О ситуации в топливно-энергетическом комплексе Северного Кавказа

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад первого заместителя Министра энергетики Алексея Текслера о состоянии и проблемах развития топливно-энергетического комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе

Доклад полномочного представителя Президента в Северо-Кавказском федеральном округе Сергея Меликова о ситуации в топливно-энергетическом комплексе СКФО

Брифинг Льва Кузнецова по завершении заседания

Из стенограммы:

Д.Медведев: Добрый день! Мы с вами на заседании Правительственной комиссии по развитию Северного Кавказа неоднократно обсуждали проблемы ТЭКа. Ситуация далеко не самая лёгкая в этой сфере, она если и меняется, то очень медленно, а в целом ряде позиций наблюдается не прогресс, а регресс. Поэтому мы договорились, что будем встречаться как минимум один раз в год, в рамках заседания комиссии говорить именно об этой теме.

Очевидно, что не все решения заработали в полном объёме. Сегодня разберёмся, почему. Рассчитываю, что разговор будет предельно конкретный и откровенный.

Ситуация в ТЭКе требует постоянного контроля. К сожалению, вокруг топливно-энергетического комплекса, особенно на Кавказе, всё ещё концентрируется теневой бизнес, который связан с несанкционированными подключениями к электросетям, к газовым коммуникациям, с врезками в магистральные трубопроводы и с работой нелегальных мини-нефтеперерабатывающих заводов.

Это подпитывает коррупцию и в самой системе ТЭКа, и в органах власти, это обостряет криминогенную ситуацию в регионе. Понятно, что инвесторы тоже с осторожностью к этому относятся и это мешает нормальному развитию экономики и социальной сферы.

Есть, конечно, и результаты определённые. Правоохранительным органам нужно продолжать эту работу – делать это, наверное, более эффективно и, может быть, в ряде случаев более жёстко.

По информации МВД, с начала 2015 года выявлено почти 100 врезок в локальные трубопроводы по транспортировке нефти и газа. Значительная часть – в Ставропольском крае и в ряде республик (это и Ингушетия, и Дагестан, и Кабардино-Балкария, и Северная Осетия, и Чеченская Республика).

Принятыми мерами прекращена деятельность пяти мини-заводов по переработке сырой нефти. Надо понять, что за этим всем последует.

Пресечены также попытки незаконного отбора нефти из скважин. Но ещё интенсивнее необходимо противостоять самой коррупции и просто безответственному подходу к делу. Потому что по понятным причинам эти врезки возникают не сами по себе, а это действия в сговоре с представителями власти и муниципалитетов, а также руководства энергетических компаний в округе. По-другому это быть не может, это очевидно абсолютно. Не могут просто так прийти, врезаться в магистральную трубу и сказать, что здесь всё так и было.

Поэтому здесь коренится причина, и из-за этого мы не можем решить эту острую для Кавказа проблему, а также не можем принять эффективные решения по расчётам за долги за газ и за электроэнергию. Напомню, что, если говорить о природном газе, задолженность потребителей Северного Кавказа, Северокавказского федерального округа, за 2015 год выросла более чем на 7 млрд рублей. Сейчас она составляет почти половину всех долгов за газ в стране. Почти половину!

В электроэнергетике тоже ситуация весьма сложная, она похожа. Региональные сбытовые компании не полностью рассчитываются с генерирующими компаниями на оптовом рынке. Уже в текущем году их задолженность составила 135 млн рублей. Это нужно прибавить к общему накопившемуся долгу – 32 млрд рублей.

На розничном рынке уровень расчётов в 2015 году составил 94%. Сама по себе цифра не идеальная, но в общем-то приемлемая, тем не менее задолженность выросла на 2 млрд рублей с лишним.

Причины роста долгов во всех случаях одни и те же. Во-первых, это платежи бюджетных организаций, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а это также прямая ответственность региональных властей и муниципалитетов. У нас есть примеры, когда власти республик, власти регионов Северного Кавказа в короткие сроки решали проблему задолженности. Я сейчас не буду называть, но такие примеры есть. Достаточно на это обратить пристальное внимание. Я считаю, что платёжная дисциплина должна быть одним из показателей эффективности работы руководства регионов, критерием оценки эффективности руководства регионов.

