О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Справка
Целью постановления является обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации на медицинскую помощь за счёт бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе бюджетов фондов обязательного медицинского страхования.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; средние нормативы объёма медицинской помощи; средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи; средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учётом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учётом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Документ содержит ряд новых положений:
- существенно снижен средний норматив объёма стационарной помощи: с 2,78 койко-дня на одного жителя в 2012 году до 2,35 койко-дня в 2015 году (или на 0,43 койко-дня), в рамках базовой программы ОМС – с 1,894 до 1,59 соответственно (или на 0,304 койко-дня). Это должно привести к структурным преобразованиям в системе оказания медицинской помощи как за счёт переноса объёмов стационарной помощи на амбулаторный этап (поликлиники, дневные стационары), так и сокращения избыточного коечного фонда. Вместе с тем рост объёмов медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневных стационаров является не настолько значительным, как сокращение стационарной помощи. Так, число пациенто-дней на одного жителя увеличивается с 0,59 в 2012 году до 0,71 в 2015 году (или на 0,12 пациенто-дня), в рамках базовой программы ОМС – с 0,49 до 0,59 соответственно (или на 0,1 пациенто-дня);
- дифференцируются средние нормативы объёмов медицинской помощи на основе введения новых показателей – посещения с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также посещения по оказанию паллиативной медицинской помощи), посещения по неотложной медицинской помощи, обращения в связи с заболеванием, койко-дни паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях. Это даёт возможность запланировать рост объёмов тех конкретных видов помощи, развитие которых является приоритетным (профилактические мероприятия, паллиативная помощь, медицинская помощь в амбулаторных условиях). Вместе с тем рост числа посещений по неотложной медицинской помощи (с 0,36 в 2013 году до 0,6 в 2015 году) происходит при сохранении неизменным норматива объёма скорой медицинской помощи: 0,318 вызова на весь период 2013–2015 годов;
- приведена новая классификация рекомендуемых способов оплаты медицинской помощи (из утверждённого на 2012 год перечня исключены неэффективные способы, например оплата по среднепрофильному койко-дню), что позволяет конкретизировать требования к территориальным программам ОМС в отношении выбора, ориентированного на результат способа оплаты.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учёта расходов федерального бюджета), составляют в 2013 году 9032,5 рубля (на 1399,1 рубля больше, чем в 2012 году), в 2014 году – 10294,4 рубля, в 2015 году – 12096,7 рубля, в том числе за счёт средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счёт субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году – 5942,5 рубля, в 2014 году – 6962,5 рубля, в 2015 году – 8481,5 рубля.
Таким образом, стоимость Программы в 2013 году вырастет почти на 200 млрд рублей по сравнению с 2012 годом при численности населения 142,87 млн человек.
Новизна структуры и содержания Программы связана с вступлением в силу с 1 января 2013 года норм законодательства об охране здоровья граждан, регулирующих подготовку и утверждение Программы и территориальных программ.
Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. №1074
Источник: http://government.ru/docs/6861/