О корректировке методики распределения субвенций субъектам Федерации на выполнение полномочий в сфере обязательного медицинского страхования

Справка

Внесено Минздравом России.

Проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предполагает ежегодный прирост размера субвенций, направляемых из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС на осуществление регионами переданных с федерального уровня полномочий в сфере ОМС, на 10,6%, 7,6% и 6,6% соответственно. Планируется, что общий объём субвенций в 2019–2021 годах достигнет уровня 2,1 трлн рублей, 2,2 трлн рублей и 2,4 трлн рублей соответственно. Рост объёмов субвенций положительно отразится на качестве оказываемой гражданам медицинской помощи. Размеры субвенций учитывают расходы, запланированные в рамках национальных проектов по реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Размер субвенции учитывает увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала для устранения кадровых диспропорций и дефицита по отдельным специальностям некоторых медицинских работников: врачей – на 23,6 тысячи человек и младшего медицинского персонала – на 43 тысячи человек (за три года). Расходы на эти цели составят в 2019 году 12,3 млрд рублей, в 2020 году – 34,7 млрд рублей, в 2021 году – 50,4 млрд рублей.

Также субвенции рассчитаны с учётом финансирования оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2019 год – в размере 70 млрд рублей, на 2020 год – 115 млрд рублей, на 2021 год – 134,5 млрд рублей.

Постановлением Правительства от 5 мая 2012 года №462 утверждена методика распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение переданных органам государственной власти субъектов Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования (далее – Методика).

Проект постановления разработан в связи с изменением доли заработной платы медицинских работников в расходах на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Так, реализация Указа Президента России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» позволила решить задачу повышения к 2018 году заработных плат врачей до 200% от средней заработной платы в регионе.

В целях дальнейшего обеспечения роста заработной платы медицинских работников подписанным постановлением в Методику внесены изменения.

До настоящего времени коэффициент дифференциации, применяемый для расчёта размера субвенции территориальным фондам ОМС, рассчитывался как сумма индекса бюджетных расходов для региона и наибольшего значения одного из двух коэффициентов: суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате, либо отношения зарплаты в регионе к зарплате в России. Показатель зарплат медицинских работников играет существенную роль при расчёте размеров субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС. В связи с этим внесёнными в Методику изменениями увеличено значение весового коэффициента для суммы средневзвешенного районного коэффициента к зарплате и средневзвешенной процентной надбавки к зарплате и отношения зарплаты в регионе к зарплате в России (с 0,6 до 0,7). Таким образом, эти корректировки учтут увеличение доли заработной платы отдельных категорий медицинских работников до 70% в расходах региона на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.

Вместе с тем при расчёте субвенций будет использоваться новый показатель «коэффициент ценовой дифференциации бюджетных услуг». При этом в отношении регионов со сложными природно-климатическими условиями и ограниченной транспортной доступностью установлено повышенное предельное значение нового показателя, что позволит увеличить размеры их субвенций. Таким образом, корректировка Методики в этом отношении позволит обеспечить дальнейшее увеличение заработных плат медицинских работников согласно задачам, поставленным Президентом России. Установлены также повышенные предельные значения «коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг» по Республике Саха (Якутия), Камчатскому краю, Магаданской области, Ненецкому и Чукотскому АО.

Правительство России прогнозирует, что с учётом принимаемых мер размеры субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС в 2019 году возрастут практически по всем регионам. Вместе с тем подписанным постановлением предусматривается, что размер субвенций на 2019 год не может быть меньше распределённого на 2018 год. Реализация этой нормы позволит устранить возможные риски, связанные с изменением Методики.

Размер субвенции также учитывает увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала в целях устранения кадровых диспропорций и дефицита по отдельным специальностям некоторых медицинских работников в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204.

Внесённые в Методику изменения позволят усовершенствовать подходы к определению размера субвенций с учётом региональных особенностей субъектов Федерации.

Постановление Правительства РФ от 18 октября 2018 года №1240

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/docs/34442/