Во-вторых, Северный Кавказ страдает от огромных потерь газа и электричества при транспортировке из-за изношенных сетей и отсутствия учёта поставленных энергоресурсов. К этим потерям очень часто плюсуется то, что было украдено в результате самовольных подключений и врезок. Всё в один котёл погружают, в одну кучу, а потом сами разбирайтесь, страна большая, всё переварит… И компании эти здоровые, и энергоснабжающие компании, и «Газпром», ничего страшного… А это преступление.

Проблема потерь должна решаться и с помощью модернизации сетей, и при помощи установки счётчиков. Мы так делаем по всей стране, но применительно к Кавказу ситуация, ещё раз говорю, выглядит запредельно плохо. Также нужно работать с неплательщиками, привлекая правоохранительные органы. Конечно, этим должны заниматься и энергокомпании, я имею в виду и «Газпром», и «Россети», и вообще все, кто в этом процессе находится.

Ещё раз хотел бы специально акцентировать внимание – мы не первый раз эту тему смотрим, смотрим регулярно: очень многое зависит от воли и личной ответственности глав регионов и глав муниципалитетов. Как только всё собирается в кулак, платежи улучшаются. Примеров много. Как только идёт расслабление, даже с учётом всяких наших внутренних трудностей, – всё, платить перестают. Всё это нужно учитывать, в том числе при принятии кадровых решений.

Прежде чем мы приступим к обсуждению этой сложной, застарелой проблемы, несколько слов ещё скажу о новой редакции госпрограммы развития Северного Кавказа. Вы знаете, я её подписал 27 февраля, эту новую редакцию.

По большому счёту это план, направленный на улучшение ситуации в экономике на Северном Кавказе. Коллеги – руководители регионов принимали участие в подготовке необходимых решений. В нём значительно больше внимания уделено привлечению внебюджетных источников, созданию более комфортных условий для реализации перспективных бизнес-проектов, особенно в сфере туризма, оздоровительного отдыха и агропромышленного производства. Надеюсь, это обеспечит более масштабный подход к решению задач развития округа и позволит эффективнее использовать организационные и финансовые ресурсы.

Коллег – руководителей региональных правительств, регионов в целом прошу включиться в подготовку региональных мероприятий, а также предложений по бизнес-проектам. Это в части, которая касается программы.

Теперь более подробная информация о том, что происходит с энергетикой. Сначала послушаем сообщение по линии Министерства энергетики, потом обменяемся впечатлениями.

Пожалуйста, Алексей Леонидович Текслер, первый замминистра энергетики.

А.Текслер (первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Топливно-энергетический комплекс Северо-Кавказского федерального округа представлен предприятиями по добыче нефти, природного газа, нефтепереработке, нефтегазохимии, электроэнергетики. Добыча нефти в округе ведётся в пяти субъектах Федерации. В последние годы уровень добычи удалось стабилизировать на отметке около 1,5 млн т в год. Газ добывается в четырёх субъектах, объём добычи незначительный, и в связи с истощённостью месторождений наблюдается снижение добычи примерно на 10% в год. При этом уровень газификации регионов СКФО один из самых высоких в России – около 97%.

Через территорию СКФО проходят магистральные транзитные нефтепроводы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) мощностью около 40 млн т в год и Баку – Махачкала – Новороссийск мощностью 7 млн т в год. До конца текущего года пропускная способность нефтепроводов КТК будет увеличена до 67 млн т нефти в год.

Потребность СКФО в нефтепродуктах практически полностью обеспечивается за счёт поставок из других регионов России, дефицита нефтепродуктов в регионе нет.

В округе реализуется несколько перспективных проектов в сфере газонефтехимии. Так, на базе ООО «Ставролен» в городе Будёновске ведётся реконструкция установки полимерилизации этилена мощностью 300 тыс. т в год, что позволит к 2017 году повысить качество выпускаемой продукции и расширить ассортимент. Важным для отрасли также является проект «Этана» по строительству завода по производству ПЭТФ в городе Нальчике мощностью 486 тыс. т в год.

