Заседание Правительства
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Антона Силуанова об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев текущего года
Стенограмма:
Д.Медведев: Уважаемые коллеги, у нас сегодня обширная повестка дня, много вопросов. Часть из них носит, может быть, относительно технический характер, часть – вполне содержательный. Прежде чем мы начнём их рассматривать, хочу сказать, что я подписал документ, который касается тоже вроде бы момента достаточно технического, тем не менее важного. С 1 января следующего года во всех правительственных документах, где была упомянута ставка рефинансирования Центрального банка, будет использоваться ключевая ставка Банка России, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законом Российской Федерации. Сегодня ключевая ставка является основным индикатором денежно-кредитной политики в стране, поэтому такое решение (мы о нём говорили в ходе различных совещаний, консультировались с Центральным банком, с коллегами) вполне закономерно. Просил бы этим и руководствоваться.
Теперь по повестке дня. Сначала идёт блок вопросов, который касается исполнения федерального бюджета, федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы. Это традиционный набор вопросов. Мы такой анализ проводим каждые три месяца, с тем чтобы понимать, с какой эффективностью расходуются бюджетные средства. И посмотрим сегодня также итоги за первые три квартала текущего года. Несколько слов буквально об этом.
Несмотря на сложный экономический фон, бюджетная система по основным параметрам остаётся стабильной и сбалансированной, обязательства государства по выплате пенсий, по различным пособиям и субсидиям выполняются в полном объёме, в том числе за счёт резервов, которые были сформированы в предыдущие годы. Подробнее доложит Министр финансов.
Я несколько цифр назову тем не менее. Доходы бюджета превысили 10 трлн рублей, это на 10% больше запланированного. Постепенно улучшается структура доходной части за счёт увеличения доли доходов, которые не связаны с нефтью и газом. В течение последних двух кварталов они формируют больше 55,5% доходов бюджета, это приблизительно на 5% больше, чем за девять месяцев прошлого года. В основном это налоговые поступления от целого ряда платежей.
Доля нефтегазовых доходов, соответственно, уменьшается, сейчас она составляет около 44%. Конечно, в определённом смысле это объясняется динамикой нефтяных цен. Вместе с тем это всё-таки результат некоторого сдвига, который наметился в структуре внешней торговли и в производственной деятельности.
За девять месяцев израсходовано почти 11 трлн рублей – на 7% меньше, чем прогнозировалось. Это 70% от плана. Неплохой показатель по кассовому исполнению бюджета за последние годы.
За прошедшие три квартала мы получили дефицит федерального бюджета в районе 650 млрд рублей, или 1,2% ВВП, – чуть меньше, чем в первой половине года.
Что касается резервов, объём средств резервного фонда на 1 октября составляет около 4,7 трлн рублей, Фонда национального благосостояния – более 4,8 трлн рублей.
Теперь о расходовании бюджетных денег.
На сегодняшний день утверждено более 40 федеральных целевых программ – строго говоря, 45 ФЦП и одна подпрограмма. Объём финансирования ФЦП на этот год составляет почти 1 трлн рублей. Это солидные средства, если учитывать жёсткие бюджетные ограничения, которые сегодня существуют. По оценкам Минэкономразвития (коллеги ещё эти оценки воспроизведут), только 22 программы можно назвать абсолютно эффективными, по двум программам результаты неудовлетворительные. Это у нас, к сожалению, история повторяющаяся. Нужно думать, каким образом поступать с такими программами в будущем, даже при понимании важности тех расходов, которые в них запланированы.
И по адресной инвестиционной программе. Общий объём бюджетных ресурсов, которые планируется направить на её выполнение в этом году, – около 900 млрд рублей. Должно быть построено или модернизировано почти 1900 различных объектов (без учёта гособоронзаказа), более 600 из них вводится в эксплуатацию до конца года.
Теперь по другим вопросам.
