Совместное заседание Правительственной комиссии по импортозамещению и Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Посещение Дальневосточного завода «Звезда»
Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании
Заключительное слово Дмитрия Медведева по вопросу развития судостроения на Дальнем Востоке
Брифинг Юрия Трутнева и Дмитрия Рогозина по завершении заседания
Перед совместным заседанием комиссий Дмитрий Медведев посетил Дальневосточный завод «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края.
Дальневосточный завод «Звезда» основан в 1946 году и в настоящее время входит в ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта». Это ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке, специализирующееся на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев.
За время производственной деятельности заводом отремонтировано, модернизировано и переоборудовано более 600 боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ РФ, возвращены в строй 51 атомная и 13 дизельных подводных лодок различных проектов первого, второго и третьего поколений, построено 67 плавучих металлических причалов для базирования кораблей.
В настоящее время на базе завода по поручению Президента России консорциумом инвесторов в составе ОАО «НК “Роснефть”», АО «Газпромбанк» и АО «Объединённая судостроительная корпорация» реализуется инвестиционный проект «Создание судостроительного комплекса “Звезда”». Новое предприятие будет выпускать суда водоизмещением до 350 тыс. т, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники.
Сроки реализации проекта: 2012–2024 годы, общий бюджет – 145 483 млн рублей (на текущий момент в строительство инвестировано около 21 млрд рублей).
Реализация проекта предусматривает создание более 7 тыс. рабочих мест. С вводом в эксплуатацию всех объектов СК «Звезда» общая численность населения в городе Большой Камень в перспективе до 2024 года увеличится на 18,5 тыс. человек (с учётом работников и членов семей). Для обеспечения их жильём запланировано строительство трёх новых микрорайонов.
Совместное заседание правкомиссий по импортозамещению и по развитию Дальнего Востока
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! У нас сегодня с вами большое совещание, если называть точно, совместное заседание Правительственной комиссии по импортозамещению и Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Почему оно совмещённое? Потому что здесь вопросы импортозамещения в полной мере совпадают с вопросами развития Дальнего Востока, ну и участники этих двух комиссий в значительной мере тоже совпадают. Поэтому мы совместили эту работу неслучайно, обсудим вопросы импортозамещения в разрезе прежде всего судостроительной отрасли на Дальнем Востоке.
Несколько слов о том, чем мы будем заниматься. В Арктике и на Дальнем Востоке нам предстоит разработать немало шельфовых месторождений, поэтому потребности нефте- и газодобывающих компаний в современных судах, морской технике огромные. Для того чтобы судостроители могли увереннее себя чувствовать в условиях жёсткой конкуренции со стороны наших ближайших соседей, нужен стабильный, гарантированный спрос на их продукцию. В этом случае отрасль имеет все шансы не только закрыть существенную часть отечественного рынка гражданского судостроения, но и занять прочное место на мировом рынке.
Д.Медведев: «В Арктике и на Дальнем Востоке нам предстоит разработать немало шельфовых месторождений, поэтому потребности нефте- и газодобывающих компаний в современных судах, морской технике огромные. Для того чтобы судостроители могли увереннее себя чувствовать в условиях жёсткой конкуренции, нужен стабильный, гарантированный спрос на их продукцию. Мы исходим из того, что в долгосрочных программах развития компаний, как мы и договаривались, намечен плановый переход от использования иностранного оборудования к отечественному оборудованию».
Хотя, скажем прямо, это совсем не просто – на мировом рынке нас никто не ждёт. Всякое новое появление, всякий новый участник, естественно, сталкиваются с ожесточённой конкуренцией, но всё равно попытаться необходимо. Для того чтобы всё это произошло, нужно определить прозрачный порядок планирования и размещения заказов, включая чёткие правила взаимодействия органов власти с заказчиками. При этом мы, конечно, исходим из того, что в долгосрочных программах развития компаний, как мы и договаривались, намечен плановый переход, то есть не одномоментный, но тем не менее такой очевидный: от использования иностранного оборудования к отечественному оборудованию. У Министерства промышленности и торговли на эту тему есть предложения, сегодня рассмотрим их.
Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли на базе Дальневосточного центра судостроения и ремонта создаётся современный промышленный кластер по строительству судов и морской техники. Я только что посетил его вместе с коллегами. Посмотрели, как там всё выглядит. Впечатления разные: действительно видно, что стройка идёт, что она набрала обороты, но очевидно и то, что нужно работать быстрее, строить энергичнее. Всё должно крутиться быстрее – в этом требование сегодняшнего дня. Есть ответственные за этот процесс и в Правительстве (это Дмитрий Олегович Рогозин, Денис Валентинович Мантуров, другие члены Правительства, которые за этот процесс отвечают), и в компании «Роснефть», и в «ОСК». Все должны понимать меру своей ответственности.
Силами основного инвестора, в настоящий момент это «Роснефть», на «Звезде» через год планируется заложить первое судно. Сегодня хотел бы ещё раз услышать, как продвигается работа. Мне вкратце доложили во время посещения строящегося цеха, но нужно, чтобы об этом узнали все здесь присутствующие. Какие есть проблемы? Есть ли отставание от графика? Что происходит с кадровым обеспечением? Сколько людей ещё требуется, где их брать, а как только появятся люди, где их селить? Как мы будем строить дома для этого? Что происходит с инфраструктурой, включая подключение к газовой инфраструктуре? И как обстоят дела с важнейшей составляющей этого проекта, то есть с заказами, кто и что заказывает? Конечно, потребности инвесторов существенны, я имею в виду тех, кто сейчас этим занимается, – «Роснефть» и «ОСК», но нужно привлекать и другие компании. Поручения эти были даны и на президентском уровне, и я давал такие поручения на совещании по развитию судостроения отечественного. Хотел бы услышать, что происходит.
По поводу жилья и инфраструктуры, соответственно, электроснабжения, дорог, социальной инфраструктуры, нужно понять, по какой модели это делать. Новое жильё должно быть доступным. Напомню, что новый институт развития уже создал модель финансирования арендного жилья и предусмотрел на это средства. Также специально для граждан, которые приобретают жильё в Дальневосточном округе, будет софинансироваться вычет из ставки по ипотеке на первичном рынке, что несколько понизит общую ставку.
Неделю назад, а именно 10 декабря, я подписал постановление Правительства, которое снижает требования к минимальному объёму возводимого и вводимого жилья на территории Дальневосточного округа в рамках программы «Жильё для российской семьи». Обращаю на это внимание всех губернаторов, которые присутствуют сегодня на нашем заседании. Это позволит дополнительно включать в программу проекты жилищного строительства в местах с невысокой численностью и невысокой плотностью населения. А здесь, на Дальнем Востоке, таких мест предостаточно.
До 1 февраля предлагаю сделать ещё некоторые вещи, в частности: каким образом должна работать эта наша система судостроительного комплекса «Звезда» и сам ДЦСС. Нужно создать ТОР, то есть территорию опережающего развития. Жду внесения документов Министерством по Дальнему Востоку. Нужно внести этот документ в Правительство – документ о создании территории опережающего развития в Большом Камне – в срок до 1 февраля.
Ещё один вопрос, который мы сегодня рассмотрим, – комплексное развитие Комсомольска-на-Амуре, включая состояние промышленности, жилищного фонда, сферы образования и здравоохранения. Я напомню, что об этой теме говорилось в Послании. Действительно, существует необходимость превратить этот город в один из динамично развивающихся центров.