В части электроэнергетики. СКФО является самодостаточным регионом по производству и потреблению электроэнергии. В 2015 году выработка электроэнергии в СКФО составила 25 млрд кВт•ч, что полностью покрыло потребность местных потребителей. В структуре установленной мощности генерации основную долю, около 60%, составляют тепловые станции, 40% установленной мощности занимает гидрогенерация.

Для повышения надёжности энергоснабжения потребителей СКФО в 2015 году Правительством Российской Федерации было принято решение о строительстве Грозненской ТЭС мощностью 360 МВт с возможностью отпуска тепла потребителям города Грозного. Первый энергоблок мощностью 180 МВт должен быть введён в эксплуатацию в середине 2018 года и к концу года будет введён второй блок. Кроме того, для обеспечения перспективных потребностей округа в ближайшие годы в СКФО будут введены ещё несколько электростанций в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае, в том числе на основе гидро- и солнечной генерации.

Хочу отметить, что энергетические компании СКФО своими заказами участвуют в технологическом импортозамещении. Крупнейшие энергомашиностроительные предприятия СКФО показаны на пятом слайде моей презентации. При этом в рамках региональных и отраслевых программ развития промышленности есть возможность наращивать объёмы производства оборудования и запасных частей для нужд нефтегазовых и электроэнергетических компаний. Проработка этих вопросов нашла отражение в проекте протокольного решения.

Но, конечно, основной проблемой, как уже было сказано, является платёжная дисциплина. Ситуация с платежами за электроэнергию в 2015 году, несмотря на продление особых условий ценообразования и возможность льготной покупки электроэнергии с оптового рынка, не улучшилась в 2015 году. Расчёты за покупку электроэнергии с оптового рынка, то есть платежи генераторам, в прошлом году произведены с территории СКФО не в полном объёме, задолженность выросла на 4,7 млрд рублей. Наибольший рост задолженности, 2,9 млрд рублей, произошёл в Дагестане. Минимальный уровень расчётов в процентном отношении в 2015 году показан в Республике Ингушетия – всего 44%.

При этом есть и положительные примеры. Так, в Чеченской Республике с мая 2015 года после ряда решений расчёты на оптовом рынке производятся в полном объёме. Хотел бы отметить здесь активную работу по наведению порядка республиканских властей.

Хочу также выделить независимые энергосбытовые компании СКФО, в том числе Дагестана, которые произвели стопроцентные расчёты с генераторами и просроченной задолженности не имеют.

Хуже обстоят дела с расчётами на оптовом рынке, за которые ответственны гарантирующие поставщики, входящие в структуру «МРСК Северного Кавказа». Основными причинами роста задолженности перед поставщиками оптового рынка электрической энергии являются долги на розничном рынке, а также сверхнормативные потери в сетях.

На розничном рынке, где ведутся расчёты с конечными потребителями, уровень оплаты электроэнергии в 2015 году составил, как уже было сказано, 94%. Наибольший прирост задолженности потребителей произошёл в Республике Дагестан – 823 млн рублей. Самый низкий уровень в расчётах – 65% в Республике Ингушетия. Также есть положительные примеры. Могу привести опыт Чеченской Республики, где по итогам 2015 года произошло снижение общей задолженности на 174 млн рублей.

Среди основных причин низкой платёжной дисциплины нужно отметить неплатежи предприятиями ЖКХ и водоснабжения, которые находятся в сфере ответственности местных властей. Так, средний уровень расчётов предприятий ЖКХ с энергетиками составил всего 75% в прошлом году. При этом существенно улучшился уровень расчётов бюджетных учреждений. Могу отметить, что поручение о стопроцентной оплате, которое было дано на прошлой правкомиссии, выполнено правительствами Чеченской Республики, Республики Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республики.