Мы с вами рассмотрим сегодня документ, который касается амнистии капиталов, по сути, это уже исполнение Послания Президента. Речь идёт о продлении на шесть месяцев, до 30 июня 2016 года, срока, когда можно подать так называемую специальную декларацию о своих активах, о счетах в иностранных банках. Соответствующие изменения предлагается внести в федеральный закон, который регулирует проведение этой декларационной кампании. Решение по известным причинам принимается для того, чтобы по этому направлению те, кто ещё не решил, пользоваться этим механизмом или нет, могли бы ещё раз подумать и сделать это.
Следующая тема, которая волнует, пожалуй, всех, кто занимается планированием семьи. Мы рассмотрим законопроект, который продляет программу материнского капитала на два года, до конца 2018 года, что также основано на Послании Президента. Сегодня это, наверное, самая эффективная форма поддержки семьи, она остаётся и самой востребованной.
Мы многократно к этой теме возвращались, обсуждали основные проблемы – они, конечно, финансовые, эта программа дорогостоящая. В этом году возможности использования материнского капитала тем не менее были расширены. Продление программы материнского капитала позволит выдать сертификат на такие деньги более чем 1,5 млн семей. Конечно, это дополнительная нагрузка на бюджет, но решения все приняты, и мы на это пойдём, имея в виду исключительно важный положительный эффект от такого рода решений.
Ещё один законопроект касается защиты участников долевого строительства. Тема тоже сложная, потому что случаи, когда люди вкладывают деньги, а их обманывают, к сожалению, распространены до сих пор. Недобросовестные застройщики затягивают и сроки строительства, и нарушают договорённости, деньги иногда просто исчезают. Целый ряд решений был принят раньше.
Предлагается также уточнить целый ряд других полномочий, целей, на которые, например, застройщик может направить средства участников долевого строительства. Предлагается разрешить использовать эти деньги на возмещение затрат на строительство объектов социальной инфраструктуры, которые предусмотрены проектами по строительству жилья.
Также для обеспечения прав участников долевого строительства можно будет использовать механизм банковского проектного финансирования. Банк, который предоставляет застройщику кредит на строительство жилья, это делает, деньги дольщиков будут храниться на специальных счетах в этом банке, а к застройщику они поступят только после того, как он закончит все работы и люди получат квартиры. Посмотрим, насколько востребованной окажется такая система работы.
Целый ряд документов носит международный характер, в том числе связан с нашими контактами и переговорами, которые на следующей неделе будут в Китайской Народной Республике, также посмотрим на эти документы.
Вопросов, ещё раз повторяю, достаточно много. Просил бы всех выступать предельно компактно, но, конечно, освещая основные положения того или иного вопроса.
Сначала по федеральному бюджету – Антон Германович Силуанов.
А.Силуанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Макроэкономические условия в январе – сентябре текущего года складывались несколько хуже, чем мы ожидали, что, естественно, повлияло и на ход исполнения бюджета. Основные испытания пришлись на первое полугодие текущего года. Во второй половине ситуация несколько стабилизировалась, и, несмотря на начавшийся с октября текущего года виток снижения цен на нефть, ряд показателей, касающихся промышленного производства, валового внутреннего продукта, показывают устойчивое положение.
Исполнение бюджета. За девять месяцев федеральный бюджет исполнен с дефицитом 1,2% ВВП. Доходы, если мы рассмотрим их по аналогии с соответствующим периодом прошлого года, снизились примерно на 1,7% валового внутреннего продукта, что связано с макроэкономическими показателями. Нефтегазовые доходы снизились за девять месяцев по сравнению с прошлым годом на 17,9%, но в то же время ненефтегазовые доходы выросли на 8,3%.
Связано это в первую очередь с доходами, поступившими от налога на добавленную стоимость, и ростом налога на прибыль в связи с ростом прибыли прибыльных предприятий. Рост налога на добавленную стоимость связан как с мерами по улучшению администрирования налоговых доходов, так и с всплеском продаж в конце прошлого года, результат которых мы увидели в виде доходов уже в этом году.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета по итогам девяти месяцев составил 9,7% валового внутреннего продукта, что выше, чем в прошлом году, на 1,3 процентного пункта.
