформировать требования под те компетенции, которых у них не хватает.
Именно это позволяет нам, имея такой гарантированный спрос под эту задачу, сформировать образовательную платформу, которую мы называем сегодня университетом НТИ, которая могла бы решить два типа задач. Первый тип – подготовка самих лидеров, которые сегодня возглавляют компании, но плохо понимают те рынки в мире, на которых работают. Второй тип – подготовка для этих лидеров и для этих компаний по тем самым сквозным технологиям, которые сегодня создаются.
И мы видим очень большой эффект от одновременного запуска на базе университетов центров по сквозным технологиям НТИ, которые сегодня готовит Министерство образования, и такой образовательной платформы, которая будет осуществлять подготовку по индивидуальным образовательным траекториям.
Разные типы задач можно собирать в ведущих университетах, ведущих институтах ФАНО, ведущих организациях. При этом это может быть открыто как для талантливых студентов старших курсов, так и для руководителей разработки, для ведущих инженеров, технологических предпринимателей. Мы готовы из них формировать команды, осуществлять открытый отбор на основе ведущих мировых технологий, проводить аттестацию площадок и таким образом выстроить в России первую сетевую платформу подготовки кадров опережающего типа.
Здесь примеры университетов и компаний, которые готовы вместе с нами решать эту задачу. Государству такого рода платформа может помогать готовить команды, в том числе управленческие команды регионов, которые должны внедрять эти технологии, для бизнеса – подготовка людей и команд, способных создавать прорывные решения, а для абитуриентов – способность ликвидировать эти самые дефицитные компетенции.
Мы хотели бы стартовать максимально быстро, уже в этом году начать эту работу, провести до конца года первый пилот с одной из «дорожных карт» НТИ, в частности по «Нейронету», а за следующий год выйти на первую тысячу выпускников. Это очень амбициозные планы, мы понимаем, но мы интегрировали лучшие силы, в том числе используем те наработки, которые сформировало Министерство образования по платформе «Открытое образование», и именно за счёт сочетания онлайновых и офлайновых форм нам кажется возможным выйти на принципиально новый способ подготовки кадров: с одной стороны, команда, с другой стороны, индивидуальная подготовка.
При этом мы не запрашиваем средства на строительство зданий или крупное материально-техническое обеспечение. Это маленькая команда, где в основном мы вкладываемся в софт, в передовые компетенции, в передовые технологические решения, которые позволяют это очень быстрое и очень точное образование под задачи новых рынков осуществлять.
Просим поддержать такой подход и готовы практически немедленно, с колёс, стартовать.
Источник: http://government.ru/news/28483/