Для решения проблемы неплатежей организаций ЖКХ и бюджетного сектора необходимо принятие местными регуляторами сбалансированных тарифных решений или решений о компенсации выпадающих доходов, возникших при формировании тарифов. Считаю необходимым дать поручение ФАС России провести проверку утверждённых тарифно-балансовых решений и в случае необходимости принять меры по установлению экономически обоснованных тарифов. 

Необходима также модернизация систем ЖКХ и особенно водоснабжения, установка приборов учёта и повышение в целом энергоэффективности жилищно-коммунальной сферы.

Вторым основным неплательщиком на розничном рынке являются территориальные сетевые организации, имеющие задолженность перед сбытовыми компаниями за покупку потерь. Это существенным образом влияет на расчёты с генерацией. Данная проблема особо актуальна для Республики Дагестан, где сформировался основной объём задолженности. Главная причина формирования задолженности – это потери, которые значительно превышают нормативные. По сути, все сверхнормативные потери – это незаконные подключения, или, попросту говоря, хищения электроэнергии. Считаем, что для решения этой проблемы необходимо усиление проверок со стороны правоохранительных органов, проверки должны носить постоянный и плановый характер.

Также «МРСК Северного Кавказа» совместно с субъектами Российской Федерации должна разработать технические мероприятия по доведению фактических потерь до нормального уровня, в том числе эти мероприятия должны включать широкое применение самоизолирующего провода, установку приборов учёта и другие меры, предотвращающие хищения электроэнергии. Реализация таких мероприятий с одновременным усилением правоохранительной работы – залог решения проблем.

Здесь особая роль в части контроля за ситуацией должна быть обеспечена со стороны российских сетей, но, естественно, вместе с субъектами Российской Федерации. Примеры отдельных субъектов говорят о том, что с этой проблемой справляться можно.

Также нельзя не отметить, что на платёжную дисциплину влияет продолжающаяся практика сбора платежей за энергетические услуги наличными средствами. Здесь постоянно происходят злоупотребления. Нужно переходить на безналичную форму расчётов через банки, почту, терминалы оплаты. Я бы хотел обратить внимание «Россетей», «Газпрома» и местных властей на то, что эта задача является одной из самых основных в настоящий момент.

В сфере платежей за газ с начала 2015 года задолженность увеличилась на 13%, или, как было уже отмечено, на 7,8 млрд рублей, в том числе за счёт населения – на 11,7%. Основные причины неплатежей являются общими для рынка газа и электричества. Мы их подробно разбирали. Конечно, «Газпром» и «Межрегионгаз» вместе с субъектами, правоохранительными органами должны усилить работу как с должниками, так и по вопросу так называемого разбаланса газа.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В прошлом году для повышения платёжной дисциплины были внесены изменения в законодательство Российской Федерации, которые повысили ответственность за неплатежи. Также были введены новые механизмы, такие как предоставление гарантий оплаты неотключаемыми потребителями, особый порядок исполнения договоров аренды и концессии в отношении систем жизнеобеспечения, были введены неустойки за просрочку, изменены ставки пеней. Всё это, безусловно, по мнению Минэнерго, положительно скажется на ситуации с неплатежами в целом по стране и, естественно, в СКФО, в первую очередь, естественно, на розничном рынке.

Также в отношении субъектов СКФО, напомню, было принято решение о продлении возможности поставки электрической энергии с оптового рынка по регулируемым договорам при соблюдении ими ряда условий. Надо отметить, что эта скидка в целом на оптовом рынке составляет около 30%, то есть это достаточно существенная величина. Среди этих условий, естественно, снижение задолженности за потребляемую электрическую энергию, услуги по её передаче, а также минимизация уровня потерь электричества в сетях.

В целях обеспечения контроля за соблюдением данных показателей, обязательств в текущем году будут заключены соглашения между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов СКФО, Минэнерго, территориальными сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками.

Предложения Минэнерго и других заинтересованных ведомств нашли отражение в проекте протокола. Прошу поддержать.

Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Спасибо.

Сергей Алимович, какие у вас соображения?