Оценка исполнения в текущем году. Мы ожидаем в 2015 году дефицит бюджета в размере 2,9% ВВП. Напомню, что бюджетом предусматривался этот показатель на уровне 3,2% ВВП. За счёт этого, мы видим, сокращение дефицита будет связано с тем, что часть расходов будет оставлена в остатках и перейдёт на следующий год. Сумма таких остатков составит 192 млрд рублей, из которых 35 млрд – это оплата заключённых контрактов, которые не будут заключены, но будут оплачены в следующем году; 43 млрд рублей – это мероприятия в сфере национальной обороны, которые в соответствии с законодательством также переходят на следующий год; 11 млрд рублей – это средства федерального дорожного и инвестиционного фондов; 99,2 млрд рублей – это те остатки, которые могут быть направлены в антикризисный фонд следующего года в целях их использования в следующем году по решениям Правительства Российской Федерации.
Несколько слов об исполнении бюджета в разрезе министерств и ведомств. В целом на 1 декабря расходы исполнены на уровне 83,3% к уточнённой росписи, но по целому ряду министерств и ведомств необходимо предпринять дополнительные усилия по использованию тех бюджетных ассигнований и выполнению целей, которые учтены в бюджете. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока использовало свои ассигнования на 13,4%, Федеральное агентство по обустройству госграницы – 49%, Космическое агентство – тоже 49%, Агентство воздушного транспорта – 51%. И целый ряд других министерств и ведомств. Вся информация представлена в отчёте. Этим нашим коллегам нужно подтянуться. Осталось меньше месяца. Тем не менее необходимо принять меры для более полного исполнения бюджетных ассигнований.
Расходы. Большая часть расходов, как у нас исторически складывается, в декабре. В декабре предстоит профинансировать около 2,4 трлн бюджетных расходов, или 15,1% к уточнённой росписи. Этот показатель лучше, чем в других, более ранних годах. Я хочу сказать, что в 2013–2014 годах показатель составлял около 16–17%. Это связано с тем, что мы в первый месяц текущего года большие объёмы авансов выдали в экономике и тем самым снизили давление на декабрьские расходы.
Хотелось бы отметить, что предстоят большие расходы в части контрактуемых расходов и бюджетных инвестиций – 991 млрд рублей, межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам – 358 млрд рублей. Это все ассигнования, которые нам необходимо профинансировать в декабре.
Межбюджетные трансферты субъектам – 258 млрд рублей. Из ведомств бо́льшая часть этих расходов падает на Минфин в части финансирования межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам и бюджетам субъектов Российской Федерации. Также большие расходы предстоит осуществить министерствам силового блока, Роскосмосу и Минпромторгу.
Резервы. Резервный фонд в этом году будет использован в сумме 2,6 трлн рублей. Мы не воспользуемся в этом году правом задействовать дополнительно 500 млрд рублей резервного фонда на случай, если нам не будет хватать доходов. В результате на конец года Резервный фонд Правительства составит 3,4 трлн рублей, а Фонд национального благосостояния – 4,9 трлн рублей. Общий объём резервов составит 8,3 трлн, или 11,3% ВВП.
Хотелось бы доложить, что средства ФНБ в этом году активно направляются на инфраструктурные проекты. На 1 декабря вложено 427 млрд рублей в семь инфраструктурных проектов, среди которых Байкало-Амурская магистраль, сооружения АЭС в Финляндии, приобретение тягового подвижного состава, Центральная кольцевая автомобильная дорога.
Регионы. Исполнение бюджетов регионов складывается лучше, чем в прошлом году, собственные доходы, налоговые и неналоговые, возросли на 8%, при этом рост наблюдается в 67 регионах, падение доходов – в 16 регионах.
Наиболее высокие темпы мы видим в Сахалинской области – 52%, связано это с тем, что поступают доходы от СРП; в Якутии и Бурятии, Магаданской и Мурманской областях это связано с дополнительными поступлениями, более высокими темпами роста поступлений налога на прибыль.
