Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению

Посещение Петербургского тракторного завода

Вступительное слово Дмитрия Медведева 

Доклад  Алексея Улюкаева о Регламенте  Правительственной комиссии по импортозамещению и реализации политики импортозамещения в рамках Евразийского экономического союза

Доклад Дениса Мантурова о реализации проектов импортозамещения в сельскохозяйственном машиностроении

Сообщение Александра Ткачёва об импортозамещении в сельхозмашиностроении

Перед началом заседания Дмитрий Медведев посетил ЗАО «Петербургский тракторный завод» – дочернее предприятие ОАО «Кировский завод». Кировский завод – родоначальник отечественного тракторостроения. В июле 2012 года исполнилось 50 лет со дня выпуска первого серийного трактора «Кировец», в 2014 году – 90 лет со дня выпуска первых отечественных тракторов «Фордзон-Путиловец».

В настоящее время Петербургский тракторный завод – компания полного производственного цикла, единственный в стране производитель мощных энергонасыщенных колесных сельскохозяйственных тракторов «Кировец», которые составляют основу машинно-тракторного парка предприятий агропромышленного комплекса России и стран СНГ. Завод серийно производит 11 модификаций сельскохозяйственных тракторов и более 20 видов дорожно-строительных и специальных машин, изготовленных на базе промышленных тракторов «Кировец».

Завод – лидер по количеству проданных в России тракторов мощностью свыше 300 л.с. и занимает 52% рынка техники в своём классе. Численность его работников составляет 1465 человек.

С 2014 года Петербургский тракторный завод при поддержке Минпромторга России в рамках программы импортозамещения осуществляет разработку унифицированной линейки тракторов сельскохозяйственного назначения средней мощности (180–240 л.с.) классов 3 и 4 шарнирно-сочленённой компоновки с системой автоматического управления при выполнении технологических операций.

В 2015 году предприятие приступило к реализации инвестиционного проекта по разработке принципиально новой современной высокотехнологичной платформы сельскохозяйственных тракторов с последующим серийным выпуском на данной платформе широкой линейки тракторов «Кировец» шарнирно-сочленённой компоновки с мощностью двигателя 300–500 л.с. Данный проект включён приказом Минпромторга России в План мероприятий по импортозамещению в сельскохозяйственном и лесном машиностроении Российской Федерации.

Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению

Из стенограммы:

Д.Медведев: Мы собрались для того, чтобы провести заседание Правительственной комиссии по импортозамещению. Место для проведения комиссии выбрано неслучайно, потому что мы в том числе будем говорить о сельхозмашиностроении, но не только.

Прежде чем начать наше заседание, хочу сделать несколько сообщений, которые касаются тематики совещания. Во-первых, я подписал распоряжение Правительства об утверждении программы поддержки транспортного машиностроения в 2016 году. Программа направлена на формирование комплексного развития всей отрасли. 

Мы планируем поддерживать инвестиционные проекты по модернизации и расширению мощностей для выпуска крупного вагонного литья, а также совместные проекты с иностранными производителями железнодорожной техники. Это повысит уровень безопасности железнодорожных перевозок, грузовых прежде всего, будут оптимизированы производственные мощности многих предприятий, обновится парк железнодорожного состава. Мы сможем продвигать продукцию нашего транспортного машиностроения на экспорт, и здесь уже создан неплохой задел. По итогам 10 месяцев прошлого года экспорт в отрасли вырос почти на 53%, это хороший результат. Но конечно, нет предела совершенству, нужно улучшать и этот показатель. На ближайшем отраслевом совещании обсудим ход выполнения этой программы и развитие транспортного машиностроения в целом.

И ещё одно решение. Я перед отлётом подписал постановление Правительства, которым утверждаются правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров. Субсидии пойдут на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции в целях импортозамещения. За счёт этих денег будет развиваться промышленная кооперация, будут создаваться новые высокоэффективные рабочие места, надеюсь, будет повышаться конкурентоспособность нашей продукции. В результате сможем выйти на те целевые ориентиры, которые определены в ряде государственных программ, я имею в виду развитие промышленности и её конкурентоспособность, развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности и некоторые другие. Государственную поддержку смогут получить не менее трёх таких проектов промышленных кластеров. Если всё это окажется востребованным, значит, будем думать о том, как расширить такого рода поддержку на другие производственные площадки.