В последние годы здесь по известным причинам мало что происходило, делалось недостаточно. Четвёртый по величине город региона за 25 лет потерял практически 20% своих жителей – почти четверть трудоспособного населения. Износ основных фондов в сфере ЖКХ, энергетики, транспорта достигает 75–80%, притом что речь идёт об одном из весьма развитых в прошлом индустриальных центров гражданского машиностроения, металлургии, с развитой промышленной и научной базой, историческими традициями, инженерной школой. В общем, этот очевидный разрыв существует, особенно остро это чувствуешь, когда ездишь по городу. Я думаю, что практически все присутствующие там бывали. Понятно, что решить эту задачу за один год невозможно, но необходимо внести существенный вклад в решение этой задачи, переломить ситуацию в разумные сроки. Сейчас нужно определиться, как нам работать, просто чтобы люди увидели, что этими проблемами, наконец, занялись.
Несколько месяцев назад там тоже сформирована территория опережающего развития с упором на развитие производств авиастроения и судостроения. Необходимо ещё раз посмотреть параметры этой ТОР, сравнить бизнес-модель с другими планами по локализации в регионе высокотехнологичных производств, по модернизации предприятий, по загрузке мощностей (в первую очередь Амурского судостроительного завода и единственного на Дальнем Востоке металлургического предприятия «Амурметалл», где тоже всё, мягко говоря, сложно), увязать все эти меры воедино и представить комплексный план в Правительство Российской Федерации.
И по деньгам. Надо внимательно проанализировать, что мы можем профинансировать в рамках отраслевых программ, в том числе за счёт перераспределения средств федерального и регионального бюджетов и за счёт привлечения дополнительных источников, в частности Фонда развития Дальнего Востока.
Рассчитываю, что будут конкретные предложения и по подходам к развитию города, и по объектам, и по финансированию.
В целом мы сегодня позанимаемся этими вопросами и поговорим о том, как работают наши правила, касающиеся импортозамещения.
Вообще импортозамещение – это вполне конкретная история. Понятно, что у больших компаний больше возможностей, у средних – меньше. Тем не менее каждый, кто этим занимается и на должностях государственной службы, и в компаниях на коммерческой работе, должен понимать, что от него многое зависит, принимать необходимые решения.
Мы только что участвовали в подписании документов. Были подписаны документы между КамАЗом и «Роснефтью» о приобретении более чем 1200 автомобилей КамАЗа. «Роснефть» приобрела их для собственных потребностей. Это, с одной стороны, в непростой достаточно период КамАЗ поддерживает, а с другой стороны, всё-таки является таким очевидным знаком того, что крупнейшие российские компании приобретают продукцию других российских компаний, причём именно высокотехнологичную продукцию.
Надеюсь, что все будут работать слаженно. Собственно, ради этого и для развития «Звезды», о которой мы сегодня будем говорить, я также подписал ряд решений, в том числе о передаче участков недр федерального значения «Роснефти». Надеюсь, что для их освоения будет использоваться морская техника, которая будет производиться на «Звезде». Это даст дополнительный импульс развитию не только самой «Роснефти», но и нашего крупнейшего судостроительного комплекса на Дальнем Востоке, обеспечит его дополнительным количеством заказов. Для этого также утверждена «дорожная карта» по другому направлению – я имею в виду Восточную нефтехимическую компанию. Почему специально об этом здесь говорю? От таких решений, надеюсь, будет зависеть быстрота движений по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона и вопросы импортозамещения в том числе.
Теперь хотел бы, чтобы выступил Министр промышленности. Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову), прошу Вас совместить два доклада: общий доклад об организации производства и закупке судов, буровых платформ и гражданской морской техники для российских нефтегазодобывающих компаний, а второй – о ходе реализации проекта судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае. Просто чтобы нам эти вопросы совместить, они действительно взаимосвязаны.
Пожалуйста.
Д.Мантуров: Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич. Уважаемые коллеги! Мы совместно с Минэнерго и крупнейшими нефтегазовыми компаниями определили требования к судам и морской технике для добычи и транспортировки углеводородов на шельфовых месторождениях. В настоящее время компетенциями по строительству такой техники обладают в России 12 предприятий, 8 из которых входят в состав ОСК. Соответственно, четыре компании – три независимые и четвёртая, «Звезда», с государственным участием.
