Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания
Из стенограммы:
Д.Медведев: Мы сегодня обсудим и утвердим паспорта проектов по трём стратегическим направлениям – это безопасные и качественные дороги; жилищно-коммунальный сектор и городская среда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. И рассмотрим некоторые организационные вопросы.
Сначала про дороги. Очевидно, что без развития дорожной сети, строительства новых и ремонта существующих трасс сложно говорить об экономическом развитии регионов и всей страны. Поэтому нормальные дороги – это не просто набор инженерно-технических сооружений, это путь к более высокому качеству экономики, новым рабочим местам, развитию инфраструктуры городов и других населённых пунктов. С учётом только прямого макроэкономического эффекта вклад дорожного комплекса в валовый внутренний продукт составляет около 7%. При этом состояние дорог во многих местах остаётся неудовлетворительным. Даже в крупных городах они периодически исчезают во время весенних паводков и осенних катаклизмов. Всё это приводит к многочисленным авариям и многим другим проблемам.
Понятно, что сразу все эти задачи не решить даже с помощью приоритетного проекта, поэтому мы выбрали для работы два направления. Это приведение в нормативное состояние дорожной сети большинства городов с населением свыше 500 тыс. человек – именно там дорожная сеть в наибольшей степени страдает – и сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны. Это наши цели на ближайшие годы.
Параллельно надо запустить системный процесс по оптимизации транспортных потоков, по комплексному развитию общественного транспорта с учётом самых современных стандартов качества, безопасности и экологии. Надо установить обратную связь с автолюбителями, для того чтобы была возможность сообщать о ДТП, ямах и вообще всех проблемах, связанных с дорожным хозяйством.
Организация такого процесса потребует очень больших ресурсов, и не только финансовых. Бюджет имеет известные ограничения, поэтому я призываю всех, кто отвечает за развитие этого проекта, строителей и проектировщиков, минимизировать затраты без ущерба качеству. Речь идёт о необходимости применения более эффективных технологий строительства и оптимизации проектных решений.
Следующее приоритетное направление – это два проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» и «Формирование комфортной городской среды». Долгое время состояние ЖКХ люди называют проблемой номер один. В последнее время ситуация несколько меняется, но эти изменения требуют, чтобы их закрепили.В рамках этих проектов мы создаём новые инструменты привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, донастраиваем систему регулирования отрасли таким образом, чтобы повысить её инвестиционную привлекательность.
И, конечно, нужно обеспечить полную прозрачность и доступность для каждого жителя Государственной информационной системы ЖКХ, актуализировать правила деятельности по управлению многоквартирными домами – хотя мы их неоднократно уже смотрели и пересматривали, актуализация всё равно необходима.
Наконец, важно создать общероссийскую систему оценки качества жилищно-коммунальных услуг. Задача заключается в том, чтобы преобразить рынок, оставить на нём только надёжные и добросовестные компании, которые работают в интересах самих жильцов, и улучшить качество услуг жилищно-коммунального хозяйства, чтобы абсолютное большинство наших людей было довольно состоянием своих домов.
В советский период в условиях плановой системы управления сложился такой подход, когда ЖКХ в первую очередь обеспечивало функционирование и безопасность городской инфраструктуры, различных объектов. Сегодня этого мало, необходимо учитывать реальные потребности жителей, изменения социальных и экономических реалий. И в этом смысле также необходимо, как и в предыдущем проекте, активно вовлекать жителей в процесс планирования и реализации программ благоустройства, поддерживать общественные проекты, использовать самые современные технологии и коммуникации.
Благоустроенные парки, велодорожки, освещённые улицы, пешеходные зоны – всё это должно быть в любом городе. Только в этом случае людям будет нравиться здесь жить и работать. Именно такой подход заложен в приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Он предполагает комплексные программы по благоустройству сотен российских городов, обучение нескольких тысяч специалистов. Лучшие реализованные проекты будут отбираться в рамках специального конкурса Минстроя, а затем тиражироваться по всей стране.
Несмотря на то что эта сфера в зоне ответственности муниципалитетов, из федерального бюджета мы планируем поддержать это направление. Особо хочу подчеркнуть: все программы по благоустройству должны учитывать позицию жителей (о чём и в других проектах мы ведём речь), без их участия проект просто не состоится. Поэтому все, кто этим занимается, должен это иметь в виду.
Ещё одно стратегическое направление – развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Сейчас в России работает более 5,5 млн небольших компаний и частных предпринимателей. Их вклад в валовый внутренний продукт составляет около 20% (в развитых экономиках эта цифра в несколько раз больше). Производительность труда тоже, к сожалению, отстаёт.
Несмотря на то что закупки крупнейших государственных компаний у малого и среднего бизнеса достигли почти 1 трлн 300 млрд рублей в текущем году, в этом вопросе всё равно остаются сложности. Также есть и проблемы с доступом к финансовым ресурсам. К примеру, доля кредитов для малых и средних предприятий в общем портфеле банков в 2014 году составляла 21,5%, а в 2015 году снизилась практически до 17%. Это тревожные сигналы, нам необходимо скорректировать в этом смысле экономическую политику и создать условия для вовлечения как можно большего количества людей, особенно начинающих бизнесменов, в такую предпринимательскую активность.
Что здесь государство может предложить? Во-первых, необходимо снижать административную и регуляторную нагрузку в отношении бизнеса, особенно на начальном этапе. Во-вторых, необходимо расширять доступ малых предприятий к закупкам государственных компаний и инфраструктурных монополий. Эта линия будет продолжена. В-третьих, нужно двигаться в сторону системы одного окна для развития малого предпринимательства, центров обслуживания на базе крупнейших финансово-кредитных организаций, в том числе крупнейших банков. В-четвёртых, расширять кредитно-гарантийную поддержку и создавать сеть региональных лизинговых компаний, которые будут реализовывать льготные программы лизинга оборудования, в том числе для промышленности и сельского хозяйства.
Отдельное внимание надо будет уделить бизнес-образованию. Сегодня плохая информированность о существующих возможностях в сфере предпринимательства, зачастую невысокая грамотность приводят к тому, что малые компании закрываются, так и не успев начать работать.
В каждом проекте из трёх мною названных зафиксированы конкретные целевые показатели, этапы прохождения по годам, определены источники финансирования, назначены кураторы, руководители и исполнители, сформированы проектные офисы в ведомствах и проектные комитеты под руководством вице-премьеров. Теперь нужно приступить к практической реализации самих проектов уже в этом году. Рассчитываю, что будем двигаться в соответствии с тем графиком, который мы с вами для себя установили, чтобы люди почувствовали отдачу от нашей работы уже в самое ближайшее время.
Источник: http://government.ru/news/25338/