Теперь к повестке дня. У нас сегодня несколько вопросов. Хотел бы отметить две принципиальные задачи, которые нам предстоит решать в рамках работы по импортозамещению. Во-первых, комиссия должна принимать решения о целесообразности или, наоборот, нецелесообразности закупки продукции машиностроения за рубежом на основе проведённого Минпромторгом анализа. Есть ли в России аналоги продукции, которая требуется, чтобы реализовать инвестпроекты в импортозамещении?

Если есть, то, соответственно, рекомендовать её приобретение, но только в тех случаях, когда эта продукция соответствует по качеству. Это будет стимулировать отечественные предприятия производить современную конкурентоспособную продукцию, которая востребована и на внутреннем, и на внешнем рынке.

Д.Медведев: «В условиях санкций, которые в том числе ограничивают передачу нам технологий, особенно важно уходить от практики покупки за рубежом не технологий, а комплекса услуг. Нам, безусловно, нужны собственные технологии, собственное производство и свой рынок услуг». 

Ещё один момент. В условиях санкций, которые в том числе ограничивают передачу нам технологий, особенно важно уходить от практики покупки не технологий, а комплекса услуг. Ими пользуются различные отрасли, скажем прямо, в том числе при добыче нефти. Например, бурение скважины заказывается иностранной компании, которая привозит, во-первых, своё оборудование, сама проводит разведку, сама проводит бурение и устанавливает трубу, то есть вот эти все услуги оказывает. Ну а что после этого у нас остаётся – у нас остаётся только труба и абсолютно нулевые технологии по разведке и бурению. Это неправильно. Это не означает, что мы должны полностью искоренить подобного рода систему оказания услуг, но в целом это неправильно, это не может быть стратегическим курсом. Нам, безусловно, нужны собственные технологии, собственное производство и свой рынок услуг. Позиция эта должна быть отражена в документах стратегического планирования, я имею в виду отраслевые и государственные программы, их нужно скорректировать будет. Но, конечно, отдельные виды продукции по согласованию с комиссией будут закупаться и за рубежом. Полностью отказаться от импорта мы не можем, но существенно снизить свою зависимость нам в целом по силам, что, собственно, демонстрируют и наши производственные предприятия. Каким образом такие решения будут приниматься, будет определено регламентом, который мы с вами рассмотрим в первом пункте повестки дня.

Ещё один вопрос, который мы сегодня обсудим, связан с реализацией политики импортозамещения в рамках Евразийского экономического союза. У государств, которые входят в союз, есть немалые возможности. Нам необходимо наращивать сотрудничество с партнёрами в целом, а также с отдельными предприятиями.

В прошлом году Евразийский межправительственный совет утвердил Основные направления промышленного сотрудничества. Увеличение на общем рынке Евразийского союза доли продукции совместного производства определено в качестве одной из ключевых задач. Кроме того, сформирован перечень приоритетных видов экономической деятельности, по которым нужно наладить промышленное сотрудничество. В частности, для России выделено 20 отраслей и 15 секторов научно-технической и инновационной сферы.

Нам нужно перейти к практической работе. Очевидно, что российской стороне в силу наших масштабов и возможностей нужно занять максимально активную позицию, предложить нашим партнёрам конкретные товары и услуги, которые мы могли бы производить, а также механизмы возможного совместного финансирования программ импортозамещения.

На сегодняшний день в Евразийском союзе сохраняется ряд барьеров в сфере госзакупок, технического регулирования, интеллектуальной собственности, да и в налоговой сфере тоже. Поэтому нужно рассмотреть и этот вопрос, и то, какие решения требуются со стороны Правительства на эту тему.

И наконец, то, что связано с местом проведения нашего сегодняшнего заседания Комиссии по импортозамещению. Мы проводим комиссию на Петербургском тракторном заводе, который входит в холдинг Кировского завода. Сегодня мы с вами будем говорить о проектах импортозамещения в сельскохозяйственном машиностроении, обсудим меры государственной поддержки этой отрасли, поговорим о перспективах дальнейшего развития экспорта российской сельскохозяйственной техники.