Заявленная нефтегазовыми компаниями потребность в судах и морской технике до 2030 года суммарно составляет 237 единиц, из них 36 относятся к крупнотоннажному судостроению.
Для обеспечения транспортной доступности шельфовых месторождений совместно с Минтрансом, «Совкомфлотом» и «Росатомом» определена потребность в ледокольном флоте. Предприятия отрасли уже выполняют заказы по строительству четырёх дизель-электрических ледоколов, а также трёх новых универсальных атомных ледоколов мощностью 60 МВт, которые будут сдаваться в 2018, 2019 и 2020 годах.
Кроме того, принято решение о продлении этой серии ещё на два ледокола, и начато проектирование уникального ледокола мощностью порядка 110 МВт для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути.
Что касается обеспечения закупок морской техники, мы включили в соответствующие требования разработанные с другими ведомствами нормативные акты с учётом механизма, предусмотренного 249-м федеральным законом.
В рамках исполнения поручения Президента в части удовлетворения потребностей компаний ТЭКа в морской технике Правительственной комиссией по импортозамещению подготовлен порядок согласования и размещения заказов на строительство судов и платформ. В соответствии с ним Минпромторг на основе заявок нефтегазовых компаний формирует и два раза в год актуализирует первичный план потребностей, учитывающий технические параметры и сроки размещения заказов. В течение 14 дней министерство оценивает готовность российских подрядчиков выполнить эти заказы в заданные сроки и организует согласительные мероприятия по унификации и серийности самих заказов.
В случае отсутствия возможности реализации заказов на отечественных верфях будем предлагать включение офсетных условий в контракт с иностранными исполнителями.
По результатам экспертизы Минпромторг формирует план размещения заказов, который выносится на подтверждение комиссии. В соответствии с этим планом нефтегазовые компании на ежеквартальной основе представляют информацию о фактическом размещении судостроительных заказов, и на её основе ведётся реестр их реализации.
Таким образом, мы сможем контролировать ход исполнения плана, а при возникновении каких-либо проблем будем их рассматривать на ежеквартальных заседаниях правительственной комиссии.
Проект порядка согласовывался с заинтересованными ведомствами, мы учли замечания, которые представляли коллеги. Предлагаю сегодня принять его за основу и учесть в разрабатываемом Минэкономразвития общем регламенте работы Правительственной комиссии по импортозамещению.
Если позволите, несколько слов о «Звезде», помимо того доклада, который сделал сегодня руководитель верфи при Вашем осмотре предприятия. Хотел бы напомнить о том, что при выбираемом варианте финансирования принято решение о том, что докапитализация будет проходить со стороны «Роснефтегаза» в объёме 60 млрд рублей. В общей сложности уже потрачено 20 млрд с момента начала стройки. 30 млрд рублей уже направлено из «Роснефтегаза» на консорциум «СТС» во главе с «Роснефтью». В рамках продолжения строительства в первую очередь эта проектная документация сейчас рассматривается в Главгосэкспертизе. На площадке, Вы уже видели, ведётся интенсивная работа.
Что касается второй очереди, то окончательное решение будет приниматься уже в 2017 году относительно сухого дока, в зависимости от того, как будет складываться конъюнктура, но при этом мы рассчитываем, что мы не только…
Д.Медведев: Сухой док – там же третья очередь?
Д.Мантуров: Нет, сухой док как раз во второй очереди, а третья очередь – это строительство отдельной верфи, которая будет заниматься строительством платформ.
Д.Медведев: То есть вы считаете, что надо будет ещё взвесить, как будут обстоять дела, как будет развиваться конъюнктура?
Д.Мантуров: Да. Мы исходим из того, как будут формироваться, во-первых, заказы на крупнотоннажные суда. Соответственно, мы должны выйти на производственные мощности, чтобы быть готовыми к размещению этих заказов. Но мы рассчитываем, что компании нефтегазовые завершат процедуру согласования соглашений с ДЦСС, для того чтобы иметь возможность размещения этих заказов.