С.Меликов (полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе): Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Уважаемые коллеги, дело в том, что проблема, которая сегодня обсуждается на заседании правительственной комиссии, на самом деле выходит уже за параметры традиционных площадок.

У нас в начале года состоялся форум Общероссийского народного фронта в Ставрополе. И я возьму на себя ответственность сказать, что не менее трети вопросов, которые выносились на обсуждение и задавались главе государства, касались сферы ЖКХ и прямо или косвенно затрагивали проблемы ТЭК, особенно те, Дмитрий Анатольевич, которые Вы озвучили в своём вступительном слове.

Поэтому мне хотелось бы некоторые вещи довести, если позволите. По итогам оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление преступлений экономической, налоговой, коррупционной направленности в топливно-энергетическом комплексе на территории Северо-Кавказского федерального округа правоохранительными органами в указанной сфере выявлено 632 преступления, в том числе в 2015 году – 311, за текущий год уже 39. В суд направлено 248 уголовных дел. Общий ущерб по указанным преступлениям составил почти 16 млрд рублей, в том числе более 12 млрд – по преступлениям, выявленным за 2015 год, и остальные уже в этом, в 2016 году.

К уголовной ответственности привлечены 214 фигурантов, из них 96 – в прошлом году, три – в текущем. В ходе контрольных мероприятий Федеральной налоговой службы в бюджеты всех уровней доначислено 6,5 млрд рублей, в том числе более 1,5 млрд в 2015 году и треть миллиарда в этом году уже.

Результаты проводимых оперативно-профилактических мероприятий свидетельствуют о том, что вопросы декриминализации тесно связаны с проблемой задолженности субъектов округа за поставленные ресурсы.

Работа по решению проблемы долгов в течение прошлого года проводилась совместно с органами исполнительной власти субъектов округа, региональными ресурсоснабжающими организациями в рамках реализации комплексных планов по ликвидации задолженности, согласованных со всеми заинтересованными сторонами, а также в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации №152-к. Повысилась роль глав субъектов, которые принимают личное участие в разрешении ряда проблем. В частности, созданы в каждом субъекте комиссии, возглавлять которые поручено лично председателям правительств.

Однако, несмотря на все усилия, ситуация с долгами продолжает ухудшаться. При этом, Дмитрий Анатольевич, решения правительственной комиссии (протокол №9 от 18 декабря 2013 года) остаются невыполненными. По-прежнему игнорируется очевидный факт, что существующие объёмы долга это результат неэффективной, а зачастую недобросовестной деятельности самих компаний-поставщиков. До сих пор не устранены основные факты, создающие условия для роста. Вот основные из них.

Первое – ненадлежащий учёт абонентов. Проблема характерна прежде всего для газовой сферы округа. По сведениям региональных газовых компаний, мероприятия по инвентаризации абонентских баз остаются незавершёнными. Таким образом, помимо неисполнения решений правительственной комиссии, принятых ещё в 2013 году, региональными газовыми компаниями игнорируются и требования пункта 22 правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства 2008 года, которые предписывают проведение проверки абонентов не реже одного раза в год. Это не выполняется.

Сроки окончания инвентаризации руководством газовых компаний вновь переносятся на конец теперь уже 2016 года. При этом результатом оперативно-профилактических мероприятий, проводимых правоохранительными органами, по-прежнему является выявление многочисленных фактов задваивания лицевых счетов, бездоговорного потребления, большого количества лицевых счетов несуществующих абонентов, что вызывает просто поток жалоб в адрес и глав субъектов, и Администрации Президента, в частности аппарата полномочного представителя.

Второе – отсутствие прозрачной системы контроля объёмов поставляемых и потребляемых энергоресурсов. Низким остаётся уровень оснащённости приборами учёта энергоресусов как в электроэнергетике, так и в газовой сфере. Так, индивидуальными приборами учёта электроэнергии в полном объёме оснащены только потребители Ставропольского края. В Республике Ингушетия и Чеченской Республике уровень оснащённости 75%, в Республике Дагестан – 63%. Может быть, поэтому показатели в Дагестане ниже, чем в других субъектах.