Я перед нашей встречей осмотрел некоторые цеха, образцы выпускаемой техники на выставке по импортозамещению. Также смотрел модели трактора «Кировец», который здесь выпускается. Что характерно, на что я обратил внимание в ходе осмотра: в 2009 году, когда у нас тоже было всё, мягко говоря, нездорово в экономике, производство здесь конкретно было в четыре раза меньше, чем в прошлом году. Почему? Причин две. Наверное, имеет значение модельный ряд, это правда, он изменился, улучшился и здесь, и у наших товарищей, которые занимаются сельхозмашиностроением в других местах. Но не только это. Система поддержки была другой. В результате значительная часть денег, которая выделялась (в 2009 году тоже деньги выделяли), ушла на закупку иностранной техники. Просто покупали John Deer, Claas, Holland – в общем, всё то, что действительно хорошая техника, спору нет, но иностранная. А в прошлом году у нас всё выросло и здесь, и в других местах. Значит, выбрали правильный механизм поддержки. 

Я считаю, что об этом нужно как раз поговорить, обсудить, что можно было бы сделать в этом году, для того чтобы эти темпы не потерять даже в условиях весьма сложного рынка. Это касается, ещё раз говорю, и Петербургского тракторного завода (он экспортирует свою технику в страны СНГ и Восточной Европы), это касается других ведущих предприятий, «Россельмаша» (он тоже экспортирует технику в другие государства, в том числе на рынок Западной Европы, на котором у нас есть шансы закрепиться, естественно, и в стране), и ряда других предприятий, которые у нас тут тоже присутствуют, и образцы техники, которые мы сегодня смотрели.

Д.Медведев: «С января по ноябрь прошлого года экспорт российской сельхозтехники увеличился примерно на 70% по отношению к аналогичному периоду 2014 года и составил около 11,5 млрд рублей. Это неплохие показатели, которые демонстрируют эффективность импортозамещения в этой сфере».

В целом, хочу отметить, это довольно важно: с января по ноябрь прошлого года экспорт российской сельхозтехники увеличился примерно на 70% по отношению к аналогичному периоду 2014 года и составил около 11,5 млрд рублей. Понятно, что свой вклад внесла и девальвация рубля, но в данной ситуации мы обязаны использовать все факторы, в том числе и связанные с ослаблением курса национальной валюты. В любом случае это неплохие показатели, которые демонстрируют эффективность импортозамещения в этой сфере.

В то же время наши аграрии испытывают дефицит по некоторым видам техники и оборудования российского производства до сих пор, и мы должны обсудить, какие меры принять, для того чтобы этот дефицит был восполнен прежде всего за счёт продукции российского сельхозмашиностроения.

Напомню, в 2013–2015 годах у нас работала программа субсидирования производителей сельхозтехники при условии предоставления скидки для аграриев при закупке сельхозтехники. Она позволила увеличить, как я и сказал, производство российских моделей, приступить к обновлению парка устаревшей техники, поэтому только в 2015 году производство отечественной сельхозтехники выросло по сравнению с 2014 годом на 30%.

Также хочу вас проинформировать о том, что я принял решение о выделении в 2016 году дополнительных денег на субсидии производителям техники для села в размере 10 млрд рублей плюс к тому, что у нас было. Ещё 500 млн рублей будет выделено в этом году на обновление парка техники высших образовательных учреждений, которые у нас подведомственны Минсельхозу. Там всё, к сожалению, очень старое, а аграрному сектору требуется не только современная техника, ему нужны и квалифицированные специалисты, которые способны на этой технике трудиться. Мы сегодня смотрели виртуальную кабину, это классная история, но техника должна быть всё-таки ещё и натуральная, чтобы будущие специалисты по селу могли её потрогать руками, иначе они не смогут полноценно выйти в поля.

Такова повестка дня. Я сейчас попрошу своих коллег – членов Правительства выступить с короткими сообщениями по всем вопросам, которые я обозначил, – и в части политики импортозамещения, и в части регламента правительственной комиссии, и по сельхозмашиностроению. Алексей Валентинович Улюкаев, пожалуйста.

А.Улюкаев: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию проект регламента исходит из координации основных функций правительственной комиссии и компаний с государственным участием. Я напомню, что объектами деятельности нашей комиссии являются инвестиционные проекты, которые реализуют либо госкорпорации и компании с госучастием в тех случаях, когда сумма этого проекта превышает 10 млрд рублей, а для ТЭКа 100 млрд рублей, либо те компании частного бизнеса, которые работают по этим проектам за счёт средств, хотя бы частично, федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, Внешэкономбанка. По нашим прикидкам, это 70 с небольшим проектов, которые на сегодня подпадают под эти критерии. Регламент устанавливает порядок принятия принципиальных решений комиссии по трём основным позициям. Первое – это включение инвестпроекта в реестр, второе – это согласование эксплуатационных характеристик тех видов продукции машиностроения, которые будут включены в перечень перспективных потребностей по этим проектам, и третье – согласование закупки отдельных видов продукции машиностроения за рубежом, если не удаётся соответствующего качества отечественные аналоги вовлечь в реализацию этого проекта.