Я хотел напомнить о том, что есть поручение Президента, которое находится сейчас на исполнении. В части Минэнерго должны быть включены проекты создания объектов энерго- и газоснабжения в инвестпрограммы Федеральной сетевой компании, «Газпрома», администрации Приморского края, Фонда развития Дальнего Востока, – обеспечить жилищными условиями сотрудников, которые, соответственно, будут набираться в количестве не меньше 3,5 тыс. человек в ближайшее время. Я рассчитываю на то, что Игорь Иванович (И.Сечин) более подробно доложит об этом проекте. Спасибо.
Д.Медведев: Да, спасибо. Игорь Иванович сейчас подробнее доложит. Но я просто исхожу из того, что все три очереди строительства должны быть исполнены, потому что в противном случае этот проект вообще не «выстрелит». Если сейчас разговор идёт о том, что мы определимся, делать это или не делать это, то тогда надо пересматривать саму концепцию, а это, я думаю, неправильно было бы. Поэтому я просил бы Вас вместе с «Роснефтью», вместе с ОСК ещё раз это всё проанализировать, конечно, но придерживаться тех решений, которые были приняты. Это первое.
Второе. Я во время посещения посмотрел там не только то, что связано с гражданским судостроением, но и тот компонент, который работает на Министерство обороны. Он нормально функционирует, потому что есть заказы на ремонты и так далее. Но тем не менее обратил внимание: там стоят лодки, которые утилизируются в рамках известной программы, и мы продолжаем брать деньги у американцев. Надо понять вообще, нужно нам это сегодня или нет. Поскольку это существенные средства, они хотят приезжать, естественно, ходить везде, вынюхивать… Нужно это сейчас или нет? Я пока, естественно, не поручаю что-то делать, нужно будет всё это посмотреть, доложить Президенту. Тем не менее просил бы такую работу членам Правительства по экономической части этих соглашений провести.
Дмитрий Олегович (обращаясь к Д.Рогозину), займитесь тогда.
Д.Рогозин: Есть, Дмитрий Анатольевич. Мы изучим этот вопрос и доложим Вам.
Д.Медведев: Хорошо.
Игорь Иванович, пожалуйста.
И.Сечин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые члены Правительства, коллеги! По поручению Президента Российской Федерации и Председателя Правительства «Роснефть» в составе консорциума «Современные технологии судостроения» реализует на Дальнем Востоке стратегически важный для региона и отечественной судостроительной промышленности проект судостроительного комплекса «Звезда». Общий объём инвестиций у нас – 145 млрд рублей.
Ваши поручения предусматривали решение следующих вопросов: обеспечение финансирования проекта, обеспечение заказами судостроительного комплекса «Звезда», создание инжинирингового центра ДЦСС, обеспечение сотрудников новой верфи и инжинирингового центра жильём.
В декабре 2015 года состоялось заседание совета директоров «Роснефтегаза», на котором было принято решение об инвестировании 60 млрд рублей, из них, как сказал Денис Валентинович (Д.Мантуров), 30 млрд уже перечислены. До получения данного решения с целью ускорения темпов строительства «Роснефть» выделила дополнительно 12 млрд рублей из собственных средств на проект.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, хотел бы также отметить, что мы готовы провести переговоры с другими участниками проекта, в частности с Газпромбанком, с ОСК, и довести денежные средства до выравнивания долей акционеров.
