Совещание по финансово-экономическим вопросам

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Дениса Мантурова

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Мы сегодня продолжаем обсуждение сложных вопросов исполнения бюджета в начавшемся году. Частично вчера их обсуждали со всеми членами Правительства, сегодня поговорим в более узком составе.

Как известно, в федеральный бюджет заложена среднегодовая цена на нефть 50 долларов за баррель. Когда верстался проект бюджета, цены находились примерно на этом уровне и такой прогноз выглядел вполне реалистично. Хотя ещё совсем недавно проекты верстались вообще под другие цифры, мы их тоже помним – под цифры, которые сегодня уже кажутся просто запредельными.

Но драматическое движение нефтяных котировок, которое мы видим в последние недели, особенно в последние дни, создаёт весьма серьёзные риски для исполнения бюджета. Не исключено, что и в дальнейшем проблемы будут сохраняться, не исключено дальнейшее падение нефтяных котировок. Появление на рынке новых игроков, таких как Иран, создаёт дополнительные риски для нефтяных цен, но, может быть, будут происходить и отскоки. Тем не менее мы должны быть готовы к любому развитию ситуации, о чём мы с вами говорили последние несколько дней постоянно, включая и совещание у Президента.

Прежде всего нужно определиться, какой прогноз относительно нефтяных цен наиболее реалистичен. Это крайне сложная задача. Понятно, что речь скорее может идти не о конкретной цифре, а о некоем коридоре, который хотелось бы максимально сузить – настолько, насколько это получится.

Нужно предусмотреть меры по мобилизации доходов бюджета, в том числе в плане приватизации и сокращения дебиторской задолженности, с учётом этого скорректировать расходную часть бюджета, приведя её в соответствие с ожидаемыми доходами (конечно, прежде всего за счёт сокращения неэффективных трат), чтобы даже в такой сложной бюджетной ситуации обеспечить исполнение социальных обязательств, финансирование защищённых статей. Мы будем смотреть, какие расходы нужно подсократить (причём теперь уже, к сожалению, существенно подсократить, а не так, как мы это делали ещё совсем недавно), от каких проектов мы просто вынуждены будем отказаться или отложить на более поздние сроки.

Я поручил всем министерствам и ведомствам подготовить предложения по сокращению расходов и численности государственного аппарата. Есть, соответственно, позиция Минфина, Минэкономразвития. Сегодня мы эти соображения обсудим.

Далее. Мы с вами это прекрасно понимаем, это, в общем, такая тривиальная вещь: при любом развитии событий нам необходимо снижать долю нефтегазового сектора в экспорте и доходах бюджета. Как показывает мировой опыт, чем выше такая независимость бюджета, тем больший эффект дают «антикризисные» меры, а экономика значительно легче проходит так называемые стрессовые периоды, если опирается не только на сырьевые отрасли или даже не столько на сырьевые отрасли, а на другие отрасли.

К тому же, как бы сейчас ни было тяжело, нам всё равно нужно продолжить развитие. В этом году нужно сосредоточить усилия на поддержке отдельных отраслей и секторов экономики, прежде всего тех, у кого есть высокий потенциал как с точки зрения импортозамещения, так и позитивного влияния на ситуацию в целом или хотя бы в нескольких смежных секторах.

При разработке мер поддержки нужно найти разумный компромисс между отраслевыми интересами и реальными возможностями государства на текущий момент, сконцентрировать ресурсы прежде всего на тех проектах, которые дают максимальный позитивный эффект для конкретной отрасли.

Сегодня мы обсудим планы по трём секторам – это автопром, транспортное машиностроение и лёгкая промышленность. Все они в прошлом году столкнулись со значительным снижением спроса на свою продукцию. Причины кроются не только в стоимости товаров или их качестве, но и в резко изменившихся условиях, в которых оказались производители.

Что скрывать, если раньше и существовали планы сократить масштабы поддержки автопрома, то сейчас этого делать нельзя. Принято решение не просто их сохранить, но и увеличивать. Такие предложения подготовлены, эти меры позволят существенно обновить автомобильный парк, поддержать лизинг техники, автокредитование, простимулировать покупку нового городского общественного транспорта и расширение внутреннего рынка газомоторного топлива. Это должно оказать позитивное влияние на ситуацию в отрасли, стабилизировать рынок, сохранить на территории страны производственные мощности и коллективы, конечно (это, может быть, самое главное), в первую очередь те коллективы, где существуют квалифицированные кадры, которые появились за эти годы в российском автопроме.

Программа поддержки транспортного машиностроения также направлена на стимулирование производства и поддержку спроса. Она поможет поддержать инвестиционные проекты по модернизации и расширению мощностей по выпуску крупного вагонного литья, вести обновление парка подвижного состава. Что не менее важно, программа будет способствовать укреплению экспортного потенциала отрасли. Здесь есть хороший задел. По итогам десяти месяцев прошлого года, во всяком случае по данным Минпромторга, экспорт продукции железнодорожного машиностроения вырос почти на 53%. Нужно сделать всё, чтобы эту тенденцию постараться сохранить.

Что касается лёгкой промышленности, то сегодня мы обсудим возможности продления ряда действующих субсидий, предоставления новой субсидии. Она пойдёт на компенсацию затрат при производстве школьной формы для учеников начальных классов из российских тканей. Также есть предложение установить новые критерии отнесения предприятий отрасли к субъектам малого и среднего бизнеса – без существующегоограничения по численности работников. Этот шаг может позволить компаниям принять участие в программах поддержки со стороны Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Такова повестка дня. Начнём мы с общих вопросов, потом перейдём уже к отраслевым. 

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/21430/