Первое. По поводу реестра. Решение комиссии о включении в реестр проектов является основанием для формирования плана перспективных потребностей и содержит в принципе всю необходимую информацию, для того чтобы комиссия и подкомиссии в дальнейшем принимали соответствующие решения. Вместе с тем в отдельных случаях есть необходимость принятия решения о невключении в реестр, и комиссия также может принять это решение. Например, в том случае, если реализуется инвестпроект за счёт связанного кредита, где условием предоставления кредита являются поставки соответствующей техники.

Второе. Это согласование эксплуатационных характеристик. У нас распоряжением Правительства установлено 11 позиций продукции машиностроения, закупки которой не могут быть осуществлены без согласования эксплуатационных характеристик комиссией. Регламент устанавливает особенности согласования в случае разногласия между Минпромторгом, который готовит заключение о возможности согласования, и того юридического лица, которое инициирует проект. В случае этих разногласий они рассматриваются на заседании подкомиссии. Она может принять положительное решение только в том случае, если юрлицо согласно с теми изменениями, которые предлагает внести Минпромторг. Если всё ещё сохраняются разногласия, вопрос выносится на более высокий этаж, на уровень комиссии, которая принимает окончательное решение о согласовании эксплуатационных характеристик по отдельным видам продукции.

По согласованию закупок за рубежом. У нас распоряжение Правительства установило 139 позиций по продукции машиностроения, закупки которой для реализации указанных проектов не могут быть осуществлены вне Российской Федерации без согласования с комиссией. В этом случае опять-таки инициатором работы является Минпромторг, который даёт своё мнение о возможности согласования закупки за пределами территории Российской Федерации или невозможности. Если есть мнение о том, что согласуется закупка за пределами, тогда без каких-то проволочек подкомиссия может принять такое решение.

Более сложная процедура возникает в случае, если Минпромторг говорит о нецелесообразности согласования закупок за рубежом. В этом случае он говорит, что есть российский производитель, и даёт заключение о том, что этот производитель способен, во-первых, поставить изделие, образец того качества, которое требуется для реализации этого проекта. Второе – даёт заключение о стабильности качества поставляемой продукции, что это не только образец, но и целая линия будет идти на таком уровне качества. И третье – о том, что производитель будет поддерживать эксплуатационную годность этой продукции, обеспечивать обслуживание, эксплуатацию и так далее. И, конечно же, даёт заключение о том, что есть или нет гарантии исполнения этих обязательств российским поставщиком.

Это заключение является основанием для того, чтобы комиссия приняла соответствующее решение, после чего юридическое лицо – инициатор проекта может уже вступить в коммерческие переговоры с тем российским производителем, который, по заключению Минпромторга, в состоянии дать такое качество продукции, или с любым другим российским производителем, если это юрлицо в состоянии найти самостоятельно такого производителя.

В отдельных случаях может быть поставлен вопрос о том, что коммерческие переговоры привели к тому, что согласована позиция по пригодности этого изделия, но возникли ценовые различия, то есть закупка за рубежом по ценовым параметрам оказывается выгоднее, чем закупка у российских производителей. В этих случаях может быть поставлен вопрос о принятии мер государственной поддержки производителей российской продукции – о субсидировании кредита, например, или иной формы государственной поддержки, для того чтобы уравнять ценовые предложения российские с ценовыми предложениями зарубежных поставщиков.

Вот, собственно, основные позиции регламента. У нас, Дмитрий Анатольевич, до сих пор сохранились технические разногласия с некоторыми ведомствами относительно сроков рассмотрения соответствующих вопросов. Мы старались придерживаться линии на жёсткость сроков, с тем чтобы не замораживать реализацию этих очень важных проектов и не создавать дополнительных административных барьеров. Тем не менее некоторые коллеги, ведомства говорят, что эти сроки следовало бы увеличить. До сих пор просят дать нам несколько дней, для того чтобы мы этот вопрос утрясли. Спасибо.