Далее хотел бы доложить о том, что было сделано за время вхождения компании в проект. Проведён анализ сводного сметного расчёта затрат на строительство объектов первой очереди, получено положительное заключение Главгосэкспертизы России. Сметная стоимость была снижена в результате оптимизации затрат почти на 4 млрд. Наведён порядок с разрешительной документацией – получено разрешение на строительство объектов, входящих в периметр завода, окрасочных камер, стапеля, БКП (блок корпусных производств), на котором мы только что были. Выделено финансирование в размере 12 млрд на продолжение строительства, утверждён реестр платежей, идёт целевое финансирование. Разработан технологический проект первой расширенной очереди судостроительного комплекса компании IMG для строительства судов и морской техники под ключ. Общий объём переработки металла увеличится в два раза и составит 90 тыс. т. Ранее проект первой очереди не предусматривал законченного цикла производства судов. Завершены работы по инженерным изысканиям первой расширенной очереди. В октябре 2015 года документация в стадии «П» передана на экологическую экспертизу, передача документации для Главгосэкспретизы запланирована на декабрь. Подготовлены технические задания для проведения тендерных процедур и заключения договора на проектно-изыскательные работы второй очереди. Поставлено технологическое оборудование для сварки и сборки металлоконструкций. На январь запланирован шефмонтаж. Для завершения работы по монтажу несущего каркаса технологического навеса из средств компании проведена закупка 13 срочных позиций технологического оборудования. По девяти поставка завершается в 2015 году, по остальным – до конца апреля 2016 года. В блоке корпусных производств выполнен монтаж 15 кранов, работу по монтажу первого крана планируется завершить до апреля 2016 года. Завершён механический монтаж технологического оборудования окрасочных камер, Вы это тоже видели.
Выполнена работа по забивке 2243 т шпунтовой стенки открытого тяжёлого стапеля, завершены строительные работы по блоку корпусных производств, окрасочных камер, зарегулированию ручья Школьного и канала промэнергопроводок. Ведутся работы по монтажу кабельных линий. Проведены конкурсные процедуры по выбору поставщиков кранового оборудования для оснащения тяжёлого стапеля: уникальный кран типа «Голиаф», мы также докладывали Вам об этом. Будут также поставлены четыре козловых крана грузоподъёмностью 320 т, четыре башенных крана по 100 т. Из девяти компаний-участников отобраны три мировых лидера – это Koks Krane, Hyundai и Cosco… Все участники об этом оповещены, и работа будет завершена.
Определено конструкторское бюро по проектированию спускового дока – КБ «Монолит». Прорабатываются варианты строительства дока в Российской Федерации на предприятиях ОСК, а для создания конкуренции приглашены также компании Китая и Сингапура. Целью реализации проекта судостроительного комплекса «Звезда» является не просто создание современного судостроительного предприятия, но и образование принципиально нового и эффективного промышленного кластера на Дальнем Востоке России. В этом смысле судостроительный комплекс «Звезда» выступит ядром, вокруг которого будут созданы предприятия судового машиностроения, производства необходимых для верфи материалов.
С целью повышения эффективности создаваемой верфи для получения необходимых технологий «Роснефть» взаимодействует с широким кругом технологических партнёров – мировых лидеров в основных сегментах судостроения.
В рамках сотрудничества с General Electric ведётся работа по локализации производства морского оборудования, определены приоритетные проекты: оборудование системы электродвижения, включая создание локализованной винторулевой колонки с электрическим мотором в гондоле высокого ледового класса, оборудование системы динамического позиционирования, энергетическое оборудование, дизель-генераторные агрегаты, системы управления и распределения электроэнергии, электропривода и автоматизации подъёмно-транспортного оборудования для судостроительной промышленности.
В рамках развития судостроительного кластера в Большом Камне совместно с General Electric планируется построить два завода: первый – по производству винторулевых колонок арктического класса, второй – судового электрооборудования.
Также совместно с «Трансмашхолдингом» и General Electric готовится на Пензенском заводе выпуск судовых дизелей современной конструкции мощностью 4,2 МВт для установки на суда и буровые платформы, которые будут производиться здесь, на Дальнем Востоке.
На 82-м судоремонтном заводе в Мурманске совместно с General Electric подписаны документы о создании заводов по производству подводных добычных комплексов.
