Об инвестиционном проекте по строительству Багаевского гидроузла на реке Дон

Справка

Внесено Минэкономразвития России.

Развитие внутреннего водного транспорта сдерживается наличием в Единой глубоководной системе европейской части России (далее – ЕГС) лимитирующих участков, препятствующих увеличению пропускной способности внутренних водных путей.

Прогнозные данные свидетельствуют о высоких рисках сохранения аномально низкой маловодности рек Волжско-Камского и Донского бассейнов в период до 2024–2030 годов. Вследствие малой водности к наиболее критическим лимитирующим участкам ЕГС относится в том числе участок реки Дон между Кочетовским гидроузлом и хутором Арпачин.

Волго-Донской водный путь – наиболее загруженная часть ЕГС. По нему осуществляются транзитные перевозки с рек Камы, Волги и из Каспийского бассейна в направлении Азово-Черноморского бассейна. За последние годы на Волго-Донском водном пути наблюдался устойчивый рост перевозок.

На основном протяжении ЕГС, за исключением нескольких участков, установлена гарантированная глубина судового хода 4 м. На реке Дон ниже Кочетовского гидроузла установлена гарантированная глубина 3,4 м при обеспечении навигационного сброса воды из Цимлянского водохранилища. При этом в навигацию 2015 года в условиях недостатка водных ресурсов Цимлянского водохранилища и ограничения сбросов воды из него гарантированная глубина на участке ниже Кочетовского гидроузла обеспечивалась на протяжении всего нескольких дней в июне и июле, а средняя глубина в июле не превысила 3,2 м (в августе – 2,8 м).

Суммарные потери провозной способности флота составляли, по оценке судоходных компаний, более 2,6 млн т за навигацию. Кроме того, для прохода лимитирующего участка нижнего Дона суда вынуждены частично разгружаться с последующей обратной загрузкой, что в полтора-два раза увеличивает время рейса. Дополнительные потери грузопотока оцениваются более чем в 3,5 млн т.

К 2020 году реальная потребность в перевозке грузов через Волго-Донской водный путь составит более 18 млн т грузов.

Таким образом, малая водность на участке внутреннего водного пути на реке Дон ниже Кочетовского гидроузла в настоящее время является основным препятствием для перевозок грузов внутренним водным транспортом в направлении Азово-Черноморского бассейна.

С целью повышения гарантированных судоходных глубин на этом участке подписанным постановлением в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» (утверждена постановлением Правительства от 5 декабря 2001 года №848, далее – Программа) включён инвестиционный проект по строительству Багаевского гидроузла на реке Дон (далее – инвестиционный проект).

Срок реализации проекта – 2016–2020 годы. Реализация проекта будет финансироваться за счёт перераспределения средств в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Общий объём финансирования госпрограммы не меняется.

Постановление Правительства РФ от 29 июля 2016 года №725

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/docs/24179/