Д.Медведев: Ну, пожалуйста, вы утрясайте. Я напомню, что, когда вообще возникла идея такого рода порядка, регламента, процедур, многие предприятия наши, и крупные предприятия, вообще выражали опасения, что этот порядок свяжет всё по рукам и ногам, что он создаст непроходимые проблемы, в результате которых и российские поставщики ничего не поставят, и из-за границы не дадут ничего привезти. Вот нам нужно создать такую схему, которая будет работать. Это первое. Надеюсь, что вот то, что вы сейчас сообщили, отражает уже баланс такого рода подходов.

Второе. Я не знаю, в отношении конкретных сроков в чём расхождения, но чем короче эти сроки будут, тем лучше. Это абсолютно очевидно. Прошу вас всё довести до логического завершения и представить этот регламент. Он утверждается Правительством или министерством?

А.Улюкаев: Комиссией.

Д.Медведев: По сути, тогда, считай, Правительством и утверждается. У нас в основном члены Правительства в состав правительственной комиссии входят.

А.Улюкаев: Мы руководствовались именно тем, о чём Вы сказали. Первое – принципом «не навреди», что мы не должны затормозить реализацию проекта и ухудшить качество этого проекта. И второе – мы старались, как я уже сказал, минимально короткие сроки для рассмотрения, для исполнения тех процедур, которые прописаны в регламенте, предусмотреть.

Д.Медведев: Договорились, значит, дорабатывайте. Но с учётом того, что это дело новое, я бы хотел, чтобы прошла какая-то верификация и через некоторое время, месяц-два, вы мне отдельно на заседании этой комиссии или просто при личной встрече сказали, что это работает, а вот это не работает, и мы просто тогда это поправим. Потому что, я уверен, этот механизм нужно будет донастраивать, он непростой. Договорились.

Двигаемся дальше. Теперь, пожалуйста, Денис Валентинович, выступаете вы.

А.Улюкаев: А у меня ещё один вопрос.

Д.Медведев: По ЕАЭС ещё один вопрос, пожалуйста.

А.Улюкаев: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Как Вы сказали во вступительном слове, вопрос о реализации политики импортозамещения в рамках ЕврАзЭС – это, по сути, вопрос развития научно-технического, экономического сотрудничества, кооперации производителей. У нас, к сожалению, она не очень велика. У нас, скажем, товарооборот России и остальных стран ЕврАзЭС – это 8% нашего внешнеторгового оборота. Соответственно, есть большие возможности по увеличению объёма и технологических трансфертов.

Три пункта, которые я хочу коротко осветить.

Первое. Реализация политики импортозамещения и расширение промышленной кооперации должны опираться на долгосрочный стабильный спрос. Этот спрос формируется крупными инвестпроектами стран-участников и совместными проектами государств-членов при поддержке в том числе и наших совместных финансовых институтов. Здесь очень важно соответствующее качество этой работы. Поэтому предлагается рассмотреть возможность того, чтобы производители, поставщики продукции для соответствующих проектов остальных стран ЕврАзЭС были приравнены к поставщикам, в отношении которых не применяются нормы согласования закупок в рамках инвестиционных проектов, то есть к национальным поставщикам.

Следующее. В отношении новых совместных проектов, которые будут реализовываться на межгосударственном уровне, на уровне государств – членов ЕврАзЭС, а также при поддержке совместного финансового института – Евразийского банка развития и имеющихся межгосударственных программ, применять норму о формировании перечней перспективных потребностей, то есть ту же самую норму, которая в регламенте нашей комиссии использована, и при необходимости вносить предложения по введению иных механизмов, предусмотренных регламентом работы правительственной комиссии.

Второе. Для развития кооперации и импортозамещения в нашем совместном региональном проекте важный ограничитель – это структура промышленного производства. Высока доля отраслей низкого уровня технологического передела, добывающих отраслей, среднетехнологичных отраслей. А потребность для реализации этих проектов, наоборот, в высокотехнологичной продукции отраслей высоких технологических переделов. Это значит, что нам потребуется во всех странах-участницах осваивать новые технологические компетенции. В этой связи нам необходимо организовать мониторинг текущего уровня компетенций компаний, которые представляют государства – члены ЕврАзЭС, с точки зрениях их технологического уровня и в том числе с точки зрения экспортного потенциала той продукции, которую они выпускают или способны выпускать.