Очевидно, что для успешной реализации проекта новая верфь должна быть обеспечена заказами. По результатам работы комиссии по вопросам стратегии и развития ТЭКа и экологической безопасности было принято решение о создании единого центра размещения заказов на базе ДЦСС.
Компания «Роснефть» заключила соответствующее соглашение с ДЦСС, «Совкомфлот» также заключил, и нами уже осуществлён заказ четырёх судов снабжения ледового класса Arc8.
В ноябре 2015 года совет директоров компании «Роснефть» одобрил формирование первоочередного заказа, а именно заказа дополнительно на две морские полупогружные разведывательные платформы. Одна из них имеет габариты 118,5 на 59,2 и на 18,5 м, вес 39 тыс. 260 т, ледового класса 1А – это 70 см льда.
Вторая – первая и уникальная навигационная перемещаемая платформа с габаритами 174 на 131 на 82 м, вес основания – 259 тыс. т, верхнего строения – 18 тыс. т, максимальная толщина льда – 2,5 м в рабочем режиме и 4,2 м – в режиме выживания, количество работников – 160, автономна до 60 суток. Также два судна-склада длиной 250 м, шириной 35 м, водоизмещением 25 тыс. т, ледового класса Arc6.
На этапе проведения компанией геологоразведочных работ в горизонте планирования до 2030 года портфель заказов будет увеличен до 75 единиц судов и морской техники.
Обращаемся с просьбой, чтобы другие компании, которые участвуют в работе на шельфе, также приняли участие в формировании заказа.
В отношении создания инжинирингового центра докладываю: с целью развития инжинирингового потенциала судостроительных активов компанией принято решение о приобретении ЦКБ «Лазурит» в Нижнем Новгороде (сделка находится в стадии завершения). «Лазурит» является старейшим конструкторским бюро по созданию морской техники и обладает профессиональным коллективом учёных и инженеров. На базе «Лазурита» формируется инжиниринговый центр с двумя филиалами – во Владивостоке и Петербурге. Подписаны соглашения о получении компетенций по проектированию и строительству судов обслуживающего флота, морских буровых установок с компаниями Keppel (Сингапур) и Damen Shipyards Group (Нидерланды).
В рамках пилотных заказов на суда снабжения с компанией Damen уже ведутся работы по проектированию. До сентября 2016 года планируется выпустить и одобрить российским морским регистром судоходства технический проект судов.
Таким образом, Дмитрий Анатольевич, почти все задачи, которые вы ставите, мы реализуем. Есть определённое отставание, связанное на первом этапе с отсутствием финансирования, но мы его совместно с ДЦСС навёрстываем.
В части потребности в жилье сотрудников судостроительного комплекса «Звезда» на 2016 год – частично этот вопрос будет решён за счёт размещения в служебном жилье, которое мы сейчас готовим. Часть людей будет размещена в арендованном жилье из имеющегося свободного жилого фонда.
В целях обеспечения сотрудников новой верфи жильём в среднесрочной перспективе «Роснефть» дополнительно приняла решение о выделении 500 млн рублей из бюджета проекта судостроительного комплекса «Звезда». Рассматриваются варианты распределения выделенных средств на выкуп имеющихся в Большом Камне готовых квартир и строительство ведомственного жилья. Тем не менее здесь, конечно, необходима государственная поддержка в решении вопроса строительства основного объёма жилья для сотрудников верфи, ведь у нас на верфи будет работать до 7 тыс. рабочих.
Позвольте несколько слов о проблемах, которые нам предстоит решить. По проекту развития ДВЗ «Звезда» под программу ремонта ряда изделий предусматривается строительство спускового дока грузоподъёмностью 20 тыс. т.
