О применении риск-ориентированного подхода при государственном надзоре в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Справка

Подготовлено МЧС России в целях реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (паспорт приоритетной программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года).

Федеральным законом от 13 июля 2015 года №246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход. Виды государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный подход, определяются Правительством России. При этом Правительство вправе определить виды госконтроля, которые могут проводиться с применением риск-ориентированного подхода ранее этого срока.

В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля постановлением Правительства от 17 августа 2016 года №806 был утверждён перечень видов контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. Постановлением Правительства от 2 марта 2017 года №245 в перечень были включены в том числе государственный надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подписанным постановлением вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства в целях урегулирования правоотношений, связанных с применением риск-ориентированного подхода в этих видах государственного надзора.

В Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны (утверждено постановлением Правительства от 21 мая 2007 года №305) и Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утверждено постановлением Правительства от 24 декабря 2015 года №1418) внесены изменения, которыми, в частности, определяются критерии и порядок отнесения объектов государственного контроля (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) к определённым категориям риска с учётом критериев оценки вероятности и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ими обязательных требований.

Государственный надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с применением риск-ориентированного подхода будет осуществляться в виде плановых проверок с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов), содержащих вопросы, затрагивающие обязательные требования в отношении объектов надзора.

Кроме того, внесены изменения в постановления Правительства от 17 августа 2016 года №806 и от 2 марта 2017 года №245 в части исключения необходимости разработки МЧС России проектов актов Правительства об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска и или определённому классу (категории) опасности в целях применения риск-ориентированного подхода при:

— государственном надзоре во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок;

— лицензионном контроле за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

— лицензионном контроле за деятельностью по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Риск-ориентированный подход при этих видах государственного надзора и лицензионного контроля планируется реализовать на основе применения утверждаемых в установленном порядке индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Принятые решения позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этих сферах при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 года №864

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/docs/28606/