По результатам проведённого мониторинга и с учётом разработанных отраслевых планов по импортозамещению (у нас их 22) совместно с заинтересованными компаниями и органами исполнительной власти стран – участниц ЕврАзЭС необходимо будет сформировать «дорожные карты» по расширению взаимного использования технологий, продукции и услуг предприятий стран – участниц ЕврАзЭС, предусмотрев в том числе и мероприятия по локализации технологий, материалов и оборудования для реализации этих инвестиционных проектов.

Третье. У нас существует определённый задел в виде межгосударственных технологических платформ. У нас семь таких совместных платформ – это суперкомпьютеры, медицина будущего, светодиоды, фотоника, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и биоэнергетика. Этот задел, скорейшая его реализация, во многом и определяют суть и успешность проведения политики импортозамещения с точки зрения создания современных комплектаторов разных уровней в целях замены импортных комплектующих продукцией, выпускаемой компаниями, представляющими ЕврАзЭС.

Вот как  нам предоставляется необходимость организации работы для использования технологического потенциала наших стран при налаживании импортозамещения.

Д.Медведев: Спасибо. Давайте перейдём к импортозамещению в сельхозмашиностроении. Денис Валентинович, пожалуйста.

Д.Мантуров: Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич.

Во-первых, за поддержку предложения в части увеличения объёмов финансирования, скидки нашим сельхозмашпроизводителям, а также ряд других предложений, которые мы Вам направляли, с чем Вы согласились. Мы всё это сынтегрировали в отдельную программу поддержки сельхозмаша, по аналогии, как это было сделано по другим отраслям. И уже внесли в Правительство для согласования.

В прошлом году положительные тенденции в части сельхозмаша происходили на фоне общего снижения рынка на 15%. Но основной вклад в увеличение объёмов производства внесли энергонасыщенные трактора – в два раза. Ещё больший объём (в 2,4 раза) был произведён и поставлен на рынок – это кормоуборочные комбайны. И на 5% увеличился объём производства зерноуборочных комбайнов. Отмечу также наращивание объёмов производства по ряду других видов сельхозтехники, в частности по пресс-подборщикам, тракторным косилкам и плугам.

Повышение экспортной активности наших ведущих предприятий происходило в прошлом году также на фоне снижения общемирового спроса на сельхозтехнику. В частности, рынок энергонасыщенных тракторов и самоходных комбайнов в США упал на 32%, в Канаде – на 22%, в Европе – на 15%. В таких условиях упрочнение позиций отечественных производителей на внешних рынках подтверждает эффективность мероприятий, которые реализуются в отрасли при движении по линии импортозамещения.

В этой части мы выделили четыре основных направления, включая тракторы, технику для растениеводства, оборудование для животноводства и кормопроизводства. Особое внимание отведено расширению производства ключевых компонентов и агрегатов, что позволит максимально увеличить создаваемую в стране добавленную стоимость продукции сельхозмаша.

Могу сказать, что по каждому вектору отраслевого плана импортозамещения наши предприятия, используя набор субсидиарных инструментов, в прошлом году существенно нарастили свои компетенции. В частности, нами доведено 150 млн рублей субсидий на проведение НИОКР по разработке унифицированной линейки тракторов 3 и 4-го классов. По этим позициям мы сегодня имеем серьёзную зависимость от импорта. Доведя разрабатываемую продукцию до серии, к 2020 году мы рассчитываем заместить до 75% рынка в данном сегменте.

В секторе гусеничных тракторов получена опытно-промышленная партия и подготовлены производственные мощности под выпуск семейства машин 3–6-го классов. Здесь мы ставим задачу снижения доли иностранного присутствия с 98 до 53%. Мы фокусируемся также на организации производства малых колёсных тракторов, которые наиболее популярны у небольших фермерских хозяйств, и тракторов 5–8-го классов, потребителями которых являются крупные агрохолдинги. 

По комбайнам выделю два поддержанных нами проекта «Ростсельмаша». В рамках постановления №1312 направили 140 млн рублей на разработку кормоуборочного комбайна производительностью свыше 200 тонн в час. В этой нише мы рассчитываем к 2020 году заместить около 65% импорта. На реализацию ещё одного проекта донского предприятия, предусматривающего создание разных модификаций высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов, Фондом развития промышленности одобрен льготный заём на 185 млн рублей. Также фонд предоставил льготное финансирование в объёме 500 млн «Воронежсельмашу» на организацию производства оборудования для обработки и хранения семян.