Для нужд гражданского судостроительного комплекса требуется спусковой док грузоподъёмностью 40 тыс. т. ДЦСС и Минпромторг России на совещании в 2014 году во Владивостоке согласовали техническое задание универсального дока двойного назначения грузоподъёмностью 40 тыс. т и намерение софинансирования его стоимости в равных долях. Мы со своей стороны дофинансировали разработку технического проекта в российском конструкторском бюро «Монолит», однако до настоящего времени подтверждения о софинансировании дока со стороны Минпромторга не получено. Ввиду больших размерений – 280×60 м, отсутствия спускового сооружения и необходимости его постройки к 2018 году нами прорабатывается вопрос кооперации по его изготовлению с ОСК и зарубежными верфями, как я докладывал. Такие переговоры сейчас ведутся. К сожалению, предложение, которое мы получаем от ОСК, почти в два раза дороже предложений китайских партнёров. Будем работать дальше.
Есть вопросы по теплоснабжению на верфи. Его планируется осуществлять посредством газотурбинной котельной, которую также планировалось финансировать за счёт средств ФЦП. К сожалению, на данный момент эта статья также удалена Минпромторгом из ФЦП. Будем работать с Минпромторгом, для того чтобы установить софинансирование.
Основные задачи, которые нам предстоит решить, связанные также с дноуглублением бухты, переносом ацетиленовой станции, будут решены в рабочем порядке. Спасибо большое.
Д.Медведев: Спасибо, Игорь Иванович.
По предыдущей части нашего совещания. Очевидно, что есть несколько ключевых моментов. Ещё раз о них скажу. Во-первых, это заказы. Обращаюсь ко всем руководителям регионов, руководителям наших компаний, которые работают на этом рынке: нам здесь нужно работать консолидировано, а не разбрасываться, деньги не палить в разных местах, если мы всё-таки выстраиваемся на работу в рамках ДЦСС. Эта работа требует больших средств, мы специально принимаем решения, в том числе те инвестиционные решения, о которых только что докладывал министр, руководители компаний. Мы должны работать здесь вместе.
Во-вторых, нужно наверстать то отставание, которое было допущено. Да, это непросто, но это возможно. Просил бы руководство компаний и непосредственно руководство самого предприятия направить на это все необходимые усилия. В части организационных решений и иных мер поддержки мы примем необходимые акты.
Теперь в отношении ещё одного ключевого вопроса – это жильё, я об этом уже говорил. Очевидно, что не будет жилья – не будет никакого движения, потому что нужны кадры, дополнительный приток людей. К сожалению, даже несмотря на то, что Большой Камень является, по сути, монопрофильным городом, исторически связанным с судостроением, всё равно кадры оказались вымыты, часть из них переехала в другие места, где раньше началось восстановление судостроения. Нам нужно готовить и молодёжь, но в то же время приглашать специалистов из разных мест, восстанавливать квалификации, компетенции. Поэтому нужно строить жильё. Эту программу нужно подготовить с использованием всех имеющихся у нас инструментов. Обращаю на это внимание и членов Правительства, и, естественно, компании «Роснефть», и самого предприятия, и Приморского края.
Нам нужно подвести все коммуникации, инфраструктуру, добиться необходимой слаженной работы и в части подготовки решений, связанных с поставкой основных источников энергии – и электроэнергии, и газоснабжения Большого Камня и нашего Дальневосточного центра судостроения. Также обращаю на это внимание всех компаний, которые этими вопросами занимаются. Прошу провести необходимые консультации и представить предложения, каким образом эту задачу мы планируем решать в ближайшей перспективе.
Ещё раз хочу сказать, что нам необходимо реализовать все три элемента восстановления наших возможностей по судостроению на Дальнем Востоке, то есть все три комплексных составляющих развития ДЦСС и «Звезды», а не ограничиваться там каким-то одним элементом, после которого вся эта история станет нерентабельной, и мы будем постоянно убытки здесь гасить.
Поэтому нужно заняться и поиском источников финансирования, а это, естественно, и средства компаний, инвесторы, и, конечно, заказы, которые мы рассчитываем всё-таки здесь размещать.
Прошу по этому вопросу подготовить окончательные предложения в проект протокольного решения, помимо того, о чём я сказал.
Источник: http://government.ru/news/21140/