Что касается газа, то около половины всех обслуживаемых в округе абонентов – физических лиц не имеют приборов учёта газа, а более четверти узлов учёта газа, по показаниям которых осуществляются расчёты, требуют модернизации или замены. То есть учёт объёмов поставляемого и потребляемого газа в Северо-Кавказском округе ведётся весьма условно, что и создаёт предпосылки для того, о чем Вы говорили, Дмитрий Анатольевич, во вступительном слове.

Надо сказать, что низкий уровень оснащённости населения приборами учёта энергоресурсов – прежде всего результат недостаточной разъяснительной работы, в том числе со стороны властей субъектов округа, региональных властей, муниципальных властей, и, как следствие, неосведомлённости населения о требованиях законодательства об обязательной установке счётчиков.

Не знают граждане и о том, что установка прибора учёта оплачивается не единовременно, а в течение пяти лет. Считаю, что повышение информированности населения – одна из основных задач, стоящих перед руководством региона. Ещё раз повторяю, что эта задача стоит перед вами, уважаемые главы, присутствующие здесь, на совещании.

Вместе с тем складывающаяся ситуация свидетельствует о том, что ресурсоснабжающими организациями требования федерального законодательства игнорируются. Так, в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» обязанность по установке приборов возлагалась на организации, осуществляющие снабжение энергоресурсами. Часть 12 статьи 13 того же закона устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций до 1 июля 2013 года в отношении приборов учёта электроэнергии и до 1 января 2016 года в отношении приборов учёта газа совершить действия, направленные на оснащение потребителей приборами учёта энергоресурсов, в том числе в принудительном порядке. При этом в случае отказа собственников жилых помещений от оплаты расходов по установке приборов учёта данная оплата взыскивается в принудительном порядке через суд, плюс судебные издержки. Однако до настоящего времени таких мероприятий компании-поставщики в округе не проводили вообще. При этом объёмы затрат, необходимых для полного оснащения населения приборами учёта, по расчётам самих ресурсоснабжающих организаций, сделанных по нашему запросу, в газовой сфере составляют 7 млрд 135 млн рублей, в электроэнергетике – 183 млн рублей, и указанные суммы не идут ни в какое сравнение с теми убытками, которые несут поставщики энергоресурсов в результате потерь в сетях.

Третье – высокий уровень потерь. Несмотря на то что проблема потерь является злободневной и для энергетики, и для газовой сферы, считаю необходимым особо остановиться на последней, поскольку суммы ущерба от так называемого разбаланса газа просто катастрофические, а вопрос об ответственности до сих пор остаётся открытым.

В 2015 году объём потерь газа в газораспределительных сетях округа составил более 3,5 млрд кубометров, стоимость – более 16,5 млрд рублей, что в 2,3 раза превышает объём прироста долга за прошедшие годы. При этом прямые убытки компании-поставщика – около 70 млрд. За эти убытки в конечном счёте никто не несёт ответственность.

Очевидно, что, несмотря на высокий уровень износа сетей, к технологическим потерям указанные объёмы отношения не имеют, они слишком большие. Невозможно их списать ни на использование населением несертифицированного оборудования, ни даже на многочисленные врезки. Уже в январе текущего года (это данные на 1 февраля) газа потеряно на сумму 3,3 млрд рублей, а ответственность за разбаланс по-прежнему никто не несёт.

Казалось бы, очевидно, что отвечать за объёмы доведённого до потребителя ресурса должен тот, кто его транспортирует. Однако на сегодняшний день договорами на транспортировку газа механизм учёта объёмов транспортируемого газа и имущественная ответственность газораспределительных организаций перед поставщиком не определены.

В них поэтапно расписано, как учитывается объём газа, принятый газораспределительной организацией для последующей транспортировки, но нет ни одного слова о способе определения объёма газа, фактически доведённого до потребителя, и стоимости фактически оказанных услуг по его транспортировке. То есть независимо от потерь разбаланса газовые компании оплачивают газораспределительным организациям транспортировку всего газа, в том числе потерянного.