Наиболее низкие темпы в Республике Мордовия, Тюмени, Омской области и Калининградской области, это также связано с тем, что в отдельных регионах база была достаточно высокая в прошлом году, в отдельных регионах мы видим просто сокращение поступлений по налогу на прибыль. Налог на доходы физических лиц исполняется достаточно стабильно, и темп его роста составляет около 5% к уровню прошлого года.
У нас, напомню, доходы выросли на 8%, расходы выросли на 1,9%, при этом профицит составил 392,7 млрд рублей по состоянию на 11 месяцев. При этом за соответствующий период прошлого года профицит бюджетов регионов составил 65 млрд рублей. То есть в этом году, мы надеемся, будет лучше исполнение бюджета в целом по году, хотя мы ожидаем всё равно дефицитный уровень бюджетов субъектов Российской Федерации, если смотреть в целом по консолидированному бюджету.
Долги. Долги регионов за 10 месяцев (пока есть такая отчётность) выросли на 4%, но если посмотреть долю к налоговым, неналоговым доходам, то их доля пока снижается, потому что налоговые, неналоговые доходы выросли на 8%. Регионы, которые наиболее нас беспокоят, – это Мордовия (долг – 156% к налоговым, неналоговым доходам), Астрахань – 152%, Костромская область – 124%. В этой связи мы принимаем меры поддержки регионов, и до конца года, в декабре, будет дополнительно оказана поддержка этим трём регионам как в виде дотаций на сбалансированность, так и в виде кредитной поддержки, с тем чтобы снизить давление долговой нагрузки, чтобы эти регионы могли исполнить свои расходные обязательства.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Меры бюджетной политики, которые мы принимаем в текущем году, дали результат. Инфляция за последние месяцы, последние два квартала, не превышает 2%. Замедлился существенно отток капитала, и это тоже результат наших действий в области бюджетной политики. За 11 месяцев отток составил 53 млрд долларов США, это более чем в два раза ниже (наша оценка – 60 млрд долларов по концу года), чем первоначальные оценки.
Приток инвесторов мы видим на рынок государственных бумаг (более 140 млрд рублей), вернулись иностранные инвесторы к нам на рынок. Это также позитивно сказывается на заимствованиях наших корпораций. И нам удалось прекратить падение ВВП начиная с июня текущего года. Считаю, что меры, которые мы приняли в области денежно-кредитной и бюджетной политики, сыграли положительную роль. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Антон Германович. Давайте сразу послушаем по ФАИП, это будет логично. Алексей Валентинович, прошу вас.
А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
У нас очень большая просьба к Веронике Игоревне (обращаясь к В.Скворцовой), мы тоже подключимся, для того чтобы это навёрстывать. Ещё несколько актуальных позиций, связанных с возможностями эффективно реализовывать федеральные целевые программы и ФАИП в целом в следующем бюджетном периоде.
Первое. У нас есть серьёзная проблема с тем, чтобы мы включили в соответствии с поручениями Президента в ФАИП не только объекты, финансируемые непосредственно из бюджета, но и объекты акционерных обществ, государственных корпораций и компаний с государственным участием. Для этой цели мы подготовили соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. К сожалению, законодатели ещё не приняли этих решений, поэтому нам нужно сейчас на уровне актов Правительства принимать решение о переходном периоде 2016 года, о тех переходных положениях, которые позволят выполнить поручение Президента без изменений в Бюджетный кодекс. Такие поправки подготовлены, нам необходимо их максимально быстро реализовывать.
Второе. Мы подготовили предложения о том, чтобы перейти на двухэтапную процедуру включения крупных инвестпроектов, тех проектов, которые не относятся к числу проектов повторного применения, в Федеральную адресную инвестиционную программу. Это позволит нам обеспечить и более точные решения, потому что предполагается, что первый этап, ещё до разработки проектной документации, представляет собой обоснование инвестиций с учётом результатов инженерных изысканий, геоподосновы, определения мощностей, после этого принимается решение о бюджетных инвестициях принципиальное, и потом уже, на втором этапе, принимается решение о строительстве объекта с учётом полученных на первом этапе результатов. Мы надеемся, что это обеспечит большую публичность, прозрачность всей процедуры и создаст возможность заключения контрактов сразу и на проектирование, и на строительство объектов.
