Об утверждении новой редакции Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года

Справка

Проект распоряжения об утверждении новой редакции Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Транспортная стратегия) подготовлен Минтрансом России во исполнение решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации 27 августа 2013 года.

Транспортная стратегия утверждена распоряжением Правительства от 22 ноября 2008 года №1734-р. Она определяет основные направления государственной транспортной политики на долгосрочный период, в том числе цели развития транспортной системы и принципы государственного регулирования транспортной деятельности. Транспортная стратегия охватывает все виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный), а также дорожное хозяйство.

Главная задача государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России – создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.

Фактическая реализация Транспортной стратегии началась в 2009 году.

За истекший период в рамках Транспортной стратегии реализованы крупные проекты во всех отраслях транспорта и в дорожном хозяйстве. Вместе с тем накопились вопросы, решение которых требует внесения изменений в Транспортную стратегию, в том числе в связи с необходимостью внедрения новых инновационных технологий и изменением объёмов финансирования проектов в сфере транспорта.

Новая редакция Транспортной стратегии разработана с учётом Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007–2010 годах и на период до 2015 года, Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года, Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и других отраслевых стратегий в сфере промышленности, энергетики, лесного комплекса и сельского хозяйства, стратегии социально-экономического развития регионов России.

Цели новой редакции Транспортной стратегии:

— формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры;

— обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;

— обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;

— интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны;

— повышение уровня безопасности транспортной системы;

— снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих основных задач:

— формирование и ведение транспортно-экономического баланса страны и планирование развития транспортной инфраструктуры на его основе;

— сбалансированное развитие интегрированной инфраструктуры транспортных коммуникаций всех видов транспорта;

— развитие крупных транспортных узлов, логистических товарораспределительных центров, сухих портов и терминалов на основных направлениях перевозок и на стыках между видами транспорта и обеспечение их единой технологической совместимости;

— ликвидация разрывов и узких мест транспортной сети, ограничивающих её пропускную способность;

— увеличение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры;

— освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры;

— обновление и наращивание парков грузового подвижного состава на основе транспортно-экономического баланса;

— создание рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг;

— совершенствование процедур допуска к коммерческой транспортной деятельности;

— создание интеллектуальных транспортных систем с использованием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и современных инфотелекоммуникационных технологий, информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов (обеспечивающих реализацию высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий);

— обеспечение доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и удалённых регионах России, в том числе по Северному морскому пути;

— развитие перевозок внутренним водным транспортом и технологий, обеспечивающих переключение на него грузопотоков в период навигации;

— планирование развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава на основе прогноза социально-экономического развития и транспортно-экономического баланса;

— развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок;

— формирование экономической и правовой модели конкурентного рынка доступных и высококачественных транспортных услуг для населения;

— развитие региональных авиаперевозок;

— создание конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в целях поставок;

— интеграция в международное транспортное пространство;

— повышение безопасности движения, полётов и судоходства;

— обеспечение состояния защищённости объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;

— обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на уровне, соответствующем международным и национальном требованиям;

— модернизация транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, направленная на снижение их негативного воздействия на окружающую среду;

— повышение доли использования экологически чистых видов топлива, гибридных и электрических двигателей транспортных средств, материалов и технологий;

— повышение энергоэффективности транспорта.

В соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства 27 августа 2013 года, в новой редакции Транспортной стратегии скорректированы сроки реализации и стадии работ по отдельным проектам, в том числе по проектам развития высокоскоростного железнодорожного движения, а также актуализирован план мероприятий по реализации Транспортной стратегии на среднесрочный период (2014–2018 годы).

Новая редакция Транспортной стратегии будет способствовать решению системных социально-экономических проблем, таких как:

— наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;

— недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов;

— недостаточное качество транспортных услуг;

— низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;

— недостаточный уровень обеспечения транспортной безопасности;

— усиление негативного влияния транспорта на экологию.

Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2014 года №1032-р

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/docs/13190/