Таким образом, газораспределительные организации не заинтересованы в выявлении врезок и иных способов несанкционированного отбора. Это то, что и идёт как раз, Дмитрий Анатольевич, в эту общую копилку потерь.

Более того, существующее положение дел способствует созданию условий для роста объёмов незаконного отбора, в том числе в сговоре с представителями газораспределительных организаций.

Сложившаяся ситуация лишний раз подтверждает тезис о том, что на сегодняшний день учёт поставляемого и потребляемого в округе газа надлежащим образом не обеспечен.

Четвёртое – необходимое списание безнадёжных долгов. Несмотря на то что необходимое списание безнадёжных долгов является фактом очевидным, реальных шагов в данном направлении ресурсоснабжающими организациями по-прежнему не предпринимается.

Из года в год, представляя данные о долгах, поставщики энергоресурсов включают в них и те объёмы, по которым давно истёк срок исковой давности. Так, из общего долга за газ около 6 млрд рублей – это долги, накопленные ещё до начала работы в регионе организации «Газпром межрегионгаз» (2007 год). Ещё как минимум около 6 млрд рублей – долги со сроком образования свыше 36 месяцев. Конечно, в этом хвосте удобно прятать и те задолженности, которые образуются вновь. То есть более 11 млрд рублей в объёме долга за газ, это 16% всего долга СКФО, составляют эти долги.

В объёме долга за электроэнергию сумма задолженности с истекшем сроком исковой давности не менее 1 млрд 932 млн рублей – 11% долга СКФО. При этом названные суммы – это результат несвоевременного принятия мер по их взысканию, и как итог – существующий де-факто убыток ресурсоснабжающих организаций.

Нуждается в дополнительной инвентаризации и оставшаяся часть задолженности. На сегодня долги населения, самой проблемной категории потребителей… 71% этой задолженности, по сути, ничем не подтверждены. А учитывая выявляемые правоохранительными органами манипуляции с абонентскими базами, большое количество жалоб населения на откровенные приписки долгов, в том числе то, о чём говорилось на форуме Общероссийского народного фронта, а также многочисленные публикации по данной теме в средствах массовой информации, сумма 48 млрд рублей вызывает обоснованные сомнения.

В данной ситуации наиболее логичным представляется проведение проверок в отношении ресурсоснабжающих организаций на предмет подтверждения декларируемых объёмов задолженности. Такое предложение было изложено в докладе на имя Президента Российской Федерации.

Кроме того, на сегодняшний день полагал бы целесообразным внести следующие предложения. Рекомендовать «Газпром межрегионгазу» и «Россетям» провести мероприятия по инвентаризации задолженности потребителей Северо-Кавказского федерального округа за поставленные энергоресурсы. Поручить Счётной палате Российской Федерации провести проверку «Газпром межрегионгаза», «Россетей», а также «Газпром межрегионгаза» в Пятигорске, Ставрополе, Грозном и «МРСК Северного Кавказа» в части организации деятельности на территории Северо-Кавказского федерального округа. Обязать «Газпром межрегионгаз» принять меры, направленные на повышение степени ответственности газораспределительных организаций за потери газа. Обязать ресурсоснабжающие организации принять меры по исполнению требований 261-го федерального закона по обеспечению потребителей приборами учёта энергоресурсов. Безусловно, повысить и не снижать требования к главам субъектов Российской Федерации, к правительствам субъектов Российской Федерации по проводимой работе по снижению задолженности и нормализации обстановки, складывающейся в сфере топливно-энергетического комплекса.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Мы в ходе планирования наших мероприятий на март, после заседания правительственной комиссии, 17 марта планируем провести расширенное совещание по этой теме на территории Северо-Кавказского федерального округа с участием представителей Генеральной прокуратуры, Следственного управления, Министерства внутренних дел, всего силового блока, председателей правительств наших субъектов. Мы приглашаем всех заинтересованных лиц в этом совещании принять участие.

Д.Медведев: Спасибо, Сергей Алимович.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/22129/