Третья позиция. У нас изменилась процедура парламентского контроля за ходом формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы. И новые изменения в закон о парламентском контроле, который уже принят Государственной Думой, требуют предоставления главными распорядителями бюджетных средств большого количества новых документов, причём таких документов, как, например, документов, связанных с оформлением земельных участков, что для ряда объектов (прежде всего линейные объекты: трубопроводы, сети) чрезвычайно сложно будет для главных исполнителей. Надо к этому готовиться, чтобы не допустить здесь срыва нормативного обеспечения реализации Федеральной адресной инвестиционной программы.
И ещё одно. В ходе парламентской работы мы, к сожалению, допустили ситуацию, при которой у нас были перераспределены средства 17 объектов. Это примерно 8 млрд рублей. Причём это объекты, по которым заключены контракты, есть обязательства по этим контрактам. В этой ситуации контракт оказывается в сложном положении. При этом в результате распределения только 3 млрд были закреплены за определёнными объектами, а 5 млрд были оставлены в резерве и оставлены на главе Минфина. Нам нужно, мне кажется, избегать таких ситуаций, потому что возникают риски по контрактам, с одной стороны, а с другой стороны, зарезервированные средства не могут быть направлены на начало работ, и работа отодвигается на более поздние периоды, соответственно, возникают риски неввода объектов. Концентрация нашей работы на этих направлениях, мне кажется, позволит повысить эффективность реализации ФЦП и ФАИП и увеличить количество действительно вводимых в строй объектов. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, коллеги, есть два сообщения, они носят текущий характер. Мы действительно делаем это каждые три месяца, но если есть какие-то соображения, которыми хотелось бы поделиться, пожалуйста. Есть?
В.Скворцова: Да. Если можно, Дмитрий Анатольевич, я хотела бы откомментировать ситуацию с Федеральной целевой программой химической и биологической безопасности. Она была принята 28 апреля постановлением Правительства, и в связи с необходимостью принять нормативную базу – и, самое главное, внести изменения в государственный оборонный заказ с учётом, что мероприятия этой программы имеют двойное назначение, – начало реализации пришлось на вторую половину сентября.
В настоящий момент 92% всех средств законтрактовано, и в течение ближайшей недели будет законтрактовано 98% средств. В связи с тем, что это долговременные контракты, двух- и трёхгодичные, никаких вопросов по реализации программы не будет. У нас при конкурсных процедурах образовалась экономия – 134 млн, эти деньги будут возвращены в федеральный бюджет с учётом оптимизации медико-экономического задания и их образования. Опасений реализация этой программы не вызывает на сегодняшний момент. Спасибо.
Д.Медведев: Хорошо. Тогда продолжите общение на эту тему с коллегами, чтобы все нюансы отразить также в дальнейшей работе. Есть ещё комментарии? Нет. Давайте тогда примем эти сообщения к сведению.
Единственное, на что хотел бы обратить внимание: действительно, кое в чём меняется законодательство, в том числе в части, касающейся Адресной инвестиционной программы, о чём сказал Алексей Валентинович Улюкаев. Об этом, собственно, нас просили наши коллеги – депутаты Государственной Думы, полагая, что это будет способствовать лучшему взаимодействию между парламентом и Правительством, лучшему погружению, что называется, в материал.
Мы об этом договорились, просто я просил бы всех, в том числе и Министерство экономического развития, смотреть за тем, как эти процессы пойдут, потому что это новелла. Если всё-таки мы почувствуем, что там что-то буксует, я не исключаю, что нам придётся снова сесть и эти вопросы проговаривать с коллегами-депутатами, потому что это было сделано именно по просьбе наших товарищей.
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2015 года №1340
Источник: http://government.ru/news/20977/