Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Ольги Васильевой по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня мы рассматриваем несколько паспортов приоритетных проектов, а именно по образованию, по моногородам и по международной кооперации и экспорту.
Сначала несколько слов по образованию. Месяц назад мы с вами уже обсуждали это направление работы. В нём четыре проекта, которые охватывают все уровни образования – от школы до университета. Сегодня добавим к этому портфелю ещё один, который посвящён развитию дополнительного образования для детей.
Наша цель заключается в том, чтобы дать больше возможностей детям заниматься и творчеством, и спортом, и искусством, и музыкой, сделать дополнительное образование более качественным и более доступным, в том числе на селе. В ближайшие два года мы должны оснастить по самым современным стандартам не менее 400 тыс. мест в организациях, которые могут предоставлять дополнительные программы для детей разных способностей и уровней подготовки. Почему это важно? Зачастую именно в таких кружках и секциях дети по-настоящему понимают, чем им интересно заниматься и кем бы они хотели стать, когда вырастут.
То есть это имеет, по сути, профориентационное значение.
В рамках проекта мы намерены во всех без исключения регионах создать модельные центры дополнительного образования, детские технопарки. Они станут ядром новой системы дополнительного образования, которая будет основана на индивидуальном подходе к развитию каждого ребёнка, выстраиванию для него собственной творческой или научной траектории. И для этого нужно обеспечить более тесное взаимодействие между школами, организациями дополнительного обучения, технопарками и университетами.
Важно также выстроить независимую систему оценки уровня подготовки детей, которые обучаются по программам дополнительного образования.
В отдельное направление также выделяется работа по улучшению ситуации в моногородах, в них живёт сейчас каждый десятый россиянин. Ключевая проблема здесь известна: из-за крайне узкой специализации экономики эти территории даже в более благополучной ситуации находились в зоне риска. Безработица, снижение доходов, отток людей – это всё негативные последствия такой градообразующей зависимости.
Решение проблемы – это диверсификация экономики моногородов, увеличение числа небольших компаний, которые будут производить разнообразные товары и услуги. Именно малый и средний бизнес должен повысить устойчивость этих территорий и их сопротивляемость различным кризисам.
Необходимо увеличить занятость людей и инвестиционную привлекательность таких моногородов. В частности, предполагается создание 230 тыс. новых рабочих мест. И, конечно, – привлечь дополнительные инвестиции (их должно быть как минимум десятки миллиардов), снизить зависимость этих населённых пунктов от градообразующих предприятий, а значит, и число населённых пунктов, которые относятся к моногородам.
Работа здесь должна идти по двум направлениям. Во-первых, это улучшение бизнес-среды, в том числе через создание территорий опережающего развития и строительство современной инфраструктуры.
Во-вторых, параллельно запустим во всех моногородах программу по улучшению городской среды (эта программа называется «Пять шагов благоустройства»), в рамках которой будет отремонтировано не менее пяти социальных объектов в каждом месте. Это местные достопримечательности, культурные центры, школы, поликлиники, парки, площади – в общем, то, что формирует нормальную городскую среду.
Для решения таких крупных задач нужны не только деньги, но и люди со знаниями, опытом, поэтому нужно обучать команды, которые управляют развитием моногородов. Это стратегическое направление охватывает работу многих ведомств и тех регионов, где эти моногорода расположены. Поэтому в каждой сфере, будь то здравоохранение или образование, дорожное строительство или транспорт, мы должны уделять приоритетное внимание развитию моногородов. Важно помнить, что там живёт почти 14 млн человек.
Наконец, третье направление, третий паспорт – это «Международная кооперация и экспорт». Эту тему мы рассматривали недавно у Президента на совете, а сегодня утверждаем паспорта первых трёх проектов на этом направлении. При этом хочу отметить, что этими тремя проектами работа по поддержке экспорта не исчерпывается.
В рамках первого проекта нам предстоит вместе с Российским экспортным центром сформировать благоприятную среду для ведения нашими компаниями бизнеса на зарубежных рынках.
В следующем году мы должны предложить целый комплекс государственных инструментов финансовой и нефинансовой поддержки несырьевого экспорта. Всё это предполагает специальные программы кредитования экспорта, формирования экспортной инфраструктуры, включая, например, промышленные зоны, торговые дома за рубежом, объекты логистики внутри страны. И, конечно, это участие в международных выставках в тесном сотрудничестве институтов развития и ведущих отраслевых ассоциаций.
Отдельное внимание должно быть уделено регуляторной среде, устранению барьеров, оптимизации процедур, которые связаны с получением документов на внешнеторговые поставки, подтверждением нулевой ставки и возмещением НДС и таможенно-тарифными операциями.
Два других направления предполагают концентрацию ресурсов на поддержке приоритетных отраслей. Это автомобилестроение, сельскохозяйственное, железнодорожное машиностроение, авиастроение. Эти секторы влияют на нашу экономику, и наша цель – к 2018 году удвоить экспорт по всем этим четырём отраслям. Что касается сельского хозяйства, то мы ориентируемся на увеличение поставок продукции аграрного сектора с нынешних 17 млрд, которые, собственно, и сейчас рекордные, до 19 млрд долларов. И в дальнейшем наращивать возможности экспорта, не забывая о том, что главная задача сельского хозяйства заключается в том, чтобы кормить собственную страну.
Ещё раз подчёркиваю, это не означает, что мы ограничимся поддержкой только этих отраслей промышленности и сельского хозяйства. В ближайшее время нужно сформировать отдельные проекты по поддержке экспорта образовательных, туристических, телекоммуникационных услуг, а также экспортных возможностей малых и средних компаний, в первую очередь с использованием современных механизмов электронной торговли и вообще существующей цифровой среды.
Источник: http://government.ru/news/25442/