Помимо этого направления в секторе растениеводства мы концентрируемся на замещении импорта по технике для обработки почвы. Наконец, в сегменте оборудования для животноводства отмечу реализуемый при нашем участии проект подготовки серийного выпуска инновационного доильного робота, который коллеги вам сегодня продемонстрировали. В этом контексте должен сказать, что вместе с ведущими отраслевыми центрами компетенций мы вошли в активную фазу подготовки отдельной стратегии по развитию машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности. В III квартале этого года мы будем готовы внести в Правительство для последующего утверждения. Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Спасибо. Теперь можем обсудить всё, что прозвучало. У нас есть ещё несколько коллег, которые готовы выступить. Давайте их послушаем. С учётом того, что сельхозмашиностроение касается не только Минпрома, но и Минсельхоза, – пожалуйста, Александр Николаевич. 

Д.Медведев: Пожалуйста, Александр Николаевич.

А.Ткачёв:  Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Коллеги! Хочу, пользуясь случаем, от всех крестьян России поблагодарить за это беспрецедентное решение. Хочу напомнить, что в 2016 году бюджет на поддержку сельхозмашиностроения составил 2 млрд рублей, а та цифра, которую Вы озвучили, – 10 млрд – в пять раз больше. Хочу проинформировать всех присутствующих, что на эти средства крестьяне купят порядка 20 тыс. единиц техники, сельхозмашин, то есть это огромный задел. И сельхозмашины будут по более низкой цене, и, с другой стороны, мы стимулируем серьёзно наши предприятия сельхозмашиностроения.

Конечно, особые слова благодарности за наши вузы, университеты. Мы действительно нуждаемся в этом остро. Мы хотим, чтобы наши кадры учились на современной технике. В большинстве вузов она уже, конечно, старая. А о каком прогрессе можно говорить, когда специалист выходит в поле, на базу и навыки имеет на старой технике? Говорить о каком-то прогрессе здесь не приходится.

Что касается западных инвестиций, которые тоже приходят в страну. Для них это тоже является серьёзным стимулом, в том числе в вопросах локализации, и предприятия очень стараются как можно больше комплектующих размещать, заказов на территории нашей страны. Как я уже сказал, это будет серьёзным подспорьем для того, чтобы создавать конкуренцию – хорошую, качественную конкуренцию – в нашей стране и, естественно, дефицит сельхозмашин заполнять импортной продукцией, произведенной на территории России, подчеркну.

Что касается статистики и цифр, сегодня на полях нашей страны работает порядке 460 тыс. тракторов, из них у 60% износ более 10 лет, считается, что трактор уже нужно менять. Так вот, чтобы идти в ногу со временем, своевременно заменять и иметь действительно тягловую силу мощную, современную, технологичную, селянам нужно в год приобретать порядка 46 тыс. тракторов, а мы на сегодняшний день покупаем только порядка 12 тыс., то есть меньше в 3,5 раза. Всего дефицит техники – порядка 180 тыс. тракторов и 80 тыс. комбайнов.

Хочу сказать, что мы только в начале пути, мы делаем первые шаги, и то, о чём я говорил, – 20 тыс. техники мы приобретём на эту сумму поддержки… Я думаю, что на следующий год, дай бог, ситуация экономическая будет лучше. Мы, конечно, эту цифру должны увеличивать, тем самым поддерживать, как я уже говорил, наши предприятия. Безусловно, что примечательно, Дмитрий Анатольевич, эта техника пошла и в дальние регионы, в Сибирь, на Дальний Восток, где уровень оснащения, энерговооружённости достаточно слаб. Мы рассчитываем в долгосрочной перспективе получить главное зерно там именно, в этих регионах, потому что урожайность низкая по причине, безусловно, отсталости, слабых технологий и так далее.

Хочу привести пример: в Европе энергонасыщенность, обеспеченность на 1 гектар – 5 лошадиных сил, у нас – 1,5, то есть нам надо ещё лет 10 активной работы и поддержки, но самое главное, что мы на правильном пути. Крестьяне это поддерживают всячески и с удовольствием работают на отечественной технике, которая стала значительно лучше (это все отмечают), дешевле в два-три раза. И, конечно, это уникальный шанс через технику привести новые технологии, а значит, увеличить и урожайность, и,  естественно, жизнь на селе. Спасибо.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/21577/